ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-4124/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 12 июля 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Шиянова Владимира Владимировича на вступившие в законную силу постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 января 2021 года, решение судьи Калужского областного суда от 1 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Шиянова Владимира Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского областного суда от 1 апреля 2021 года, Шиянов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Шиянов В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности) нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона года N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 26 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона N73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, в период с 15 сентября 2020 года по 9 октября 2020 года управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области были проведены мероприятия по контролю за осуществлением мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при производстве земляных, строительных и хозяйственных работ на земельном участке с кадастровым номером 40:26:000312:68, расположенном по адресу: город Калуга, улица Достоевского, дом N51, который принадлежит на праве собственности Шиянову В.В..
В ходе проведения указанных мероприятий было установлено, что на земельном участке ведутся работы по возведению индивидуального жилого дома, заложен фундамент, в границах участка расположены газобетонные блоки, паллеты с кирпичом. На земельном участке обнаружены многочисленные следы воздействия на почву строительной техники.
В непосредственной близости от указанного земельного участка находится объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, «Дом Антипиных, нач. XIX века», расположенный по адресу: город Калуга, улица Достоевского, дом N49.
При этом на земельном участке с кадастровым номером 40:26:000312:68 Шиянвым В.В. проводились строительные и земляные работы без предварительного проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования заключения данной экспертизы с Управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области, в нарушение вышеназванных норм закона.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, заданием от 15 сентября 2020 года на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 15 сентября 2020 года, актом N 53-2020 по результатам мероприятий по контролю (систематическому наблюдению) за состоянием объектов культурного (археологического) наследия федерального значения, выявленных объектов культурного (археологического) наследия от 14 октября 2020 года, фотоматериалами и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Шиянова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия Шиянова В.В. квалифицированы по части 1 статьи 7.13 названного кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, работы на земельном участке проводились без проведения историко-культурной экспертизы ввиду того, что участок заявителя не находится в границах территории объекта культурного наследия или на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком, расположенным в границах территории объекта культурного наследия, а также о том, что в момент проведения строительных работ здание, расположенное по адресу: город Калуга, улица Достоевского, дом N49, не было включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, несостоятельны.
Судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что 5 июля 2005 года Шияновым В.В. приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером 40:26:0003 12:68, расположенный по адресу: город Калуга, улица Достоевского, дом N51.
Распоряжением Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 25 июля 2008 года утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: город Калуга, улица Достоевского, дом N51, в котором указано, что иные показатели объекта строительства устанавливаются государственным органом Калужской области по охране объектов культурного наследия.
Из письма министра культуры Калужской области от 8 июня 2009 года следует, что при выполнении проектных работ необходимо учитывать, что земельный участок по адресу: город Калуга, улица Достоевского, дом 51, находится в границах зоны исторического ядра города Калуги, утвержденной решением исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 14 ноября 1983 года N752, и в этой зоне новое строительство и переоборудование старых зданий под новые функции должны быть подчинены интересам сохранения архитектурного облика исторического города.
В непосредственной близости от границ указанного земельного участка находится земельный участок с адресом места расположения: город Калуга, улица Достоевского, дом N49.
Приказом Дирекции по охране, реставрации и использованию памятников истории и земель историко-культурного назначения от 20 января 1999 года N3-с объект «Жилой дом, XIX век», расположенный по адресу: город Калуга, улица Достоевского, дом 49, включен в список вновь выявленных памятников истории и культуры города Калуги.
Вопреки доводам жалобы принятое судом в порядке административного судопроизводства решение о признании незаконным предписания, выданного Управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области от 19 октября 2020 года, не влияет на выводы о законности привлечения Шиянова В.В. к административной ответственности согласно названной норме.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Шиянова В.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Шиянова В.В. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Шиянову В.В. с учетом санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление Калужского районного суда Калужской области от 18 января 2021 года, решение судьи Калужского областного суда от 1 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Шиянова Владимира Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Шиянова Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова