РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года Алапаевский городской суд в составе председательствующего судьи Охорзиной С.А., при секретаре Лежниной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Кулешова А. В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, признании права на назначение досрочной страховой пенсии со дня подачи заявления,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии, признании права на назначение досрочной страховой пенсии с даты подачи заявления. В обоснование иска указал, что 24.06.2019 г. он обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда России в городе Алапаевске и Алапаевском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, согласно пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии он имел страховой стаж 34 года 2 месяца 10 дней, а стаж на соответствующих видах работ не менее 25 лет 3 месяцев 2 дней. В назначении пенсии ему было отказано решением ответчика от 10.09.2019 г. № в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Согласно решению пенсионного органа продолжительность специального стажа определена в 22 года 10 месяцев 29 дней. При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж периоды его работы общей продолжительностью 9 лет 05 месяцев 17 дней. Истец не согласен с отказом во включении в специальный стаж периодов работы с 06.07.1987 г. по 15.04.1988 г. в Алапаевском ГК ВЛКСМ заместителем заведующего отделом комсомольской организации - 9 месяцев 10 дней; с 16.04.1988 г. по 08.11.1989 г. в Алапаевском ГК ВЛКСМ в должности секретаря-заведующего отделом учащейся молодежи - 1 год 6 месяцев 23 дня. Данные периоды работы составляют 2 года 4 месяца 3 дня. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с последними изменениями и дополнениями, внесенными 12.04.1984), действовавшего до 22.09.1993г. и утратившего силу на территории РФ в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953, пенсии учителям и другим работникам просвещения за выслугу лет назначались при стаже работы по специальности не менее 25 лет.Данным Постановлением был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с пп. «а» п. 1 которого выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно п. 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Он работал на указанных выше должностях в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 и при этом более 20 лет проработал в учреждениях, организациях и на должностях, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, что составляет не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Следовательно, истец имеет право на зачет спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Поскольку на момент обращения к ответчику его стаж на соответствующих видах работ, дающих право для досрочного назначения пенсии по старости, составлял более 25 лет, право на пенсию у него возникло на дату обращения с заявлением в ГУ - УПФ РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе, т.е. с 24.06.2019.
Истец просит решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области от 10.09.2019 г. № признать незаконным в части отказа во включении в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с 06.07.1987 по 15.04.1988 в Алапаевском ГК ВЛКСМ заместителем заведующего отделом комсомольской организации, с 16.04.1988 по 08.11.1989 в Алапаевском ГК ВЛКСМ в должности секретаря-заведующего отделом учащейся молодежи, включить указанные периоды в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии по старости с 24.06.2019.
В судебном заседании истец на иске настаивает, в дополнение пояснил, что на должность заместителя заведующего отделом комсомольской организации его утверждали на бюро Горкома ВЛКСМ, а на должность секретаря – заведующего отделом учащейся молодежи, которая приравнивалась к должности третьего секретаря, он был избран на Пленуме ГК ВЛКСМ г. Алапаевска, по его мнению, обе должности являются и ответственными, и выборными.
Представитель истца по устному ходатайству Янгирова В.М. исковые требования Кулешова А.В. поддержала, в дополнение указала, что занимаемые истцом в спорный период должности относятся к выборным и ответственным, а данные периоды подлежат включение в его специальный стаж. Пенсия истцу с учетом изменений в законодательстве должна быть назначена с 24.12.2019. То, что пенсионный орган не произвел оценку пенсионных прав, не должно влиять на права истца.
Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Татаринова О.И с иском не согласилась по основаниям, указанным в решении Пенсионного фонда от 10.09.2019 №. Также указала, что при принятии решения об отказе в назначении пенсии Кулешову А.В. специалисты пришли к выводу, что занимаемые в спорный период им должности не относятся к выборным и ответственным. Требование о назначении пенсии с момента обращения не подлежит удовлетворению в связи с тем, что истцом на 31.12.2018 не выработан специальный стаж 25 лет, в связи с этим подлежит применению Постановление № 350, назначение пенсии откладывается в отношении истца на 6 месяцев. Так как обращение за назначением пенсии носит заявительный характер, истец вправе в случае удовлетворения его требований после вступления решения суда в законную силу вновь обратиться в пенсионный орган за назначением пенсии. Оценка пенсионных прав проводится на дату подачи заявления.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" четко разграничивает периоды применения ранее действовавшего законодательства, указав, в том числе, что перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, служба в составе Вооруженных Силах СССР, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного профессионального и профессионально-технического образования.
Согласно п. 3.1 Инструктивного письма от 30.06.1986 г. N 1-63-И Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
В силу п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1959 г. N 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В силу п. 1 Приложения 6 - "Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях" к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 N 400, учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности, в том числе: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом и др.
Согласно материалам дела истец 24.06.2019 обратился в ГУ Управление пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии ( л.д. 30-33).
Решением пенсионного органа от 10.09.2019 № истцу отказано в назначении досрочной пенсии по п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ ( л.д. 35-38). Согласно решения страховой стаж заявителя на 24.06.2019 составляет 34 года 2 месяца 10 дней, продолжительность стажа на соответствующих видах работ заявителя на 24.06.2019 с учетом применения Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № составляет 22 года 10 месяцев 29 дней. Не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы истца общей продолжительностью 9 лет 5 месяцев 17 дней, в том числе период работы с 6.07.1987 по 15.04.1988 ( 9 месяцев 10 дней) в должности заместителя заведующего отделом комсомольской организации Алапаевского ГК ВЛКСМ, период работы с 16.04.1988 по 8.11.1989 ( 1 год 6 месяцев 23 дня ) в должности секретаря-заведующего отделом учащейся молодежи Алапаевского ГК ВЛКСМ, так как « Списком должностей и учреждений…», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № данное наименование должности и наименование учреждения не поименовано; архивной справкой ГКУСО « ЦДООСО» № от 13.07.2012 не подтвержден факт работы в выборной должности ( по периоду с 6.07.1987 по 15.04.1988).
Согласно трудовой книжке истца № ( л.д. 13-17) 6.07.1987 он принят в аппарат Алапаевского ГК ВЛКСМ на должность заместителя заведующего отделом комсомольских организаций, 16.04.1988 переведен на должность секретаря –заведующего отделом учащейся молодежи в связи с избранием, в качестве основания внесения данных записей указаны решение Бюро ГК ВЛКСМ и постановление Пленума ГК ВЛКСМ соответственно.
В материалы дела истцом представлена архивная справка ГКУСО « ЦДООСО» от 13.07.2012 ( л.д. 18), согласно которой постановлением бюро Алапаевского ГК ВЛКСМ ( протокол № от 9.07.1987) Кулешов А.В. утвержден заместителем заведующего отделом комсомольских организаций Алапаевского ГК ВЛКСМ, согласно ведомостям на выдачу заработной платы работникам Алапаевского ГК ВЛКСМ с апреля 1988 г. Кулешов А.В. стал исполнять обязанности секретаря –заведующего отделом учащейся молодежи Алапаевского ГК ВЛКСМ. Постановлением 1Х-го пленума Алапаевского ГК ВЛКСМ от 16.11.1989 Кулешов А.В. освобожден от должности секретаря –заведующего отделом учащейся молодежи Алапаевского ГК ВЛКСМ в связи с переходом на педагогическую работу.
В архивной справке от 13.07.2012 ( л.д. 19) приведены сведения о размере заработка истца за период с июля 1987 по август 1989.
Согласно Устава Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи руководящим принципом строения комсомола является демократический централизм, что означает в том числе выборность всех руководящих органов снизу доверху.
Поскольку Кулешов А.В. работал в должности заместителя заведующего отделом комсомольских организаций, секретаря - заведующего отделом учащейся молодежи в связи с избранием в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, и при этом на момент обращения за пенсией имел педагогический стаж более 22 лет (не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии), суд приходит к выводу о включении указанных периодов – с 6.07.1987 по 15.04.1988, с 16.04.1988 по 8.11.1989 в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Указанные периоды подлежат включению в заявленном размере, так как они подтверждаются записями в трудовой книжке истца, которая в силу требований закона является основным документом, подтверждающим трудовой стаж. Иных сведений, препятствующих суду включить данные периоды либо их часть в специальный стаж истца, суду сторонами не представлено.
С учетом включения данных периодов в специальный стаж, последний на дату обращения истца к ответчику составил 25 лет 3 месяца 2 дня.
В связи с изложенным суд считает признать незаконным решение ответчика от 10.09.2019 № в части отказа во включении в специальный стаж Кулешова А.В. периодов работы с 6.07.1987 по 15.04.1988 в Алапаевском ГК ВЛКСМ в должности заместителя заведующего отделом комсомольской организации, с 16.04.1988 по 8.11.1989 в Алапаевском ГК ВЛКСМ в должности секретаря – заведующего отделом учащейся молодежи.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении права на пенсию в 2019 г. срок назначения пенсии определен не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Суд приходит к выводу, что истец приобретает право на досрочное назначение пенсии по п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» с учетом названных положений закона с 24.12.2019.
Однако в удовлетворении требования истца с учетом их уточнения об обязании ответчика назначить и производить выплату пенсии с 24.12.2019 суд считает отказать.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При этом при рассмотрении споров, связанных с реализацией гражданами права на пенсионное обеспечение, суд не вправе подменять решения и действия уполномоченных органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, в чьей компетенции находится решение вопросов, связанных с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц и назначением пенсии.
В данном случае суд, разрешая заявленные истцом требования, проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и законность отказа в его назначении. При этом суд даже при установлении наличия у истца соответствующего права на назначение пенсии в ходе рассмотрения дела в суде в силу действующих положений Конституции Российской Федерации не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия органа исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 24.06.2019 года. Предметом оценки пенсионных прав период с 25.06.2019 по 24.12.2019 не являлся, в связи с чем прав истца Управление Пенсионного фонда не нарушало. При этом истец не лишен возможности защиты своих прав в установленном законом порядке.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда); иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).
В связи с тем, что требования истца частично удовлетворены, истец понес расходы на оплату госпошлины при обращении в суд в размере 300 руб. ( л.д. 5), с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального законодательства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кулешова А.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе от 10.09.2019 № в части отказа во включении в специальный стаж Кулешова А.В. периодов работы с 6.07.1987 по 15.04.1988 в Алапаевском ГК ВЛКСМ заместителем заведующего отделом комсомольской организации, с 16.04.1988 по 8.11.1989 в Алапаевском ГК ВЛКСМ в должности секретаря – заведующего отделом учащейся молодежи.
Возложить на ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе обязанность зачесть в стаж работы Кулешова А. В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях», периоды работы с 6.07.1987 по 15.04.1988 в Алапаевском ГК ВЛКСМ заместителем заведующего отделом комсомольской организации, с 16.04.1988 по 8.11.1989 в Алапаевском ГК ВЛКСМ в должности секретаря – заведующего отделом учащейся молодежи.
В остальной части иска Кулешова А.В. отказать.
Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе в пользу Кулешова А. В. в возмещение расходов по уплате госпошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья Охорзина С.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.01.2020