дело №2-741/2016 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
с участием прокурора г.Кизела Шмырина Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Кизела в защиту интересов Филимонова Евгения Николаевича к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительству Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
В Александровский городской суд поступило указанное исковое заявление, в котором прокурор г.Кизела просит возложить на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительство Пермского края обязанность предоставить Филимонову Е.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Кизеловского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Филимонова Е.Н. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту его жительства.
В обоснование иска указано, что Филимонов Е.Н. обратился в прокуратуру г.Кизела с заявлением об оказании ему помощи в получении жилья как лицу, относящемуся к категории детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки установлено, что родители Филимонова Е.Н. умерли мать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Филимоновым Е.Н. установлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО7 Никакое жилое помещение за Филимоновым Е.Н. не закреплялось, подросток проживал и проживает по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>, где прописан с ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО6, физический износ дома на ДД.ММ.ГГГГ составлял 64%. В последующем оценка дома не проводилась. На сегодняшний день строение находится в ветхом состоянии, проживать в нем невозможно.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Филимонов Е.Н. включен в льготный список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилья.
Филимонов Е.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Номер учетного дела - №. Данные внесены в ЕАИС Минсоцразвития Пермского края.
Филимонов Е.Н. собственником недвижимости не числится, ране в приватизации квартир не участвовал. Он зарегистрирован по выше указанному адресу, где фактически не проживает, только сохраняет регистрацию, своего жилья не имеет, вынужден снимать жилье в <адрес>. где и работает. До настоящего времени Филимонов Е.Н. жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Филимонов Е.Н.. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, возражений и пояснений по иску не предоставили.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили возражения на исковое заявление, указав, с иском не согласны, просят отказать в удовлетворении заявленных требований. В письменных пояснениях указали, что Филимонов Е.Н. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список.
Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше Филимонова Е.Н., обладающих одинаковыми с ним правами. Предоставление жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч.3 ст.17 Конституции РФ.
Требования прокурора о возложении на ТУ МСР ПК края обязанности по предоставлению жилья считают не корректными, поскольку ТУ МСР ПК осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года «О специализированном жилищном фонде Пермского края» под управлением специализированным жилищным фондом в целях настоящего Закона понимается совокупность юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и расторжению договора найма специализированных жилых помещений и безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда.
Представили План формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 году, утвержденный и.и. министра строительства и ЖКХ Пермского края ДД.ММ.ГГГГ и согласованный с министром соцразвития Пермского края ДД.ММ.ГГГГ, в который включено приобретение 5 квартир на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле, - Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в письменных пояснениях указали, что поддерживают доводы, приведенные в возражениях Правительства Пермского края.
Третье лицо, привлечённое к участию в деле, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в письменных пояснениях указали, что поддерживают позицию Правительства Пермского края и просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст.5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. ФЗ №15-ФЗ от 29.02.2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года (ред. Закона №147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Кизела обратился Филимонов Е.Н. с заявлением о том, что он является сиротой и ему по закону положено жилье по достижении 18 лет, однако, органами опеки ему не предоставлено никакого жилого помещения до настоящего времени. Собственного жилья он не имеет, вынужден проживать у друзей или в съемном жилье. Согласен на предоставление жилья на территории Пермского края.
Филимонов Е.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. До настоящего времени зарегистрирован по адресу: <адрес> что подтверждается копией паспорта на имя Филимонова Е.Н..
Из свидетельства о рождении Филимонова Е.Н. установлено, что его родителями указаны ФИО1 и ФИО2.
ФИО2 умерла, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти.
Согласно постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 назначена опекуном над несовершеннолетним Филимоновым Е.Н.
ФИО7 совместно с внуком Филимоновым Е.Н. зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>., который по сведениям ГУП «ЦТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ФИО7, физический износ данного домаДД.ММ.ГГГГ постройки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 64%.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам сообщило Филимонову Е.Н., что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда формируется территориальными управлениями Минсоцразвития Пермского края, в связи с этим они не могут предоставить ему информацию о конкретном месте и конкретных сроках предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда Пермского края.
Согласно уведомлению Управления ФСГРКК Пермского края в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Филимонова Е.Н. на объекты недвижимого имущества.
По сведениям ГУП «ЦТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ Филимонов Е.Г. не имеет в <адрес> жилья в частных домах, принадлежащих ему на праве собственности, в приватизации не участвовал.
Филимонов Е.Н. окончил ГБПОУ <данные изъяты> о чем ему ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом о среднем профессиональном образовании с квалификацией «повар, кондитер».
В ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам имеется учетное дело № гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, на имя Филимонова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего статус - сирота, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Кизеловского муниципального района №.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ органами опеки и попечительства принято решение о включении ребенка-сироты Филимонова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список на спецжилфонд на ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело №. Право на жилое помещение отсрочено в связи с учебой в учреждении профессионального образования.
До настоящего времени Филимонов Е.Н. жилым помещением не обеспечен, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он обратился в прокуратуру с просьбой оказать содействие в получении жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Филимонов Е.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, в установленном порядке поставлен на учёт как нуждающийся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ТУ Минсоцразвития по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам обязанности по внеочередному предоставлению жилья Филимонову Е.Н., суд исходит из того, что Постановлением Правительства Пермского края № 92-п от 01.03.2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.
Таким образом, территориальные органы Минсоцразвития Пермского края осуществляет полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а не в сфере предоставления жилых помещений.
Обстоятельства, вызвавшие необходимость предоставления жилого помещения Филимонову Е.Н., соответствуют условиям предоставления жилья, установленным Законом Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот…».
При таких обстоятельствах Филимонов Е.Н. подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям ч.2 ст.8.1 вышеуказанного Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года, а именно - в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.
При этом судом признаётся обоснованным требование о предоставлении Филимонову Е.Н. жилого помещения именно на территории субъекта РФ, где он проживает, поскольку в соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч.3 ст.6 Закона №1939-419 от 29.12.2004 года и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, Филимонов Е.Н. поставлен на учет как нуждающийся в жилых помещениях на территории Кизеловского муниципального района, проживает на территории того же района. Невозможность предоставления жилого помещения по месту его постановки на учет в Кизеловскому муниципальном районе материалами дела не доказана.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Филимонову Е.Н. жилого помещения в границах территории муниципального образования либо территории Пермского края соответствует изложенным требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г.Кизела в защиту интересов Филимонова Евгения Николаевича удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Филимонову Евгению Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Кизеловского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Филимонова Е.Н. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту его жительства.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Александровска к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова