Судья фио Дело № 7-6176/2023
РЕШЕНИЕ
29 марта 2023 г. адрес
Судья Московского городского суда Леонова М.Н.,с участием прокурора отдела Прокуратуры адрес фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адрес «Моссахар» фио на постановление заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды № 0401-2615/2021/НИКМП от 10 ноября 2021 г. и решение судьи Никулинского районного суда адрес от 07 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Кодекса адрес об административных правонарушениях, в отношении адрес «Моссахар»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды № 0401-2615/2021/НИКМП от 10 ноября 2021 г. адрес «Моссахар» (далее также – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 Кодекса адрес об административных правонарушениях (далее - адрес Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Никулинского районного суда адрес от 07 апреля 2022 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника адрес «Моссахар» – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник адрес «Моссахар» фио просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи районного суда и назначении наказания в виде предупреждения.
Защитник адрес «Моссахар» фио в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения жалобы юридическое лицо и защитник были уведомлены надлежащим образом. Сообщения об уважительных причинах неявки и ходатайства об отложении судебного заседания не поступали, в связи с чем, жалоба рассмотрена при данной явке.
Прокурор фио просила отказать в удовлетворении жалобы, указав, что постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными.
Изучив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора фио, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 4.17 КоАП адрес наступает за нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса. Нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Закона адрес от 05 мая 1999 года № 17 «О защите зелёных насаждений» (далее – Закон о защите зелёных насаждений) зелёные насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Согласно ст. 2 Закона о защите зелёных насаждений в адрес, защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории адрес, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Согласно ст. 7 Закона о защите зелёных насаждений в адрес, граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года №743-ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ адрес (далее – Правила), в соответствии с п. 9.1 которых правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда адрес обязаны обеспечить сохранность насаждений; обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими Правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д.; по мере необходимости поливать газоны, цветники, деревья и кустарники; не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.
В соответствии с п. 9.3 Правил, на озелененных и природных территориях запрещается сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
Согласно п. 9.8 Правил, при производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны:
- согласовывать с правообладателем земельного участка территории зеленого фонда адрес начало строительных работ в зоне зеленых насаждений и уведомлять их об окончании работ не позднее чем за два дня;
(в ред. постановления Правительства Москвы от 12.12.2014 N 757-ПП)
- ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работу сплошными щитами высотой 2 адрес располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;
- при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства диаметром не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия, предотвращающего уплотнение почвы вокруг ствола;
- выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола – до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;
- при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;
- не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников;
- подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев;
- работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы;
- сохранять незагрязненный плодородный слой почвы на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный незагрязненный плодородный слой почвы передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий.
Как следует из материалов дела, 19 октября 2021 года Никулинской межрайонной прокуратурой адрес в соответствии с поручением прокуратуры адрес 01.10.2021г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части эксплуатации земельного участка и содержание озелененной территории на земельном участке № 77:07:0012005:19 общей площадью 29355,66 м.2 по адресу: адрес.
Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования для эксплуатации зданий и сооружений производственно-складской базы по расфасовке, хранению и реализации сахара и других товаров. На земельном участке располагаются газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники (елки, туи, сирени).
По результатам проверки установлено отсутствие согласованного в установленном порядке Паспорта благоустройства территории.
Согласно сведениям АИС «Реестр зеленых наслаждений» и проведенной проверкой установлено, что адрес «Моссахар» паспорт благоустройства территории в установленном порядке не разрабатывался и не согласовывался, тем самым были нарушены требования Закона адрес от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес».
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения адрес «Моссахар» к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.17 КоАП адрес.
Факт совершения адрес «Моссахар» административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, карточкой учета, свидетельством о регистрации права собственности, административным материалом, иными материалами дела.
Вопреки доводам жалобы, при разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям адрес «Моссахар» и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП адрес.
Довод жалобы о том, что Обществом при выполнении обязательств, предусмотренных договором приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил по содержанию зеленых насаждений, является несостоятельным, поскольку полностью опровергается совокупностью приведённых выше доказательств.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП адрес, в отношении адрес «Моссахар».
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям адрес «Моссахар» и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП адрес, и виновности юридического лица в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу адрес «Моссахар», не усматривается.
В тоже время постановление должностного лица и решение суда подлежат изменению по следующим основаниям.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (пункт 3 Закона № 70-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Как следует из материалов дела, адрес «Моссахар» включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, является микропредприятием, на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Размер штрафа составляет сумма, следовательно, принимая во внимание, что на сегодняшний день оспариваемое постановление не исполнено, считаю возможным назначить штраф в размере половины размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 4.17 КоАП РФ, т.е. сумма.
В остальной части решение судьи и указанное постановление должностного лица подлежат оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, судья,
решил:
Постановление заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды № 0401-2615/2021/НИКМП от 10 ноября 2021 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП РФ в отношении адрес «Моссахар» изменить, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма. В остальной части решение судьи и указанное постановление - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.Н. Леонова
1