2-2042(2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
при секретаре Ивановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловой И. В. к Муниципальному бюджетному дошкольному бразовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 24» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Белова И.В. обратилась к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» о взыскании задолженности по заработной плате, мотивируя свои требования тем, с 17.07.2015 г. работала в должности <данные изъяты>, с 14.08.2015 г. в должности <данные изъяты>, в период работы с марта 2017 года по март 2018 года заработная плата работодателем выплачивалась ей ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ с применением надбавки и районного коэффициента, что нарушило ее права, в связи с чем просит взыскать с ответчика сумму недоначисленной и не выплаченной заработной платы в размере 29 824,56 руб. (л.д. 2-3).
Определением суда от 01 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования Администрации г. Ачинска (л.д. 87).
Истец Белова И.В., надлежащим образом извещенная о слушании дела СМС-сообщением (л.д. 24,140), в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 100).
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24», извещенный о слушании дела надлежащим образом судебным сообщением, врученным 28.06.2018 г. (л.д. 142), в суд не явился. Представитель Боброва Т.А., действующая на основании доверенности от 28.05.2018 г. (л.д. 139), представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д. 138). Заведующая учреждением Арканникова Л.В. в поступившем отзыве по исковым требованиям возражала, по исковым требованиям возражала, указав, Белова И.В. работает в учреждении <данные изъяты> и в 2017-2018 г.г. оплата труда работников производилась с учетом регионального соглашения, устанавливающего минимальную заработную плату в Красноярском крае для г.Ачинска в размере 10592-11016 руб. Беловой О.В. производилась доплата работодателем до указанной суммы в случаях, если ее заработная плата была ниже размера, установленного региональным соглашением. На 2018 г. региональное соглашение не заключено, однако законодательством Красноярского края минимальный размер заработной платы по Красноярскому крае для г.Ачинска установлен с 01 января 2018 г. 11 016 руб., в связи с чем требования истца полагает необоснованными и противоречащими имевшей место судебной практике по данному вопросу (л.д. 114-118).
Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска извещенный о слушании дела надлежащим образом судебным сообщением (л.д. 107), в суд не явился. Представитель Управления по доверенности Гудков Ю.А. представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 105), в поступившем отзыве по исковым требованиям возражал, указав, что региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключено, в Закон Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» внесены изменения об увеличении с 01.01.2018 размера региональной выплаты на 4%. Указанный размер региональной выплаты обеспечивается персональной выплатой работникам, чей размер оплаты труда в соответствующем периоде окажется меньше. До настоящего времени вопрос о выделении дополнительных средств для обеспечения уровня заработной платы работников не ниже размера МРОТ не урегулирован на федеральном и региональном уровнях (л.д. 106-111, 112-113).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в следующем объеме, по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда(трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) ( ч. 11).
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июля 2016 года был установлен в сумме 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года на основании Федерального закона от 19.12.2016 года № 460 – 7800 рублей, с 01 января 2018 года на основании Федерального закона от 28.12.2017 N 421– 9489 рублей.
Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленной в г. Ачинске, с марта по июнь 2017 года включительно, размер ежемесячного заработка истицы при отработанной норме рабочего времени и выполнении, не мог быть менее 12 000 рублей, с 01 июля по 31 декабря 2017 года - не менее 12480 рублей, а с 01 января 2018 г. не менее 15 182,40 рублей.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, в котором указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Как следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24» является дошкольной образовательной организацией, действует на основании Устава, утвержденным начальником управления образования Администрации г.Ачинска (л.д. 93-96).
На основании приказа о приеме на работу от 17.07.2015 г. № 24л/с Белова И.В. принята на основное место работы в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» на должность <данные изъяты> с окладом 2 597 руб., с надбавками: 30 % районный коэффициент, 30 % северная надбавка, 12 % за вредные условия труда, с испытательным сроком 3 месяца (л.д. 45), с ней заключен трудовой договор № 212 от 17.07.2015 г., по условиям которого за выполнение трудовых обязанностей установлен должностной оклад – 2 597 руб. в месяц (л.д. 46-47).
Пунктом 4.2 трудового договора предусмотрено, что заработная плата выплачивается работнику посредством перечисления на счет работника в учреждениях Сберегательного банка в следующие сроки: 18 числа текущего месяца (за 1 половину месяца), 3 числа месяца, следующего за расчетным (за 2 половину месяца).
Дополнительным соглашением № 8 от 14.08.2015 г. Белова И.В. переведена на должность <данные изъяты> с 17.08.2018 г. с окладом в размере 2 231 руб. (л.д. 44)
Правилами внутреннего трудового распорядка в учреждении МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» установлена 5-ти дневная рабочая неделя с двумя выходными днями – суббота и воскресенье. Продолжительность рабочего дня (смены) для руководящего, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала определяется из расчета 40- часовой рабочей недели (л.д. 86-89).
Производственным календарем на 2017 год, установлены нормы рабочего времени при пятидневной рабочей неделе, которые составили: в марте 2017 года - 22 дня, в апреле 2017 года – 20 дней, в мае 2017 года – 20 дней, в июне 2017 года – 21 день, в июле 2017 года – 21 день, в августе 2017 года – 23 дня, в сентябре 2017 года- 21 день, в октябре 2017 года – 22 дня, в ноябре 2017 года – 21 день, в декабре 2017 года -21 день. Производственным календарем на 2018 год, установлены нормы рабочего времени при пятидневной рабочей неделе, которые составили: в январе 2018 года – 17 дней, в феврале 2018 года – 19 дней, в марте 2018 года – 20 дней.
Согласно табелям учета рабочего времени Беловой И.В. по основному месту работы с марта 2017 года по сентябрь 2017 года, с ноября 2017 года по март 2018 года отработана норма рабочего времени в полном объеме, однако, из расчетного листа за октябрь 2017 года следует, что Беловой И.В. отработано 22 дня, тогда как в табеле учета рабочего времени за октябрь 2017 года указан 21 отработанный день (л.д. 120-132).
Вместе с тем, как видно из расчетных листов по заработной плате истца, итоговая сумма заработной платы за спорный период составляла ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем работодателем Беловой И.В. ежемесячно производилась доплата до суммы минимального размера заработной платы, установленной региональным соглашением (л.д. 48-59).
Таким образом, действия ответчика не соответствуют положениям ст.133 ТК РФ, в связи с чем, причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы за период с марта 2017 года по март 2018 года подлежат взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах, поскольку размер заработной платы Беловой И.В. за период с 01 марта 2017 года по 31 марта 2018 года был ниже вышеуказанного размера МРОТ, недоначисленная заработная плата составила 23 516,41 руб., исходя из следующего расчета:
п/п | Месяц начисления | Начисленная заработная плата | величина МРОТ | Заработная плата, подлежащая начислению(МРОТ х 1,6) | Недополученная сумма |
март 2017 | 10 592 руб. | 7 500 руб. | 12 000 руб. | 1 408 руб. | |
апрель 2017 | 10 592 руб. | 7 500 руб. | 12 000 руб. | 1 408 руб. | |
май 2017 | 10 592 руб. | 7 500 руб. | 12 000 руб. | 1 408 руб. | |
июнь 2017 | 10 592 руб. | 7 500 руб. | 12 000 руб. | 1 408 руб. | |
июль 2017 | 10 592 руб. | 7 800 руб. | 12 480 руб. | 1 888 руб. | |
август 2017 | 16 817,77 руб., из которых:12 673,08 руб. оплата отпуска; 4 144,69 руб. оплата за 9 рабочих дней | 7 800 руб. | 4 883,48 руб. (за 9 рабочих дней; с 14.08.2017 г. по 18.09.2017 г. отпуск) | 738,79 руб. | |
сентябрь 2017 | 4 539,43 руб. | 7 800 руб. | 5 348,57 руб. (за 9 рабочих дней) | 809,14 руб. | |
октябрь 2017 | 10 592 руб. | 7 800 руб. | 12 480 руб. | 1 888 руб. | |
ноябрь 2017 | 10 592 руб. | 7 800 руб. | 12 480 руб. | 1 888 руб. | |
декабрь 2017 | 11 672,72 руб. | 7 800 руб. | 12 480 руб. | 807,28 руб. | |
январь 2018 | 11 016 руб. | 9 489 руб. | 15 182,40 руб. | 4 166,40 руб. | |
февраль 2018 | 16 272,72 руб., из которых:5 256,72 руб. оплата отпуска с 06.03.2018 г. по 20.03.2018 г., 11 016 руб. заработная плата | 9 489 руб. | 15 182,40 руб. | 4 166,40 руб. | |
март 2018 | 6 058,80 руб. (за 11 рабочих дней, с 06.03.2018 г. по 20.03.2018 г. отпуск) | 9 489 руб. | 8350,32 руб. | 2291,52руб. | |
Итого 24 275,53р. |
Таким образом, с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» в пользу Беловой И.В. подлежит взысканию задолженность по заработной плате в размере 24 275,53 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом суммы удовлетворенных исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 928,27 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Беловой И.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 24» в пользу Беловой И. В. задолженность по заработной плате в сумме 24 275 (двадцать четыре тысячи двести семьдесят пять) рублей 53 копейки, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 24» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 928 (девятьсот двадцать восемь) рублей 27 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина