Дело № 2-1720/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Мировой судья Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Мелихова Н.А.
при секретаре Ермиловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 08 апреля 2011 г. дело по иску ххх1 к Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытка в размере 5 000 руб., судебных расходов в размере 400 руб., в обосновании своих требований указав, что 07.02.2010г. в 00.40 час. с друзьями из кафе направлялся домой, шли между домами ххх и 214 по ул. ххх г. Сыктывкара, в это время заметил подошедших сотрудников УВД. Далее сотрудниками ОМОНа, прибывшими позже, истец и его друзья были доставлены в УВД по г. ххх, где на истца был составлен рапорт и протокол об административном правонарушении, которым он признан нарушившим ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ. Материалы по указанному делу были направлены в суд. Постановлением мирового судьи Первомайского судебного участка производство по делу об административном правонарушении в отношении ххх1 было прекращено. Для представления своих интересов в судебных инстанциях по указанному административному делу истец обратился к ххх3 Взятые на себя обязательства ххх3 выполнил добросовестно и в полном объеме, а именно: сбор необходимых документов и сведений по административному делу, составление процессуальных документов, представление моих интересов в процессах мирового судьи Первомайского судебного участка. Расходы на оплату услуг представителя составили 5 000 руб.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика Министерства финансов РК в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо ххх4 указала, что должностные обязанности выполнила надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, судья установил следующие обстоятельства.
07 мая 2010 года дежурным УВД по г. ххх4 в отношении истца составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.1 КРФАП.
Согласно указанному протоколу 07 февраля 2010 года в 00 часов 40 минут ххх5 у ххх по ул. ххх в г. Сыктывкаре участвовал в драке, при этом громко ругался, выражаясь нецензурной бранью безадресно, на замечания не реагировал, своими действиями демонстративно нарушал общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу, провоцировал служебную собаку наряда ППС, пытаясь пнуть ее, вел себя агрессивно, при задержании отказывался сесть в служебную машину, хватался за форменную одежду, упирался, отталкивал, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.1 КРФАП - мелкое хулиганство.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
ххх6 образом, протокол фиксирует событие и состав административного правонарушения.
Постановлением мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара от 01.04.2010 года производство по делу об административном правонарушении было прекращено.
Мировой судья Первомайского судебного участка г.Сыктывкара указал, что находит вину истца в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КРФАП РФ, не установленной. Истец при составлении протокола и при рассмотрении дела последователь: утверждал, что он не совершал административного правонарушения, его показания полностью подтвердили свидетели ххх7, ххх8, Соломатин ххх9 образом, в действиях ххх5 не доказан состав правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что в связи с составлением в отношении истца протокола об административном правонарушении, привлечении его к административной ответственности последний 03.02.2010 г. обратился за юридической помощью к ххх3, что подтверждается копией нотариальной доверенности от 12.02.2010 г., квитанцией к приходному кассовому ордеру от 03.02.2010 г., ххх1 понес расходы на оплату услуг представителя ххх3 в размере 5000 рублей.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» разъяснено, что требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 27.1 КРФАП) и незаконным привлечением к административном ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 24.7 КРФАП суммы, израсходованные на оплату труда адвокатов по делам об административных правонарушениях, не входят в состав издержек по делу об административном правонарушении. ххх6 образом, эти суммы не могут быть взысканы по правилам ч.ч.2 и 3 ст. 24. 7 КРФАП.
Следовательно, согласно общему правилу расходы на оплату труда адвокатов по делам административных правонарушениях несут лица, привлекающие их для защиты своих прав и свобод.
Незаконное привлечение к административной ответственности при отсутствии в действиях лица всех необходимых признаков этого состава административного правонарушения затрагивает честь и доброе имя гражданина, что в свою очередь может повлечь для гражданина убытки в порядке статьи 15 Гражданского кодекса РФ, которые он вынужден был понести для восстановления нарушенного права.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года ххх расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы, на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069,1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
В силу ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьями 15,16 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего следующие элементы: причинение вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между его противоправным поведением и наступившим вредом; вину причинителя вреда.
Законом РФ от 18. 04. 1991г. ххх «О милиции» (с изменениями и дополнениями, действовавшими на момент рассмотрения дела об административном правонарушении) установлено, что милиция в Российской Федерации есть система органов исполнительной власти, которая входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
В ст. 35 Закона о милиции было установлено, что милиция финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений. Особо оговаривалось (ст. 7 Закона о милиции), что криминальная милиция может финансироваться только за счет средств федерального бюджета.
В ст. 47 Федерального закона от 07.02.2011 г. ххх "О полиции" определено, что деятельность полиции финансируется только из федерального бюджета.
Анализ приведённых выше правовых норм позволяет сделать вывод, что вред возмещается за счёт той казны, которая является основным источником финансирования должностного лица, совершившего незаконные действия.
ххх6 образом, из материалов дела следует, что виновным должностным лицом является сотрудник дежурной части УВД по ххх4, которая в свою очередь не приняла достаточных мер к сбору всех возможных доказательств относительно виновности истца, не обеспечила доказательственную базу, имеющую значение при рассмотрении дела об административном правонарушении, и соблюдении всех принципов административного законодательства.
Рассмотрение дела в дежурной части УВД по ххх проведено в условиях отсутствия достаточных данных, подтверждающих наличие либо отсутствие признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ, административный материал составлен «формально». Сам текст событий, указанных в протоколе, носит шаблонный характер, имеет печатанную форму в отличие от других данных, занесенных в протокол прописными буквами, более того фамилия привлекаемого лица написана неверно «Ноговицын», вместо «Наговицын», что в свою очередь исключает привлечение к административной ответственности ххх1.
Как установлено судом, должность дежурного по разбору УВД ххх4 - финансируется за счет республиканского бюджета, что подтверждается справкой УВД по ххх. Схема финансирования деятельности полиции не изменена.
Согласно подпунктам 17 и 56 пункта 5 Положения «О Министерстве финансов Республики Коми», утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2009 года № 409, Министерство финансов Республики Коми: организует в установленном порядке исполнение и исполняет республиканский бюджет Республики Коми; представляет в установленном порядке интересы Республики Коми по вопросам, связанным с исполнением республиканского, бюджета Республики Коми, в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти Республики Коми, органах местного самоуправления, судебных органов.
Поскольку производство по делу в отношении ххх1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, требования истца о возмещении убытков в виде расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, что подтверждается приходным кассовым ордером от 03 февраля 2010 года в получении денежных средств на сумму 5000 рублей, подлежат удовлетворению в полном объеме, так как представитель ххх3 представлял интересы в защиту при производстве по делу об административном правонарушении.
Довод представителя Министерства финансов Республики Коми о том, что надлежащим ответчиком по делу должен быть распорядитель средств- Министерство внутренних дел Республики Коми, суд находит несостоятельными, поскольку ст.1070 ГК РФ является специальной нормой, она конкретно определяет, за счет какой казны производится возмещение вреда, в частности в случае незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста. По смыслу ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, а в силу ст.158 БК РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика лишь по искам к Российской Федерации. ххх6 образом, ст.158 БКРФ к данным правоотношениям применяться не должна.
Исходя из анализа ст. 1070 ГК РФ и из того, что в отношении истца административное наказание в виде административного ареста к истцу не применялось, ответственность за вред не может быть возложена на финансовый орган, выступающий от имени казны Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что возмещение расходов по оплате услуг представителя в качестве убытков, понесенных ххх12 следует возложить на Министерство финансов РК за счет средств казны Республики Коми в полном объеме, поскольку несение расходов по оплате услуг представителя были неразрывно связаны с привлечением истца к административной ответственности и являются для него убытками, уменьшение убытков ст. 15 ГК РФ не предусмотрено.
В силу ст.103 ГПК РФ, ст. 333.36 под.19 НК РФ истцу надлежит возвратить уплаченную по чеку -ордеру ххх от 01.03.2011 г. государственную пошлину в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л:
Взыскать за счет средств казны Республики Коми с Министерства финансов Республики Коми в пользу ххх1 убыток в сумме 5 000 руб.
Возвратить ххх1 уплаченную по чеку -ордеру ххх от 01.03.2011 г. государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд через мирового судью в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 13 апреля 2011 года.
Мировой судья Н.А. Мелихова