Дело № 5-13/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 14 января 2011 года
Мировой судья Станкин Д.А. Тентюковского судебного участка г. Сыктывкар Республики Коми, расположенного по ул. Петрозаводская, д. 25, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
ВАСИЛЬЕВА В. А., <ДАТА2>, уроженца г. <АДРЕС>
проживающего: г. Сыктывкар ул. <АДРЕС>,
не работающего,
ранее неоднократно привлекавшегося к административной ответственности за совершение
правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса РФ об АП,
привлекающегося по ч. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу, 19 декабря 2010 года около 03.20 час. Васильев В.А., управляя автомобилем марки ХХХ, г.р.з. ХХХ, и осуществляя движение напротив дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в г. Сыктывкар совершил столкновение с автомобилем, после чего с места дорожно-транспортного происшествия скрылся, чем нарушил требования п. 2.5 Правил дорожного движения РФ.
Административным органом действия Васильева В.А. квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об АП, то есть оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
В подтверждение виновности Васильева В.А. представлены материалы: протокол 11АА <НОМЕР> об административном правонарушении; справка по дорожно-транспортному происшествию, объяснение Васильева В.А. об обстоятельствах правонарушения, справка о том, что водительского удостоверения Васильев В.А. не получал.
На рассмотрение административного материала Васильев В.А. не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом по указанном им при составлении протокола месту жительства.
В силу ст. 25.1 Кодекса РФ об АП представленные на рассмотрение мирового судьи материалы позволяют принять решение в отсутствие привлекаемого лица.
Исследовав представленные материалы и оценив все доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 2.5 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, зафиксировать
в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению, сообщить о случившемся в милицию.
Рассматриваемые действия Васильева В.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкцией указанной статьи предусмотрено назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В отношении применения к Васильеву меры наказания в виде лишения права управления транспортными средствами следует учесть, что Васильев В.А. водительское удостоверение не получал.
В теории права специальным субъектом правонарушения признается лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта (достижение возраста административной ответственности и вменя-емость) также дополнительными признаками, обязательными для данного состава правонарушения.
В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
не содержится отдельного понятия "водитель", однако в ст.2 употребляется термин "участник дорожного движения", которым является "лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства".
В п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения», содержится толкование понятия "водитель" - это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
При этом важно отметить, что согласно ст. 27 ФЗ № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением после сдачи квалификационного экзамена.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что для установления признаков субъекта по данному составу правонарушения, а именно “водителя”, необходимо наличие специального права на управление транспортными средствами.
Касательно наказания в виде административного ареста, согласно п. 23Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при назначении данного вида наказания следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.
Понятие "административный арест", определяет административный арест как единственный вид административного наказания, объектной целью ограничения которого выступает такое личное благо человека, как свобода. Между тем, свобода личности является наиболее значимой (после жизни и достоинства личности) ценностью, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством на конституционном уровне (ст. 2 и ч. 1 ст. 22 Конституции РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматри-вающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность
(часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Поскольку рассматриваемая статья предусматривает альтернативное наказание, субъект данного правонарушения должен отвечать таким условиям, что выбор применяемого в конкретном случае вида наказания должен осуществляться исключительно в соответствии с вышеизложенными общими принципами назначения наказания и никак не быть заранее предопределен.
Принимая же во внимание, что одно из наказаний, перечисленных в санкции статьи, - лишение права управления транспортными средствами - предусматривает ответственность только специального субъекта, следует, что и в целом по делам данной категории ответственности подлежит только лицо, обладающее дополнительными признаками, - имеющее специальное право на управление транспортными средствами.
И напротив, отсутствие признаков специального субъекта, предусмотренных конкретным составом правонарушения, исключает административную ответственность за это правонарушение даже при наличии общих признаков субъекта.
С учетом изложенного, поскольку Васильев В.А. не обладает правом управления транспортными средствами, он не может являться субъектом данного правонарушения, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об АП.
В силу ст. 29.9 Кодекса РФ об АП при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об АП, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9-29.11, Кодекса РФ об АП,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу в отношении ВАСИЛЬЕВА В. А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об АП, прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд через Тентюковский судебный участок в течение 10 суток со дня его вынесения или вручения копии постановления.
Мировой судья Д.А. Станкин
Постановление вступило в законную силу «_____» __________________ 20 ___ г.
Секретарь судебного участка ____________________________