2-3366(2014)
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
21 августа 2014 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя истца Филипповой Л.Я.,
представителя ответчика Комаренко А.В.,
при секретаре Куренковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Бирилюсского района в интересах инвалида Трембач М.П. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий по необеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающим права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бирилюсского района обратился в суд в интересах Трембач М.П. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании действий по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, нарушающими его права и обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, мотивируя требования тем, что Трембач М.П. на основании справки МСЭ является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации, согласно индивидуальной программе реабилитации, в виде двухкомпонентного дренируемого калоприемника в комплекте, 10 шт. на месяц, мешка дренируемого, 30 шт. на месяц, пояса для калоприемников и уроприемников, 6 шт. в год, пасты-герметика, 1 шт. в месяц, защитной пленки, 1шт. в месяц, очистителя для кожи, 1 шт. в месяц. Трембач М.П. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако ТСР до настоящего времени инвалида не обеспечил. Данные действия ответчика нарушают права Трембач М.П., не позволяют ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, противоречат положениям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и действующим постановлениям Правительства РФ, в связи с чем, прокурор обратился с иском в суд в интересах инвалида.
Определением суда от 21.08.2014 г. прекращено производство по делу в части требований Прокурора Бирилюсского района в интересах Трембач М.П. об обязании обеспечить ТСР в виде двухкомпонентного дренируемого калоприемника, мешка дренируемого, пасты-герметика, защитной пленки, очистителя для кожи.
В судебном заседании представитель истца Прокурора Бирилюсского района по поручению Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. поддержала оставшиеся заявленные исковые требования в интересах Трембач М.П. по аналогичным основаниям, указав, что необходимо обязать ФСС обеспечить Трембач М.П. поясом для калоприемников и уроприемников, из расчета 6 шт. в год.
Истец Трембач М.П., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в зал суда не явилась по состоянию здоровья, в заявлении к иску исковые требования прокурора поддержала, дело просила рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 12).
Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующий по доверенности от 01.01.2014 г. (л.д.18), по исковым требованиям возражал, ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством инвалид Трембач М.П. со дня обращения в Ачинский филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ поставлена на учет для обеспечения средствами реабилитации, ей выдано уведомление о постановке на учет. Однако, по заключенным государственным контрактам направления на поставку ТСР организациями-поставщиками исполнены частично, выданы двухкомпонентный дренируемый калоприемник, мешок дренируемый, паста-герметик, защитная пленка, очиститель для кожи, о чем представлены акты передачи, пояс для калоприемников и уроприемников, из расчета 6 шт. в год, еще не выдан.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Прокурора Бирилюсского района, заявленные в интересах инвалида Трембач М.П., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 утвержден Порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 указанного Порядка, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Из материалов дела следует, что Трембач М.П. 1944 г. рождения, на основании справки МСЭ от 13.03.2014 г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, сроком до 01.04.2015 г. (л.д.4).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 252 от 13 марта 2014 г. (л.д. 5-8), Трембач М.П. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе, поясе для калоприемников и уроприемников из расчета 6 шт. в год, и получила право на обеспечение ее техническими средствами реабилитации. С этой целью Трембач М.П. 07.04.2014 г. обратилась в филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации.
Согласно уведомлению от даты обращения истца, документы, поданные Трембач М.П., были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ (л.д.9).
Однако до настоящего времени техническое средство реабилитации в виде пояса для калоприемников и уроприемников из расчета 6 шт. в год, истцом ГУ КРО ФСС РФ не получено, направление на его получение ФСС не выдано, поставщиком ООО «Ланцет» выданы инвалиду 31.07.2014 г. двухкомпонентный дренируемый калоприемник в комплекте, мешки дренируемые, паста-герметик, защитная пленка, очиститель для кожи, по актам сдачи приемки (л.д.14-17).
Непредставление Трембач М.П. технического средства реабилитации пояса до настоящего времени не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", предусматривающего, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Трембач М.П. техническим средством реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязания ответчика выдать не предоставленное техническое средство реабилитации в виде пояса для калоприемников и уроприемников.
Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что предоставление технических средств (изделий) инвалиду осуществляется в объеме, определенном индивидуальной программой реабилитации, учитывая нуждаемость Трембач М.П. в поясе для калоприемников и уроприемников 6 шт. в год, суд считает необходимым обязать ФСС обеспечить данным ТСР инвалида из расчета 6 шт. в год, при этом, по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда ответчику в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Трембач М.П. техническим средством реабилитации незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Трембач М.П. техническим средством реабилитации – поясом для калоприемников и уроприемников из расчета 6 шт. в год, в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко