Дело № 2 - 4981(2014)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2014 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием истицы Макаркиной Т.Н., ее представителя - Бауман Н.Л., действующего на основании доверенности, выданной 17.09.2014 г. на срок два года (л.д. 17),
представителя ответчика Администрации г. Ачинска – Ускова К.С., действующего на основании доверенности, выданной 09 января 2014 года на срок до 31 декабря 2014 года (л.д. 109),
при секретаре Шабалиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаркиной Т.Н. к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Макаркина Т.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении на территории города Ачинска благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда. Исковые требования изложила в уточненном исковом заявлении, мотивировав их тем, что она является лицом из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец К. Петрович по решению суда от 17 июня 1998 года был лишен родительских прав, мать – М., является инвалидом в связи с наличием у нее психического заболевания и состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Постановлением Администрации города Ачинска № 1271 от 25 ноября 1998 года над ней было установлено опекунство и за ней была закреплена жилая площадь размером 16,9 в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Ачинск. Тем не менее, на данный момент она не может проживать в указанном жилом помещении. На одного человека устанавливается жилая площадь 18 кв.м., однако, площадь комнаты где проживает ее мать М. составляет 16,9 кв.м., то есть менее установленной площади на одного человека. Невозможность совместного проживания с матерью, подтверждается распоряжением Администрации г. Ачинска от 20.01.2014 г. № 125-р. Договор социального найма с ней не заключался, а в вышеуказанном жилом помещении состоит на регистрационном учете и проживает ее мать, что подтверждается выпиской из домовой книги. Тогда как истица до настоящего времени проживает и зарегистрирована в квартире опекуна по адресу: г. Ачинск. Считает, что ответчик обязан ей предоставить жилое помещение, жилой площадью не менее 18 кв.м. и заключить с ней договор найма на жилое помещение. Ее мать страдает психическим заболеванием, является инвалидом.
Истица просит обязать Администрацию г. Ачинска предоставить ей на территории города Ачинска благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда (л.д. 27-28).
В судебном заседании истица Макаркина Т.Н. и ее представитель Бауман Н.Л., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержали по аналогичным основаниям подтвердив вышеизложенное, пояснили что в собственности у истицы жилых помещений нет. Истица, нанимателем какого-либо жилого помещения не является, проживает и зарегистрирована до настоящего времени в квартире у своей тети – Ч., являвшейся ее опекуном, по адресу: г. Ачинск, но никаких прав на данное жилое помещение у нее нет. По достижении ей 18 лет она обратилась в Администрацию г. Ачинска и была поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении. Кроме того, обращалась в Министерство образования и науки Красноярского края в феврале 2013 года. Однако, ей отказали в предоставлении жилого помещения, по причине того что за ней было закреплено жилое помещение по адресу: г. Ачинск. Но после того как Администрацией г. Ачинска было принято распоряжение от 20.01.2014 г. № 125-р об установлении факта невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении, она 02 октября 2014 года вновь собрала все необходимые документы и повторно обратилась в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о постановки на учет, включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени ответа из Министерства о результатах рассмотрения ее заявления она еще не получила. Администрацией г. Ачинска не принято никаких мер по предоставлению истице жилого помещения.
Представитель ответчика Администрации г. Ачинска – Усков К.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что поддерживает представленный письменный отзыв (л.д. 18). Кроме того, пояснил, что ответчик не оспаривает право Макаркиной Т.Н. на получение жилого помещения, но существует определенный, установленный порядок, который истицей не был соблюден. Поступившее от Макаркиной Т.Н. заявление, направленное в Министерство образования и науки Красноярского края, еще не рассмотрено комиссией, поэтому считает, что исковые требования истицей предъявлены преждевременно.
