№ 2-21/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2014 года пос. Адамовка
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бобылевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Шмойловой Е.А.,
с участием помощника прокурора Адамовского района Чеснокова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Шильдинский элеватор» Адамовского района Оренбургской области об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
У С Т А Н О В И Л:
Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Шильдинский элеватор» об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в котором просил обязать ответчика исполнить требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем согласования программы производственного контроля качества питьевой воды в Северо-Восточном территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Оренбургской области.
В обоснование иска указал, что в ходе плановой проверки, проведенной на территории МО Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области в отношении ОАО «Шильдинский элеватор» установлено, что предприятие осуществляет эксплуатацию 2 скважин питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения населения п. Шильда Адамовского района и нужд предприятия питьевой водой в отсутствие программы производственного контроля качества питьевой воды. Производственный контроль за качеством питьевой воды ОАО «Шильдинский элеватор» не осуществляется, чем нарушаются личные неимущественные права граждан указанного населенного пункта на охрану здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Чесноков А.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям и обстоятельствам.
Представитель ответчика ОАО «Шильдинский элеватор» Шанкин В.А., действующий на основании доверенности № 953-юр от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, согласно заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает. Из письменного объяснения ген.директора ОАО «Шильдинский элеватор» ФИО5 следует, что проект программы контроля качества питьевой воды был возвращен Роспотребнадзором на доработку, в ближайшее время программа будет согласована.
Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации МО «Шильдинский поссовет», будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Роспотребнадзора, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил, о причинах не явки не сообщил.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.
В соответствии с ч.ч. 5 и 6 ст. 25 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.
Согласно п. 4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
В соответствии с п. 4.2 СанПин 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Судом установлено, что ОАО «Шильдинский элеватор» осуществляет эксплуатацию 2 скважин питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения населения <адрес> и нужд предприятия питьевой водой.
ОАО «Шильдинский элеватор» осуществляет деятельность по добыче питьевых подземных вод для водоснабжения на основании устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица № 1025602488966, лицензии серии ОРБ 00982 ВЭ от 24.02.2000г. на право пользования недрами для добычи питьевых подземных вод и лицензионного соглашения к ней.
Проверкой санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности, связанной с добычей подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории МО Шильдинский поссовет были выявлены нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства в ОАО «Шильдинский элеватор», которое осуществляет эксплуатацию скважин питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в <адрес> в отсутствие программы производственного контроля качества питьевой воды. Производственный контроль за качеством питьевой воды ОАО «Шильдинский элеватор» не осуществляется.
По данному факту прокуратурой ген.директору ОАО «Шильдинский элеватор» 31.05.2013г. вносилось представление об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обязании согласовать рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды.
Согласно ответу на представление от 10.07.2013г. № ОАО «Шильдинский элеватор» разрабатывается программа производственного контроля качества питьевой воды, которая будет направлена на согласование в Северо-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес>.
Из ответа на запрос прокуратуры следует, что 14.11.2013г. № ОАО «Шильдинский элеватор» направляло программу производственного контроля в Северо-Восточный территориальный отдел, которая была возвращена на доработку.
На настоящее время ОАО «Шильдинский элеватор» программу производственного контроля качества питьевой воды с Роспотребнадзором не согласовало.
В результате длительного отсутствия производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению <адрес> со стороны ОАО «Шильдинский элеватор», нарушаются личные неимущественные права граждан указанных населенных пунктов на охрану здоровья.
Согласно со ст. 2 Федерального закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие, в том числе право на обеспечение безопасной, безвредной, питьевой водой, обеспечивается, в числе прочего, мерами по привлечению к гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст.12 ГК РФ.
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье личности подлежат защите в судебном порядке.
Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно, причем эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.
В данном случае прокурор обращается в суд в связи с защитой прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья по выявленным нарушениям закона в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд находит исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ :