Дело № 2-2136/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2014 г г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Лазовской Г.И.,
с участием представителя истца Лобановой В.Н.,
при секретаре Слепуха Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, администрации <адрес> и <адрес>, администрации Ключинского сельсовета, Войсковой части № 58661-49, о признании проживающей на условиях социального найма в жилом помещении и о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, администрации <адрес> и <адрес>, администрации Ключинского сельсовета, Войсковой части № 58661-49, о признании проживающей на условиях социального найма в жилом помещении и о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, д.Каменка, <адрес>, мотивируя свои требования тем, что спорное жилое помещение было ей предоставлено на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, просит признать за ней право собственности в порядке приватизации (л.д.3-4).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены 3-ий отдел ФГКУ «Центррегионжилье», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. ( л.д.1).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Росимущества в <адрес> ( л.д.31).
Истец ФИО1 уведомленная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие(л.д.92).
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО5, заявленные исковые требования поддержала полностью, пояснила, что в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 74008, ФИО1, в 1996 году была предоставлена квартира, расположенная по адресу <адрес> д. Каменка <адрес> на состав семьи из двух человек. После заселения её семья стала проживать в данной квартире, на нее был открыт финансово-лицевой счет. Истица зарегистрирована в спорной квартире по месту жительства, содержит жилое помещение, оплачивает коммунальные услуги. Другой жилой площади, находящейся в собственности или занимаемой по договору социального найма, не имеет. Какого-либо органа Министерства обороны РФ, правомочного решить вопрос о передачи жилья в собственность, истице найти не представилось возможным, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 35), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49), по заявленным исковым требованиям возражает, поскольку спорная квартира в реестре муниципальной собственности <адрес> не числится, в число служебных не входит, находится не на территории <адрес>. ( л.д. 47).
Представитель ответчика Министерство обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.34), в суд не явился, ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57), согласно письменному отзыву на исковое заявление просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства обороны РФ (л.д.56).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 35), в суд не явился, ФИО7, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55), представила возражения на исковое заявление, согласно которым с заявленными исковыми требованиями не согласна, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 на период трудовых отношений, на основании договора найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда в РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент предоставления жилого помещения истицы, военный городок находящийся в д. Каменка являлся закрытым, поэтому ФИО1 было предоставлено жилое помещение в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда на время исполнения трудовых обязанностей. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениям жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Полагает, что у истца отсутствуют основания для признания права пользования жилым помещением на условиях социального найма и признание собственности на квартиру в порядке приватизации, расположенную по адресу: <адрес>, д. Каменка, <адрес>, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» (л.д.53-55).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 35), в суд не явилась, согласно представленному заявлению, Глава Ключинского сельсовета просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Ключинского сельсовета (л.д. 50).
Представитель третьего лица Войсковой части № 58661, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 36), в суд не явился, представил заявление, согласно которому спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части (л.д. 46).
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.35), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление ФИО10, представил возражения на исковое заявление, согласно которым с заявленными исковыми требованиями не согласен, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Исходя из содержания протокола заседания жилищной комиссии, предоставленные жилые площади являются служебными, в том числе и спорная квартира. Кроме того, полагает, что ФГКУ «Центррегионжилье» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления ФГКУ « Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ».Кроме того, истцом не соблюден досудебный порядок рассмотрения заявленных требований посредством обращения в уполномоченную организацию. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, спорное жилое помещение, приватизации не подлежит. ( л.д. 67-69).
Представитель ответчика ТУ Росимущества в <адрес>, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ( л.д.34-36), в судебное заседание не явились, причины не явки неизвестны, согласно письменному отзыву на исковое заявление ФИО8, представила возражения на исковое заявление, согласно которым с заявленными исковыми требованиями не согласна, просит иск оставить без рассмотрения, на основании ст. 222 ГПК РФ, по причине не соблюдения досудебного порядка, предусмотренного ст. 6 ч.3 ст. 8 ФЗ РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ. В связи с вышеизложенным, просит оказать истцу в удовлетворении исковых требований. ( л.д. л.д. 72-76).
Представитель ответчика <адрес>, 3-ий отдел ФГКУ «Центррегионжилье», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ( л.д.34-36), в судебное заседание не явились, причины не явки неизвестны.
Представители третьего лица ТУФА по управлению государственным имуществом в <адрес>, Федеральное агентство по управлению госимуществом по <адрес>, Агентства по управлению государственным имуществом <адрес>, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 34), причины неявки неизвестны.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему в 1999 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка <адрес> (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией <адрес>. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решением исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.23), Постановлениями Администрации <адрес> №57-п от ДД.ММ.ГГГГ г., от 13.05.1992г.№ 113-П, от 26.11.1992г. №484-П, от 21.06.1993г. №241-П (л.д.24-29). После включения населенного пункта д. <адрес> в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации <адрес> за период с 2004-2005 годов (л.д.30-49).
Истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с в/ч 74008, что подтверждается записями трудовой книжки о приеме на работу (л.д. 6-10), уволена по собственному желанию. Ее супруг ФИО9 также состоял в трудовых отношениях с восковой частью 74008, в связи с чем ему в 1996 году по решению жилищной комиссии на состав семьи из 2-х человек была предоставлена квартира, расположенная по адресу <адрес> д. Каменка <адрес> ( л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 умер ( л.д.19)
ФИО1 проживала и была зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>, д. Каменка, <адрес>, что подтверждается справкой начальника участка № филиала «Красноярский» ОАО «Славянка» (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью 74008 с ФИО1 на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № (л.д.12-13).
За все время проживания истца в спорном жилом помещении претензий по проживанию не поступало. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истца в спорном жилом помещении не оспорены, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено семье ФИО11 в 1996 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью.
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1996 году статуса служебной, а также о предоставлении ФИО1 указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено.
В судебном заседании также установлено, что истец право на приватизацию не использовал, что подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> (л.д. 23).
Спорная квартира в реестре служебных жилых помещений в <адрес> и в реестре объектов муниципальной собственности <адрес> не числится (л.д.22).
По сообщению Агентства по управлению государственным имуществом <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, д.Каменка, <адрес> (ранее – <адрес>-13, <адрес>) в реестре государственной собственности <адрес> не учитывается. (л.д.65).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, д.Каменка, <адрес> состоит на кадастровом учете под номером 24:02:0802086:433, имеет общую площадь 43,7 кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом помещения (л.д.14-15).
В Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и в Ачинском отделении ФГУП «Ростенхинвентаризация - Федеральное БТИ» сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: <адрес>, д.Каменка, <адрес> отсутствуют (л.д.20
Доводы представителя ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» о том, что квартира в <адрес> в д.<адрес> отнесена к числу служебных и включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны судом оценены и признаны необоснованными, поскольку, доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры ФИО1, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, в настоящее время такой статус (специализированного) спорного жилого помещения также сторонами не подтвержден, а потому суд приходит к выводу о том, что ФИО1 проживает в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как было указано выше, до ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р» дер.<адрес> исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ является объектом приватизации.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением № предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч.2 постановления № Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», № «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд д.<адрес> в муниципальную собственность <адрес> не передан.
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истец не имеет возможности.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что истцом ФИО1 право на приватизацию жилого помещения ранее не использовано, суд проходит к выводу о необходимости удовлетворения требований ФИО1 о признании за нею права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать ФИО1 проживающей в жилом помещении по адресу: <адрес>, д.Каменка, <адрес> на условиях социального найма.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на <адрес> д. <адрес>, общей площадью 43,7 кв. метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Лазовская Г.И.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.