Представитель третьего лица – Министерства образования и науки Красноярского края, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился (л.д. 131, 133, 135, 136). В ранее представленном письменном отзыве, представитель третьего лица – В.М. Захаров, действующий на основании доверенности от 07.03.2014 г., просил дело рассмотреть в отсутствии представителя, а также указал, что для реализации своих жилищных прав гражданин обязан, до достижения возраста 23 года, обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, если гражданин не обратился и его возраст превысил 23 года, он не может быть обеспечен жильем в данном порядке. Обзором практики рассмотрения судами дел определено, что жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (а в настоящее время по договорам найма специализированного жилого помещения), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иными законами, оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, и как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. Из текста искового заявления не ясно, была ли мать истицы лишена родительских прав, либо судом был установлен факт утраты истцом попечения родителей. Если не была лишена родительских прав и не установлен факт утраты попечения родителей, то на Макаркину Т.Н. не распространяется льготный порядок обеспечения жилым помещением данной категории граждан. Факт наличия заболевания у матери истца, установленная (при соблюдении требований краевого законодательства) невозможность совместного проживания может являться причиной предоставления истице жилья, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 2 ст. 57 ЖК. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 98-100).
Третье лицо М. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена (л.д. 131, 135).
Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен (л.д. 132, 134). В состоявшихся ранее судебных заседаниях, представитель третьего лица – Брилева К.Н., действующая на основании доверенности от 09.01.2014 г., выданной на срок по 31.12.2014 г. (л.д. 59), в судебном заседании пояснила, что у истицы фактически есть место жительства. Кроме того, ею не соблюдена процедура постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. Макаркина Т.Н. обращалась в Министерство образования и науки Красноярского края через отдел опеки, 24.12.2013 г. ей было отказано в постановке на учет, так как за ней было закреплено жилое помещение по адресу: г. Ачинск. Истица также обращалась в Администрацию г. Ачинска с заявлением о признании совместного проживания невозможным, по результатам рассмотрения данного заявления было вынесено распоряжение об установлении факта невозможности проживания истицы в ранее занимаемом жилом помещении. На основании данного распоряжения, 24.03.2014 г. было вынесено постановление о признании утратившим силу пункта о закреплении за Макаркиной Т.Н. жилой площади. 02.10.2014 г. Макаркина Т.Н. повторно обратилась с заявлением в Министерство образования и науки Красноярского края через отдел по защите прав детей Управления образования Администрации г. Ачинска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. На комиссии представленные ею документы будут рассмотрены (л.д. 89).
Выслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 37 действовавшего до 01 марта 2005 года ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) решение о предоставлении лицу, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленных законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
В силу положений ст.17 п.11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа во внеочередном порядке действующим жилищным законодательством не предусмотрено (ст.57 Жилищного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Как установлено по делу, Макаркина Т.Н., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельства о рождении, мать истицы – М. (после вступления в брак ее фамилия (л.д. 77), отец – К. (л.д. 78). К. на основании решения Ачинского городского суда от 17 июня 1999 года лишен родительских прав в отношении дочери Макаркиной Т.Н. (л.д. 7).
Мать истицы является инвалидом второй группы, и по решению Ачинского городского суда от 30 декабря 1996 года была ограничена в родительских правах в отношении истицы (л.д. 53-55, 84). Первоначально опекуном истицы стала ее бабушка – З.Е.. После смерти бабушки, опекуном малолетней Макаркиной Т.Н., согласно постановления Администрации г. Ачинска № 1271-п от 25 ноября 1998 года была назначена ее тетя – Ч. (л.д. 10).
Кроме того, согласно п. 3 вышеуказанного постановления за малолетней Макаркиной Т.Н. была закреплена жилая площадь по адресу: г. Ачинск (л.д. 10).
Однако, постановлением Администрации г. Ачинска № 183-п от 24 марта 2014 года «О внесении изменений в постановление Администрации города Ачинска от 25.11.1998 № 1271-п» признан утратившим силу п. 3 постановления Администрации города Ачинска от 25.11.1998 г. № 1271-п «Об установлении опеки над малолетней Макаркиной Т.Н.» (л.д. 15).
Согласно справки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева», Макаркина Т.Н. в настоящее время обучается в филиале КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Ачинске на 3 курсе очного отделения (л.д. 51).
В соответствии с протоколом жилищной комиссии при Администрации города Ачинска, утвержденным распоряжением Главы города от 31.03.2010 г. № 0861-р, Макаркина Т.Н. была включена в список граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору найма (л.д. 19, 57).
