РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года г.Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28 Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.
при секретаре Кононюк Н.С.,
с участием:
помощника Ачинского транспортного прокурора Воробья И.В.,
представителей истца Тимофеевой В.Н. – Машинца А.И., Семенова С.В., действующих на основании письменного ходатайства истца (л.д.15),
представителя ответчика ОАО «РЖД» Васютиной О.А., действующей на основании доверенности от 02 декабря 2020 года, сроком действия по 16 ноября 2023 года (л.д.102),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимофеевой Валентины Николаевны к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о прекращении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеева В.Н. обратилась в суд с иском ОАО «РЖД» о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о прекращении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что с 26 сентября 2019 года она работала № 1 разряда в спортивном комплексе станции Ачинск Дирекции социальной сферы – структурного подразделения Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». В декабре 2020 года приказом от 21 декабря 2020 года № 401/1 работодатель уведомил ее о предстоящем сокращении. Приказом от 20 февраля 2021 года № 19-ОК она была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с 01 марта 2021 года. Со своим увольнением не согласна. Поскольку увольнение работников спортивного комплекса, в том числе и ее, являлось массовым, в соответствии со ст. 82 Трудового кодекса РФ работодатель обязан был уведомить ее, первичную профсоюзную организацию Дирекции социальной сферы и Центр занятости населения г.Ачинска о предстоящем сокращении за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Указанный срок ответчиком был не соблюден, что привело к нарушению ее прав. В связи с указанными обстоятельствами, истец просила признать незаконным и подлежащим отмене приказ от 20 февраля 2021 года № 19-ОК об ее увольнении, восстановить ее на работе в прежней должности с 02 марта 2021 года, взыскать с ответчика в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула с 02 марта 2021 года и компенсацию морального вреда за нарушение ее трудовых прав в размере 100 000,00 руб. (л.д.2-3).
В судебное заседание истец Тимофеева В.Н. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом (л.д.109,111), ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителей Машинца А.И. и Семенова С.В. (л.д.15).
Представители истца Машинец А.И. и Семенов С.В. в судебном заседании поддержали исковые требования истца в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив суду, что исходя из штатной численности Дирекции социальной сферы сокращение 18 штатных единиц работников спорткомплекса станции Ачинск является массовым увольнением работников, в связи с чем о предстоящем сокращении работодатель должен был уведомить работника и первичную профсоюзную организацию за три месяца, что сделано не было. Кроме того, увольнение Тимофеевой В.Н. произведено позднее одного месяца со дня получения работодателем мотивированного мнения. Мотивированное мнение получено 28 декабря 2020 года, увольнение Тимофеевой В.Н. произведено 01 марта 2021 года на основании указанного мотивированного мнения, о чем указано в приказе об ее увольнении.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Васютина О.А. в судебном заседании требования истца не признала, указав, что работодателем была соблюдена установленная законом процедура сокращения работников спортивного комплекса станции Ачинск, в том числе и истца Тимофеевой В.Н. На основании приказа начальника Красноярской железной дороги от 21 декабря 2020 года №КРАС-420, изданного в рамках реализации Концепции реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры ОАО «РЖД», приказа начальника Дирекции социальной сферы №401/1-ОК от 21 декабря 2020 года была начата процедура сокращения работников спортивного комплекса станции Ачинск. Истец была предупреждена о предстоящем сокращении за два месяца, в отношении нее было запрошено мотивированное мнение первичной профсоюзной организации, которое было получено 18 февраля 2021 года. Приказом от 20 февраля 2021 года истец была уволена с 01 марта 2021 года по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Указание в приказе об увольнении на мотивированное мнение от 28 декабря 2020 года является технической ошибкой, допущенной сотрудником кадровой службы. Увольнение сотрудников спортивного комплекса не являлось массовым, исходя из количества штатных единиц филиала ОАО «РЖД» Красноярской железной дороги.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица Российского профсоюза железнодорожников и транспортным строителей, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.109,110), в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, отзыва по существу исковых требований истца не представил.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, заслушав заключение помощника Ачинского транспортного прокурора Воробья И.В., полагавшего исковые требования истца не подлежащими удовлетворению, суд считает исковые требования Тимофеевой В.Н. не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 82 Трудового кодекса РФ, при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п.п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 настоящего кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 настоящего кодекса.
Коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.
Статьей 373 Трудового кодекса РФ установлено, что при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п.п. 2, 3 или ч. 1 ст. 81 настоящего кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Как установлено по делу, на основании трудового договора от 26 сентября 2019 года № 110 и приказа о приеме на работу от26 сентября 2019 года № 139-ОК Тимофеева В.Н. была принята на работу с 26 сентября 2019 года на неопределенный срок в качестве сторожа № 1-го разряда в спортивный комплекс станции Ачинск - подразделение Дирекции социальной сферы – структурного подразделения Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (л.д. 122, 123-131).
Протоколом заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 14 сентября 2018 года №2 утверждена Концепция реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры ОАО «РЖД» на период до 2021 года, задачей которой являлось обоснование оптимального пути дальнейшего реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры ОАО «РЖД». В концепцию включены мероприятия по оптимизации комплекса объектов социальной инфраструктуры, определены объекты, планируемые к выводу из состава объектов социального назначения ОАО «РЖД», в перечень которых включен и спортивный комплекс станции Ачинск (л.д.218-220).
По состоянию на 01 октября 202 года в штатном расписании Дирекции социальной сферы числится подразделение Спортивный комплекс станции Ачинск с численностью 19 штатных единиц (л.д.132-139).
Приказом начальника Красноярской железной дороги от 21 декабря 2020 года №КРАС-420, в целях приведения штатного расписания Дирекцией социальной сферы – структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в соответствие объему выполняемых работ, в связи с выводом из состава объектов социального назначения ОАО «РЖД» спортивного комплекса станции Ачинск, в рамках реализации Концепции реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры ОАО «РЖД», начальнику Дирекции социальной сферы приказано, в том числе сократить в штатном расписании дирекции 18 штатных единиц спортивного комплекса станции Ачинск (л.д.145-146,148).
Во исполнение указанного приказа, начальником Дирекции социальной сферы издан приказ №401/1-ОК от 21 декабря 2020 года о сокращении работников спортивного комплекса станции Ачинск с указанием должностей и фамилий работников, в том числе сторожа (вахтера) Тимофеевой В.Н. (л.д.143-144).
21 декабря 2020 года за исх. № 74/КРАСДСС в адрес председателя первичной профсоюзной организации Дирекции социальной сферы направлено уведомление о предстоящем сокращении работников спортивного комплекса станции Ачинск, в котором запрошено мотивированное профсоюзной организации по вопросу увольнения (л.д.151-152).
Решением комитета первичной профсоюзной организации Дирекции социальной сферы от 28 декабря 2020 года, признанно возможным принятие работодателем решения о расторжении трудового договора с работниками спортивного комплекса станции Ачинск по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д.153-156).
31 декабря 2020 года информация о высвобождаемых работниках направлена Дирекцией социальный сферы в Центр занятости населения г.Ачинска (л.д.161-163).
29 декабря 2020 года Тимофеева В.Н. была ознакомлена с предупреждением о предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д.157).
В этот же день 29 декабря 2020 года Тимофеева В.Н. была ознакомлена с перечнем имеющихся вакантных должностей, имеющихся в подразделениях Красноярской железной дороги, с трудоустройством на которые Тимофеева В.Н. не согласилась (л.д.159-160).
В январе и феврале 2021 года Тимофеевой В.Н. неоднократно предоставлялась информация о наличии вакантных мест в структурных подразделениях Красноярской железной дороги, желание на перевод на какую-либо вакантную должность Тимофеева В.Н. не выразила (л.д.170-173).
16 февраля 2021 года работодателем за исх. № 44/1 запрошено мотивированное мнение профсоюзной организации о расторжении трудового договора с Тимофеевой В.Н. (л.д.174). Решением комитета первичной профсоюзной организации Дирекции социальной сферы от 18 февраля 2021 года увольнение Тимофеевой В.Н. по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ признано возможным (л.д.175-177).
Приказом начальника Дирекции социальной сферы от 20 февраля 2021 года № 19-ОК Тимофеева В.Н. уволена с 01 марта 2021 года по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д.178).
Оспаривая законность своего увольнения истец указывает, что сокращение работников спортивного комплекса станции Ачинск в количестве 18 штатных единиц являлось массовым, в связи с чем она, а также профсоюзный комитет и центр занятости населения должны были быть предупреждены о предстоящем сокращении не за два, а за три месяца до увольнения. Уведомление за два месяца считает нарушением процедуры сокращения.
В силу положений ст. 82 Трудового кодекса РФ, критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Согласно Отраслевому соглашению по организациям железнодорожного транспорта на 2020-2022 годы, утвержденному Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 30 августа 2019 года, критерием массового увольнения работников при сокращении численности или штата является увольнение 5 и более процентов работников организации, филиала, иного структурного подразделения в течение 90 календарных дней. В зависимости от особенностей развития экономики и уровня безработицы в регионе в коллективном договоре организации могут устанавливаться иные критерии массового высвобождения, усиливающие социальную защищенность работников. Для целей соглашения при определении критериев массового увольнения под иным структурным подразделением понимается структурное подразделение, руководитель которого наделен правом приема и увольнения работников.
Положением о Дирекции социальной сферы – структурном подразделении Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» предусмотрено, что начальник дирекции, осуществляющий руководство дирекцией, осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками дирекции, в том числе прием и увольнение, а также перевод и перемещение работников дирекции, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания (пункт 27) (л.д.198-210).
Исходя из указанных актов предприятия, при принятии решения о сокращении численности или штата работников подразделений Дирекции социальной сферы - структурном подразделении Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» определение массовости увольнения должно быть произведено исходя из количества работников Дирекции социальной сферы, а не количества работников Красноярской железной дороги, о чем указывает представитель ответчика.
Согласно штатному расписанию Дирекции социальной сферы - структурном подразделении Красноярской железной дороги по состоянию на 01 октября 2020 года штатная численность дирекции составляла 185,5 единиц, в связи с чем, сокращение 18 штатных единиц спортивного комплекса станции Ачинск свидетельствует о сокращении 9,7% штатных единиц подразделения, что относится к массовому увольнению работников.
Вместе с тем, принимая во внимание, что сокращение работников спортивного комплекса станции Ачинск было обусловлено выводом данного объекта из состава объектов социального назначения ОАО «РЖД» в рамках реализации Концепции реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры ОАО «РЖД», что означает фактическое прекращение деятельности данного подразделения в г.Ачинске, расторжение трудового договора с работником ликвидируемого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ч. 4 ст. 81 Трудового кодекса РФ).
Частью 4 ст. 81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае прекращения деятельности филиала или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
Расторжение трудового договора работодателем в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ как одно из оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя.
Главой 27 Трудового кодекса РФ установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, в том числе в связи с ликвидацией организации.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу ч, 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Суд считает установленным, что при увольнении Тимофеевой В.Н. работодателем соблюдены правила, предусмотренные для случаев ликвидации организации, истец была предупреждена работодателем о предстоящем увольнении персонально, под роспись, не менее чем за два месяца до увольнения (л.д.157), работнику выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка (л.д.179), осуществляется сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, право на которое используется Тимофеевой В.Н. путем подачи соответствующего заявления работодателю (л.д.182-183).
Таким образом, нарушений трудовых прав Тимофеевой В.Н. при расторжении с ней трудового договора работодателем не допущено.
С учетом изложенного, исковые требования истца суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Тимофеевой Валентины Николаевны к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о прекращении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А. Киняшова
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2021 года.
Судья Г.А.Киняшова