ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» августа 2016 г. п. Кутулик
Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Жербановой И.Ю., с участием истца Ермакова А.В., представителя истца Волковой Л.Е., действующей на основании доверенности от 7 апреля 2016 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-385/2016 по исковому заявлению Волковой Людмилы Евгеньевны в интересах Ермакова Александра Викторовича к федеральному казенному учреждению Войсковая часть №39995, федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения, указанного в уведомлении командира войсковой части 39995 от 23.03.2016 г. об освобождении служебного жилого помещения, занимаемого истцом и членами его семьи, расположенного по адресу: <Адрес изъят>15 и снятии с регистрационного учета незаконным, признании отказа ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в принятии истца и членов его семьи участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года по Министерству обороны РФ, выраженного в Уведомлении №163 от 17 марта 2016 г. – недействительным, возложении на ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности по включению истца и членов его семьи участником вышеуказанной подпрограммы,
УСТАНОВИЛ:
Волкова Л.Е. в интересах Ермакова А.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к федеральному казенному учреждению Войсковая часть <Цифры изъяты>, федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указала на следующие обстоятельства.
08 июля 2015 г. истец обратился с заявлением к ответчику - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
Не получив ответа на данное заявление, 18 марта 2016 г. истец вновь обратился к ответчику с просьбой сообщить о принятом решении на его ранее поданное заявление.
18 марта 2016 г. в адрес истца от ответчика было направлено уведомление № 163 от 17 марта 2016 г. об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации (Далее Программа гособязательств).
В обоснование отказа о включении истца в Программу гособязательств, ответчик указал, что истец не может быть включен в Программу гособязательств в связи с тем, что после 30.09.2011 г. истцом была прекращена связь с воинской частью №39995.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ каждый гражданин вправе защищать свои права и законные интересы в судебном порядке.
Статья 13 Гражданского кодекса РФ определяет, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина могут быть признаны судом недействительными.
Истец, не согласившись с решением ответчика об отказе во включении истца и членов его семьи в Программу гособязательств, вынужден защищать свои права и законные интересы в судебном порядке.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ - Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Часть 3 статьи 40 Конституции РФ гарантирует, что малоимущим и иным гражданам, указанным в законе, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца, установлено, что истец 25.10.1995 г. был принят в Войсковую часть № 39995 в 5 отдел машинистом насосных установок 2 отделения по 2- му разряду (Приказ <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ)
01.10.1996 г. истцу и членам его семьи (состав семьи из 4-х человек) на основании ордера <Цифры изъяты> было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное на территории закрытого военного городка - Иркутск-45, что установлено и подтверждается Уведомлением № 163 от 17 марта 2016 г., по адресу - Иркутск - 45 (Войсковая часть 77985), <Адрес изъят>.
Согласно Перечню имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. №752-р), военный городок - Иркутск-45 в Иркутской области, относится к числу закрытых военных городков.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.
Согласно справке, выданной ООО «Главное управление жилищным фондом» (ООО«ГУЖФ») «Обособленное подразделение «Иркутское» от 25.03.2016 г., истец и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <Адрес изъят>15 с 15.10.1996 г.
Принимая во внимание, что постоянным местом жительства истца и членов его семьи с 1996 г. являлся Иркутск-45, то соответственно, истец проживал, и продолжает проживать в закрытом военном городке. Какого-либо иного жилого помещения истец и члены его семьи не имеют.
При этом необходимо отметить, что лица, не имеющие связи с воинской частью, не могут быть вселены на территорию закрытого военного городка.
Верховным судом РФ определено, что по смыслу ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-Ф и распоряжения Правительства РФ от 02 августа 2001 г. №1035-p - наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными Силами РФ, жилыми помещениями в целях поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности воинских частей. (Определении от 24 августа 2004 г. №КАС04-299).
Статья 93 Жилищного кодекса РФ определяет, что -служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в свою очередь разъяснил, что в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1-4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Часть 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ определяет, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1.Члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2.Пенсионеры по старости;
3.Члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4.Инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Ответчик, отказывая во включении в Программу гособязательств руководствовался нормами жилищного законодательства, что отражено и в Уведомлении № 163 от 17 марта 2016 г. Однако, ответчик не принял во внимание то обстоятельство, что истец проработал в войсковой части № 39995 с 25.10.1995 г. по 30.09.2011 г.. и на сегодняшний день продолжает работать фактически в том же предприятии, у которого изменился правовой статус.
Однако следует отметить, что истец был заселен в служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес изъят>, <Адрес изъят> в октябре 1996 г., в период действия Жилищного кодекса РСФСР, которым расселение военнослужащих и иных лиц из военных городков, было выведено из действия Жилищного кодекса РФ.
Более того, на сегодняшний день действуют Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 (Далее Правила на 2015-2020 г.г.)
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил на 2015-2020 г.г. определено, что Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):
- граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.. . »
Тот факт, что Иркутск-45 - является закрытым военным городком определено Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 752-р ).
Указом Президента РФ от 30 сентября 1997 г. N 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» в пункте 1 определено, что обеспечение жильем отдельных категорий граждан - это задача государства, а именно в Указе Президента разъяснено следующее:
-Установить, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее именуются - военнослужащие и некоторые другие категории граждан), является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Принимая во внимание, что при рассмотрении заявления истца и отказывая истцу во включении его и членов его семьи в Программу на 2015-2020 г.г., ответчик руководствовался лишь нормами Жилищного кодекса РФ, что недопустимо.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Конституции РФ - Президент РФ - является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Статья 90 Конституции РФ определяет и гарантирует, что Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, а так же Указом Президента РФ от 30.09.1997 г. № 1062 определено право истца и членов его семьи на получение жилищного сертификата, то соответственно, ответчик, отказывая истцу включить его в Программу на 2015-2020 г.г. нарушил требования вышеуказанным нормативных актов, которые обязательны для исполнения.
Принимая же, что каждый гражданин РФ имеет право на жилье, что гарантировано Конституцией РФ, то ответчик, отказывая во включении истца и членов его семьи в Программу на 2015-2020 г.г., нарушил право истца и членов его семьи на жилье, что недопустимо.
То обстоятельство, что на сегодняшний день истец потерял связь с воинской частью после того, как истец прекратил трудовые отношения с войсковой частью не может быть причиной отказа истцу во включении его в Программу на 2015-2020 г.г., что опять же определено Указом Президента РФ от 30.09.1997 г. № 1062 и Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. (с изменениями, внесенными Правительством РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за <Цифры изъяты>), которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы.
На основании изложенного, полагает, что решение ответчика - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, выраженное в Уведомлении № 163 от 17 марта 2016 г. является недействительным, а истец подлежит включению в качестве участника в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории «Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».
Принимая во внимание, что решение об отказе в признании истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации, является незаконным, то как следствие, и уведомление о выселении истца и членов его семьи из жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес изъят>, <Адрес изъят>15 без предоставления ему иного жилого помещения так же является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь Указом Президента РФ от 30.09.1997 г. № 1062 и п.п. «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, просит суд
1. Признать решение, указанное в Уведомлении командира войсковой части 39995, от 23 марта 2016 г. об освобождении служебного жилого помещения, занимаемое истцом - Ермаковым Александром Викторовичем и членами его семьи:
- супруга - Ермакова Елена Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения;
- сын - Ермаков Николай Александрович, ДД.ММ.ГГГГ рождения;
- дочь - Ермакова Лариса Александровна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, расположенное по адресу: <Адрес изъят>, <Адрес изъят>, <Адрес изъят>15 и снятии с регистрационного учета незаконным.
2. Признать отказ ответчика - Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации - в принятии истца - Ермакова Александра Викторовича, проживающего по адресу: <Адрес изъят>15 и членов его семьи, - участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации, выраженный в Уведомлении № 163 от 17 марта 20] 6 г. - недействительным.
3. Возложить на ответчика - Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность по включению истца Ермакова Александра Викторовича, проживающего по адресу: <Адрес изъят>15 и членов его семьи:
- супруга - Ермакова Елена Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения;
- сын - Ермаков Николай Александрович, ДД.ММ.ГГГГ рождения;
- дочь - Ермакова Лариса Александровна, ДД.ММ.ГГГГ рождения - участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
В судебном заседании истец Ермаков А.В. поддержал свои исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Волкова Л.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что истец получил служебное жилое помещение на семью их 4-х человек 01.10.1996 г., согласно ордеру <Цифры изъяты>, выданному КЭЧ Войсковой части № 77985, которая в последующем была переформирована в войсковую часть № 39995. Данная войсковая часть расположена на территории закрытого городка «Иркутск-45».
Согласно ст. 94 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. - Офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных сил СССР и приравнены с к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или запас, а так же проживающие совместно с ними лица, могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с вооруженными Силами СССР.
Пункт 6 статьи 108 Жилищного кодекса РФ определяет, что без предоставления другого жилого помещения, в случаях указанных в ст. 107 настоящего кодекса не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное помещение, не менее 10-ти лет, и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-Ф3 «О статусе военнослужащих».
При этом нельзя оставить без внимания то обстоятельство, что пункт 7 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР так же определил, что лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившим это помещение, так же не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Согласно сведениям трудовой книжки истца, последний был трудоустроен в войсковую часть № 39995 25 октября 1995 г. На 01 марта 2005 г. истец продолжал работать в войсковой части № 39995 в должности начальника смены (котельной) отделения тепловых установок электромеханического отдела по 9 разряду ЕГС, согласно Приказу <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и связь с войсковой частью № 39995 была прервана лишь 30 сентября 2011 г.
Таким образом, истец проработал в войсковой части № 39995 - 15 (пятнадцать) лет 11 (одиннадцать) месяцев и 25 (двадцать пять) дней.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 71-Ф3 «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» определено, что для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 части первой статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным Федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселении из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется.
Исходя из того, что пункт 7 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР определенно не позволял выселить истца и членов его семьи и спорного жилого помещения, то в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-Ф3 «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» - истец и члены его семьи не могут быть выселены из спорного жилого помещения и на сегодняшний день без предоставления другого жилого помещения.
Согласно статье 13 Федерального Зaкона от 29 декабря 2004 г. № 189-Ф3 «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее Федеральный закон № 189-Ф3) - граждане, которые проживают в служебных жилым помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введение в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
При этом необходимо учесть, что не смотря на то, что на 01 марта 2005 г. истец проработал в войсковой части 9 лет 4 месяца и 3 дня, тем не менее, истец продолжал работать в Войсковой части № 39995 и согласно п. 7 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежал выселению из служебного жилого помещения, а значит в силу Постановления Верховного Суда РФ №14 от 02 июля 2009 г. не подлежит выселению из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения и на сегодняшний день.
Тот факт, что истец и члены его семьи имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в соответствии с п. 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, подтверждает тот факт, что ни у истца, ни у членов его семьи не имеется иного жилья. Однако встать на учет в качестве нуждающихся улучшении жилищных условий в порядке ст. 51 ЖК РФ истец и члены его семьи не имеют реальной возможности в связи с тем, что «Иркутск-45» является закрытым военным городком.
Факт того, что истец и члены его семьи не имеют реальной возможности встать на учет в порядке, установленном частью 1 статьи 51 ЖК РФ подтверждается ответами:
- администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за <Цифры изъяты>;
- администрации Заларинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ за <Цифры изъяты>;
- муниципального образования «Кутулик» от ДД.ММ.ГГГГ за <Цифры изъяты>, из которых следует, что в связи с тем, что истец и члены его семьи не проживают в указанных муниципальных образованиях, так как, «Иркутск-45» имеет статус закрытого военного городка и расположен в федеральных землях Российской Федерации, то поставить на учет в качестве нуждающихся в порядке ч. 1 статьи 51 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, истца и членов его семьи не имеется возможности в силу закона.
Следует отметить, что пункт 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «о некоторых вопросах возникающих в судебной практике при применении Жилищного законодательства Российской Федерации» определяет следующее: «.. . статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. 108 и ст. 110 ЖК РСФСР»
Таким образом, истец и члены его семьи на момент вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ, не могли быть выселены из служебного жилого помещения в силу пункта 7 части 1 ст. 108 ЖК РСФСР, а так же в силу пункта 6 части 1 ст. 108 ЖК РСФСР, так как на 01 марта 2005 г. истец продолжал работать в войсковой части № 39995, а член его семьи - Ермакова Елена Николаевна супруга с 19.04.1993 г. была принята на работу в школу № 178 при войсковой части № 31600 и на 01 марта 2005 г. продолжительность ее рабочего стажа при войсковой части составляла более 10 лет, а так же на 01 марта 2005 г. - Ермакова Елена Николаевна, так же как и истец продолжала работать в школе № 178, которая на 01 марта 2005 г. была прикреплена к войсковой части № 39995, что отражено в трудовой книжке Ермаковой Е. Н..
Как видно из трудовой книжки Ермаковой Е.Н., 31.01.2001 г. последняя была уволена из войсковой части № 31600 в связи с переводом в войсковую часть 39995.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что решение командира Войсковой части № 39995, отраженное в Уведомлении командира войсковой части 39995, от 23 марта 2016 г. об освобождении служебного жилого помещения, занимаемое истцом - Ермаковым Александром Викторовичем и членами его семьи, расположенное по адресу: <Адрес изъят>, <Адрес изъят> <Адрес изъят>15 и снятии с регистрационного учета, не соответствует требованиям Жилищного законодательства, а значит, является незаконным. Кроме того, немаловажно отметить, что требования командира войсковой части № 39995 является незаконным не только в силу того, что данное требование нарушает жилищное законодательство Российской Федерации, но так же данное требование нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого гражданина на жилище.
Как указано в исковом заявлении Иркутск-45 - является закрытым военным городком, что определено перечнем «Имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 г. № 752-р).
Согласно Приказу Главного управления специальных программ Президента РФ от 15 апреля 2016 г. № 18 «Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, и выдачи государственных жилищных сертификатов в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации - на сегодняшний день утвержден -Порядок формирования списков граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабри 2010 г. № 1050, и выдачи государственных жилищных сертификатов в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации. (Далее Порядок формирования Списков 15.04.2016 г.)
Пункт 2 порядка формирования списков 15.04.2016 г. определяет - Для участия в подпрограмме военнослужащие Службы, указанные в абзацах втором и третьем подпункта «а» пункта 5 Правил, граждане, уволенные с военной службы из Службы, указанные в абзаце пятом подпункта «а» пункта 5 Правил, члены семей военнослужащих Службы, указанные в абзаце восьмом подпункта «а» пункта 5 Правил, а также граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, находящихся в ведении Службы, подают (лично или почтовым отправлением) в уполномоченный орган, осуществляющий функции по формированию списков граждан - участников подпрограммы и организации работы по выдаче сертификатов в Службе (далее - уполномоченный орган), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1 к Правилам, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению №1.1 1( Правилам с приложением документов, указанных в подпункте «а» пункта 19 Правил выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153) (далее Правила выпуска и реализации сертификатов).
Подпункт пункта 19 Правил выпуска и реализации сертификатов указывает - Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению №1.1 с приложением следующих документов:
а) граждане, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил:
- справка об общей продолжительности военной службы (службы);
- выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
-выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
-выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного гopодка (поселка);
-справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
-копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Как видно из представленного заявления от 25.06.2015 г. истцом были выполнены все требования пункта 19 Правил выпуска и реализации сертификатов, таким образом, направив, заявление о своем желании и желании членов его семьи получить жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем.. . » в связи с переселением из закрытого военного городка.
Согласно пункту 22 Правил выпуска и реализации сертификатов определены основания для отказа по включению в подпрограмму, а именно:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5
настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Следует отметить, что данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
При этом ответчик - отказывая истцу и членам его семьи, по включению в подпрограмму ссылаясь на пункт 22 Правил выпуска и реализации сертификатов, по сути отказал включить истца на участие в подпрограмму по основаниям на пункта 22 Правил выпуска и реализации сертификатов, а свой отказ мотивировал, по сути, незаконно и необоснованно истолкованными нормами Жилищного законодательства.
При этом важно отметить, что пункт 5 Правил выпуска и реализации сертификатов для разрешения вопроса о включении в подпрограмму не производит отсылку на Жилищный кодекс РФ и РСФСР, а говорит лишь о том, что граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков подлежат включению в подпрограмму на получение жилищного сертификата.
Принимая же во внимание, что истец и члены его семьи не могут быть выселены из спорного жилого помещения, которое является служебным без предоставления другого жилого помещения, то полагает, что отказ ответчика по включению истца и членов его семьи в подпрограмму является незаконным, так как доводы изложенные в отказе от 17 марта 20] 6 г. не соответствуют Жилищному законодательству РФ.
Невозможно так же оставить без внимания и пункт 27 Правил выпуска и реализации сертификатов, который определил, что - для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим Федеральным органом исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Таким образом, невозможность выселения истца и членов его семьи из спорного жилого помещения без предоставления ему и членам его семьи другого жилого помещения и факт проживания истца и членов его семьи постоянно, более 20-ти лет на территории закрытого военного городка, никоем образом не позволяют ответчику отказать истцу по включению в подпрограмму на получении жилищного сертификата.
Следует отметить, что такой же позиции придерживается Верховный Суд РФ в своем Определении от 22 июля 2008 г. № 51-ВО8-2, где указано, что проживание граждан на территории закрытых военных городков является самостоятельным основанием к выдаче им жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данный населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
При этом следует отметить, что невозможность истца встать на учет в порядке ст. 51 и ст. 52 ЖК РФ с органах местного самоуправления реализуется как раз посредством включения истца и членов его в семьи в подпрограмму на получение жилищного сертификата, что определено по сути Правилами выпуска и реализации сертификатов.
Представитель ответчика ФКУ Войсковая часть 39995 Билдагаров Ю.Ю. извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не представив суду доказательств уважительности причин отсутствия. В отзыве на исковое заявление представитель указал, что в исковом заявлении не приведены факты нарушений прав, свобод, либо законных интересов истца со стороны ответчика ФКУ «Войсковая часть 39995».Уведомление об освобождении служебного жилого помещения от 23 марта 2016 г., было направлено в адрес истца в соответствии с ч.1 ст. 35 ЖК РФ.
Представитель ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не представив суду доказательств уважительности причин отсутствия.
Оценив указанные обстоятельства, суд полагает, что ответчики надлежащим образом извещены о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, не представив суду доказательств уважительности причин отсутствия, в связи с чем, суд определил о возможности рассмотрения гражданского дела в порядке заочного производства.
Суд, заслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит, что исковые требования Ермакова А.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании ордера <Цифры изъяты> КЭЧ Войсковой части 39995 служащему ВС РФ Ермакову А.В. и членам его семьи: супруге Ермаковой Е.Н., дочери Ермаковой Л.А., сыну Ермакову Н. А. 01 октября 1996 года предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес изъят>.
Из поквартирной карточки и справки ООО «ГУЖФ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ермаков А.В. является нанимателем квартиры по адресу: <Адрес изъят> зарегистрирован в квартире с 15.10.1996 года, постоянно. По данному адресу также зарегистрированы члены его семьи : Ермакова Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, Ермаков Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Ермакова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Квартира находится в закрытом военном городке Иркутск- 45 (перечень закрытых военных городков утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 52-р).
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области сведения о правах Ермакова А.В., Ермаковой Л.А., Ермакова Н.А. на имеющиеся объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, Ермаковой Е.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес изъят>, уч.3а, назначение объекта земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ по данным реестровых книг за Ермаковым А.В., Ермаковой Е.Н., Ермаковым Н.А., Ермаковой Л.А. не числится приватизированной квартиры и частного домовладения в Аларском районе.
Согласно информации администрации МО «Аларский район», МО «Кутулик», Заларинского муниципального образования Ермаков А.В. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит.
Из копии трудовой книжки Ермакова А.В. следует, что он работал в войсковой части 39995 в период в 25.10.1995 г. по 30.09.2011 года на разных должностях в качестве гражданского персонала (уволен по пункт 3 ст.77 ТК РФ по инициативе работника, приказ командира войсковой части 39995 от ДД.ММ.ГГГГ <Цифры изъяты>).
Из копии трудовой книжки Ермаковой Е.Н. следует, что она работала в средней школе №178 при войсковой части 31000 с 19.04.1993 года по 31.01.2001 год уволена в связи переводом на работу в войсковую часть 39995, с 01.02.2001 года по 30.09.2011 года работала в войсковой части 39995 на различных должностях изначально в средней школе №178.
Ермаков А.В. и Ермакова Е.Н. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-СТ <Цифры изъяты>.
Положения ст. 13 Вводного закона регламентирующие порядок выселения из специализированных жилых помещений, а также категории граждан, не подлежащих выселению без предоставления других жилых помещений, подлежит применению во взаимосвязи с другими статьями Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащими основания для такого выселения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Как следует из ст. 3 ФЗ О внесении изменений в статьи 14 и 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 108 ЖК РСФСР для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР, которые на день вступления в силу настоящего федерального закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется.
Судом установлено, что наниматель спорного жилого помещения Ермаков А.Н. имеет стаж работы в войсковой части 39995 менее 10 лет. Его супруга Ермакова Е.Н. состояла в трудовых отношениях с войсковой частью следующие периоды: 19.04.1993 года по 31.01.2001 года в средней школе №178 при войсковой части, с 01.02.2001 года по 30.09.2011 года на различных должностях.
Согласно Приказу Министра обороны СССР « Об общеобразовательных школах, интернатах при школах и внешкольных детских учреждений Министерства обороны» от 24.02.1980 г. №61 образовательные учреждения на территориях закрытых военных городков относились к ведению Министерства обороны Российской Федерации и являлись их структурными подразделениями.
Таким образом, установлено, что Ермакова Е.Н., член семьи Ермакова А.В. к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 г.) проработала в числе гражданского персонала в войсковой части более 10 лет, и следовательно она относилась к категории граждан, предусмотренной п.п. 6 ч. 1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР и не может быть выселена без предоставлении другого жилого помещения..
Статья 108 ЖК РСФСР определяла категории граждан, которые не могли быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения, в том числе и лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (ч. 6 ст. 108 ЖК РСФСР), не разграничивая на нанимателя или члена семьи.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что уведомление Ермакова А.В. и членов его семьи об освобождении служебного жилого помещения является не законным.
25.06.2015 г. Ермаковым А.В. в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ подано заявление о включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
В соответствии с уведомлением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №163 от 17 марта 2016 г., Ермакову А.В. ( с учетом членом его семьи) отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны РФ на основании подпункта «а» пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 в связи с несоответствием Ермакова А.В. требованиям, указанным в подпункте «б» пункта 5 Данных правил.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Положениями подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Понятие закрытого военного городка раскрыто в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
По смыслу указанных норм права, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего дела, в рассматриваемом случае в отношении закрытого военного городка, где находится занимаемое истцом жилое помещение, не установлены такие условия особого режима, которые ограничивали бы дальнейшее проживание в нем граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями (учреждениями, организациями), находящимися на его территории.
Таким образом, истец не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке. Сам по себе факт прекращения истцом трудовых отношений не влечет за собой реализацию в отношении него процедуры переселения.
Соответствующая правовая позиция, изложена в Определении Верховного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. № 91-КГ16-2
С учетом изложенного, Ермаков А.В. не может быть отнесен к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, что исключает возможность удовлетворения его исковых требований о признании отказа ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в принятии истца и членов его семьи участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года по Министерству обороны РФ, выраженного в Уведомлении №163 от 17 марта 2016 г. – недействительным, возложении на ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности по включению истца и членов его семьи участником вышеуказанной подпрограммы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования Волковой Людмилы Евгеньевны в интересах Ермакова Александра Викторовича - удовлетворить частично.
2. Признать решение, указанное в Уведомлении командира войсковой части 39995, от 23 марта 2016 г. об освобождении служебного жилого помещения, занимаемое истцом - Ермаковым Александром Викторовичем и членами его семьи:
-супруга - Ермакова Елена Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения,
-сын - Ермаков Николай Александрович, ДД.ММ.ГГГГ рождения,
-дочь - Ермакова Лариса Александровна, ДД.ММ.ГГГГ рождения,
расположенное по адресу: <Адрес изъят>15 и снятии с регистрационного учета незаконным.
3. В остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
<Данные изъяты>
Судья
Аларского районного суда Н.В. Шохонова