До настоящего времени истице жилое помещение ответчиком не предоставлено, и она продолжает состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Более того, распоряжением Администрации г. Ачинска от 20 января 2014 года № 125-р был установлен факт невозможности проживания Макаркиной Т.Н., в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: город Ачинск, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (л.д. 16).
Кроме того, этим постановлением предписано Управлению образования Администрации города Ачинска уведомить в установленные законом сроки о принятом решении и направить распоряжение и пакет документов, подтверждающих факт невозможности проживания Макаркиной Т.Н. в ранее занимаемом жилом помещении в Министерство образования и науки Красноярского края (л.д. 16).
В собственности истицы никаких жилых помещений не имеется, что подтверждается сообщением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», и Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 43, 41, 42, 81).
Таким образом, истица ни на правах социального найма, ни на праве собственности жилья не имеет, зарегистрирована и проживает в квартире опекуна Ч. по адресу: г. Ачинск (л.д. 45). Каких-либо прав на иные жилые помещения не приобрела, что также подтверждается нахождением ее до настоящего времени на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу с 01 января 2013 года, предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для данной категории граждан. До принятия этого Закона дети-сироты, не успевшие до достижения 23-летнего возраста заявить о нуждаемости в жилье (встать на учет в качестве нуждающихся в жилье), теряли право получить его вне очереди. В связи с принятием Закона № 15-ФЗ внесены изменения в ЖК РФ, касающиеся дополнения видов жилых помещений специализированного фонда (ч.1 ст.92), а также назначения этого вида (ст.98.1), предоставления жилых помещений названным категориям лиц (ст.109.1) и невозможности выселения детей сирот из специализированного фонда без предоставления другого благоустроенного жилого помещения (п.5 ст.103).
Согласно решений суда о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, и постановления Администрации г. Ачинска № 1271-п от 25.11.1998 г. (л.д. 10), истица являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, по смыслу вышеуказанных норм действующего законодательства она отнесена к категории лиц, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеуказанными законами. В ходе судебного заседания установлено, что истица приобрела право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Возражая против исковых требований, ответчик ссылается на то обстоятельство что истицей не соблюден установленный порядок, в письменном отзыве ответчик указывает, что истцу не может быть предоставлено вне очереди жилое помещение в нарушение законных прав и интересов лиц, также имеющих аналогичный статус (л.д. 18).
Указанные доводы являются не состоятельными, так как по смыслу ст. 57 Жилищного кодекса РФ право навнеочередное предоставление жилого помещения не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, и данная норма закона не содержит требований о предоставлении жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории. Не указан срок в течение которого гражданин, имеющий право на внеочередное предоставление жилья должен быть обеспечен жилым помещением, что свидетельствует о том, что жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на его получение.
В феврале 2010 года она перестала находиться под опекой, и у нее как у нуждающейся в жилом помещении, возникло право на обеспечение жилым помещением. Истица до достижения ей 23-летнего возраста встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления, что свидетельствует о ее намерении реализовать предоставленное законом право на получение жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В 2013 году истица обращалась с заявлением в Министерство науки и образования Красноярского края, но ей было отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что за ней было закреплено муниципальное жилье в г. Ачинске (л.д. 80). Однако, как было указано выше, распоряжением Администрации г. Ачинска от 20 января 2014 года № 125-р был установлен факт невозможности проживания Макаркиной Т.Н., в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: город Ачинск, (л.д. 16). В связи с чем 02 октября 2014 года истицей вновь было представлено в Управление образования Администрации г.Ачинска заявление с необходимым пакетом документов для направления в Министерство науки и образования Красноярского края (л.д. 79).
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования истицы являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Макаркиной Т.Н. удовлетворить.
Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Макаркиной Т.Н. изолированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Ачинска Красноярского края, соответствующее норме предоставления жилого помещения, а также санитарным и техническим нормам, исходя из общей площади 33 кв. метра, с допусками установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Решениесуда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Дорофеева Н.А.
Решение не вступило в законную силу
Копия верна
Федеральный судья: Дорофеева Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2014 года.
Судья: