КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 252-КГ/10
гор. Чита «27» июля 2010 года
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Шагинова А.Л. и судей: Джиоева А.В., Кулибабы Г.Л., при секретаре Краковцевой Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании 27 июля 2010 года гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 подполковника медицинской службы запаса Северенчук Валентины Анатольевны об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с исключением ее из списков личного состава воинской части до получения постоянного жилья в избранном месте жительства, по кассационной жалобе заявителя на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 28 июня 2010 года.
Заслушав доклад судьи Кулибабы Г.Л., мнение прокурора отдела военной прокуратуры Сибирского военного округа подполковника юстиции Шеина В.Ю., полагавшего решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, окружной военный суд,
установил:
Не соглашаясь с данным решением, Северенчук просила суд признать незаконным вышеуказанный должностного лица и восстановить ее в списках личного состава до обеспечения жилым помещением.
Решением Иркутского гарнизонного военного суда от 28 июня 2010 года в удовлетворении заявления было отказано.
В кассационной жалобе Северенчук, не соглашаясь с решением, просит его отменить и вынести новое решение, в котором признать незаконным приказы командующего войсками СибВО от 28 ноября 2009 года №... о ее увольнении с военной службы и командира войсковой части 00000 от 12 марта 2010 года №... об исключении заявительницы из списков личного состава воинской части, восстановить ее в данных списках до обеспечения постоянным жильем и обеспечить за период ее незаконного увольнения всеми видами довольствия.
При этом Северенчук ссылается на то, что жилищной комиссией воинской части 30 июля 2009 года она была признана нуждающейся в предоставлении жилья.
Судом был сделан необоснованный вывод о том, что ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не содержит запрета на увольнение военнослужащих и исключение их из списков личного состава воинской части без предоставления жилья в избранном ими месте жительства в случае обеспечения их таковым по месту службы. Согласия на свое увольнение без предоставления жилья ею дано не было.
При желании на получение жилого помещения не по месту увольнения с военной службы военнослужащие, изъявившие желание об этом, обеспечиваются таковым в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 вышеуказанного Федерального закона. Возможность увольнения данных военнослужащих с последующим обеспечением жильем в данном нормативном правовом акте не содержится.
Судом было оставлено без внимания, что она проживает в служебном жилом помещении на территории ... военного городка, которое предоставляется только на срок военной службы и данное обстоятельство не позволяло суду прийти к выводу о том, что она обеспечена жилым помещением. Вышеизложенное, считает Северенчук, свидетельствует о том, что она не могла быть уволена с военной службы и исключена из списков личного состава воинской части до реализации своего права на получение жилья для постоянного проживания в избранном месте жительства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, окружной военный суд находит решение суда законным и обоснованным.
Так, суд, разрешая заявление Северенчук по существу, обоснованно исходил из следующего.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 00000 от 12 марта 2010 года № ..., Северенчук в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, подлежала исключению из списков личного состава части с 27 марта 2010 года.
Как следует из справки и утвержденного начальником Иркутской КЭЧ района списка нуждающихся в жилье военнослужащих войсковой части 00000, а также ордера, заявительница по месту службы обеспечена служебной жилой площадью по установленным нормам и, как проживающая в ... военном городке, с 19 августа 2009 года состоит на учете в качестве нуждающейся в получении постоянного жилья.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления жилых помещений.
При желании таковых получить жилье не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилым помещением в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 указанного Федерального закона.
Данная норма закона, запрещающая увольнение военнослужащих до предоставления им жилья, подлежит применению в отношении военнослужащих, изъявивших желание получить жилое помещение по избранному ими месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, иное толкование положения абз. 2 п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением, что данным нормативным правовым актом не предусмотрено.
В соответствии с п.1 ст.15 вышеуказанного Федерального закона, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.13 ст.15 данного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что абз.2 п.1 ст.23 Федерального закона устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, поскольку этим же пунктом ст.23 указанного Федерального закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются таковыми по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст. 15 данного Федерального закона.
В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета.
При этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей лишь при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Вместе с тем такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз.2 п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку они обеспечены жильем по месту военной службы.
Также согласно положениям п.31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года №80, основанием снятия с учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является, в частности, улучшение жилищных условий.
Следовательно, препятствий для увольнения таких военнослужащих не имеется, так как за ними в этом случае сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные факты обеспечения Северенчук служебным жильем и состояние ее на учете нуждающихся в получении постоянного жилья, а также положения вышеприведенных правовых норм, пришел к обоснованному выводу о том, что действия командира войсковой части 00000, связанные с исключением заявительницы из списков личного состава воинской части, являются правомерными.
С учетом вышеприведенного доводы Северенчук, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными, поскольку ее права и законные интересы, связанные с исключением из списков личного состава воинской части, в частности, на получение жилого помещения в избранном ею месте жительства, не нарушены.
Также не может быть рассмотрен довод заявительницы о признании незаконным приказа командующего войсками Сибирского военного округа от 28 ноября 2009 года №..., поскольку таковой не являлся предметом судебного разбирательства при рассмотрении ее заявления гарнизонным военным судом.
Нарушений норм материального, а также процессуального права при рассмотрении данного дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
Поэтому кассационная жалоба Северенчук удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 и 366 ГПК РФ, Восточно-Сибирский окружной военный суд
определил:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 28 июня 2010 года по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 подполковника медицинской службы запаса Северенчук Валентины Анатольевны об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с исключением ее из списков личного состава части до получения постоянного жилья в избранном месте жительства, оставить без изменения, а кассационную жалобу заявительницы Северенчук В.А. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно: судья Восточно-Сибирского
окружного военного суда Г.Л.Кулибаба