Судья: Коноваленко Л.В. Дело № 33- 477/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Явкиной М.А.
судей Сачкова А.Н., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной (основной и уточненной) жалобе истца Небогина И. В. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года по делу
по иску Небогина И. В. к Копылову В. И., администрации Красногорского района Алтайского края об установлении принадлежности жилого помещения на праве собственности, признании отказа незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилья,
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Небогин И.В. обратился в суд с указанным иском.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГг. он совместно с супругой Небогиной В.Н. купил у У.А.С. домовладение, расположенное по <адрес> в <адрес> за <данные изъяты> руб. В подтверждение сделки по купли-продажи недвижимого имущества сторонами была составлена расписка - договор купли- продажи.
Домовладение принадлежало У.А.С. на основании выписки из похозяйственной книги №*** за ДД.ММ.ГГ год. После совершения сделки У.А.С. выехала на постоянное место жительства к ответчику Копылову В.И. в <адрес>, истец с семьей вселился в купленный ими дом, встали по указанному адресу на регистрационный учет, с указанного времени несут бремя его содержания, пользуются и владеют им как собственники, с момента продажи дома и до настоящего времени на указанное на домовладение никто не претендует, сделку не оспаривает.
В период с ДД.ММ.ГГ мая по ДД.ММ.ГГ на территории <адрес> <адрес> произошло чрезвычайное стихийное бедствие – наводнение. Указанное домовладение оказалось в зоне подтопления.
На основании акта обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией созданной при администрации Усть-Кажинского сельсовета <адрес> Алтайского края, <адрес>, в <адрес> признан нуждающимся в проведении капитального ремонта, поскольку после произошедшего паводка в нем имеются повреждения в виде подмыва фундамента, трещин в фундаменте, просадки половых тумб и половых лаг, деформации пола, промокания и гниения венцовых бревен, половых лаг и дощатого пола, просадки фундамента печи, просадки отмостки, разрушения штукатурного слоя по уровню подтопления.
Обратившись в Администрацию Красногорского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, истец получил отказ с указанием в качестве причины отказа - отсутствие права собственности на поврежденное жилое помещение в момент возникновения чрезвычайной ситуации.
С данным отказом он не согласен, поскольку попавшее в зону паводка жилое помещение по <адрес> в <адрес> нуждается в проведении капитального ремонта, он с семьей с <адрес> года проживает в указанном доме, зарегистрирован в нем по месту жительства, является собственником пострадавшего домовладения.
В связи с изложенным, просил установить, что жилое помещение, расположенное по <адрес> в <адрес> принадлежит ему на праве собственности с ДД.ММ.ГГ, признать незаконным решение <адрес> Алтайского края по отказу во включении истца в списки граждан- получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения и включить истца в указанный список.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной (основной и уточненной) жалобе истец Небогин И.В. просит об отмене решения суда, и принятии нового решения, ссылаясь на то, что У.А.С. в ДД.ММ.ГГ г. владела в <адрес> только спорным домом. Поэтому, несмотря на отсутствие в договоре купли-продажи адреса приобретенного им дома не свидетельствует что им приобретен был другой дом. Он с ДД.ММ.ГГ г. открыто владеет спорным жилым домом, несет бремя его содержания, состоит на регистрационном учете по адресу <адрес>. на него в похозяйственной книге открыт лицевой счет. Полагает, что ему на момент затопления на праве собственности жилой дом по указанному адресу, который для него является единственным местом проживания.
В возражениях ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищного-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края полагает апелляционная жалобу не подлежащей удовлетворению и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Чиркова Л.В. поддержала доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с частью 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2015 г. N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - субъекты Российской Федерации, мероприятия по проведению капитального ремонта жилищного фонда, трансферты).
В соответствии с п.2,4,5,6,7 Правил, трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2015 год на цели, указанные в пункте 1 Правил.
Предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда;б) наличие списков граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в) наличие перечня многоквартирных домов, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Одним из мероприятий на реализацию которых предоставляются трансферты является предоставление мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения; Финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда осуществляется однократно в отношении одного жилого помещения и (или) многоквартирного дома.
При этом финансовая помощь предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
Постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 г. N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края ( далее Порядок).
В соответствии с п.4 указанного Порядка (в ред. действовавшей до 12.11.2015) право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
-являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
-проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
-не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
-включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Из изложенного следует, что государством гарантируется финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае- июне 2014 года, гражданам, которые на момент ЧС имели жилое помещение, поврежденное в результате паводка, на праве собственности, проживали в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Небогин И.В. на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГ. не являлся собственником жилого дома по <адрес> в <адрес>, попавшего в зону наводнения. Право собственности за истцом на данное жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, сведений о ранее зарегистрированных правах на этот жилой дом в ФГУП «<данные изъяты>» отсутствуют.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на нормах материального права, регулирующим спорные правоотношения и представленных в суд доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы жалобы о том, что истец является собственником жилого дома в <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу с ч.2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, право собственности на спорное жилое помещение, попавшее в зону наводнения, подлежало государственной регистрации в ЕГРП, само по себе заключение договора купли-продажи не порождает у истца такое право без последующей регистрации в Росреестре.
Кроме того, в представленном договоре купли-продажи отсутствуют указания на адрес отчуждаемого объекта недвижимости.
Ссылки в жалобе на то, что он фактически проживает в спорном жилом доме, несет бремя его содержания, не влияют на выводы суда и не могут являться основанием для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм права и на иную оценку исследованных судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Апелляционную жалобу истца Небогина И. В. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи