Дело № (2015)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2015 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Лучиной Н.Б..,
с участием истца Фадеева И.А,
представителя истца – адвоката Мирошниченко Е.В., действующей на основании ордера № 943 от 18 августа 2015 года.,
представителя органа опеки и попечительства Администрации г.Ачинска – Брилевой К.Н., действующей на основании доверенности от 20 марта 2015 года.,
при секретаре Подрезовой Л.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фадеева И.А. к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Фадеев И.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении на территории города Ачинска благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, мотивируя свои исковые требования тем, что он являлся лицом из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители – Фадеев А.А. и мать Фадеева Т.В. были лишены родительских прав решением Ачинского городского суда от года. В связи с чем его поместили в Детский дом, где он находился на полном государственном обеспечении до сентября 2007 года. В дальнейшем он служил в армии. По возвращении из армии, ответчик не обеспечил его жилым помещением, тогда как он ни на праве собственности, ни на каком либо ином праве жилых помещений не имеет. После его обращения в Администрацию г.Ачинска, он был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании Фадеев И.А. и его представитель – адвокат Мирошниченко Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, при этом истец суду дополнил о том, что он родился года и с рождения проживала с родителями по у. в г.Ачинске. года отец Фадеев А.А. и мать Фадеева Т.В. были лишены родительских прав на основании решения суда и он был помещен под опеку в Детский дом, где находился до сентября 2007 года и затем служил в Армии. Демобилизовался из армии он в июле 2012 года. поскольку за ним было закреплено жилое помещение по адресу – г.Ачинск, ул., то ему говорили в органах опеки о том, что у него нет прав на получение иного жилья. Данная квартира находится в неблагоустроенном доме, однокомнатная, в ней проживают в настоящее время его сестра и ее дети. Он живет в арендуемом жилье. Брат Фадеев А.А. женился и уехал жить в другой город. Он прописан в настоящее время ы квартире по ул. У бабушки. Данная квартира принадлежит ей на праве собственности. В прошлом году он опять обращался в орган опеки и попечительства Администрации г.Ачинска с вопросом по обеспечению его жильем, на что получил ответ о том, что он уже свои права утратил, поскольку достиг 23-летнего возраста.
Представитель ответчика администрации г. Ачинска, будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился, представил письменный отзыв, согласно которого против иска возражал, поскольку Фадеев И.А. своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в получении жилья без уважительных причин. Причину не обращения с соответствующим заявлением в уполномоченные органы до 23 лет истец не указывает. Внеочередное предоставление жилья детям-сиротам действующим законодательством не предусмотрено. ( л.д. 33).
Представитель Министерства науки и образования Красноярского края, будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился, возражений по иску не представил.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации г.Ачинска Брилева К.Н., против иска возражала, поскольку Фадеев И.А. уже достиг 23-летнего возраста, но своевременно на учет нуждающихся в жилье не встал. Кроме того за ним имеется закрепленное жилье по адресу – г.Ачинск, ул., которое не признано непригодным и невозможным для истца для проживания. Не отрицает факта того, что с таким обращением адеев И.А. обратился, но оно еще будет на рассмотрении в течении месяца.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).
Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 ГПК РФ, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Фадеева И.А. по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 37 действовавшего до 01 марта 2005 года ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) решение о предоставлении лицу, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленных законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
В силу положений ст.17 п.11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа во внеочередном порядке действующим жилищным законодательством не предусмотрено (ст.57 Жилищного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Как установлено по делу, Фадеев И.А., года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельства о рождении мать истца – Фадеева Т.В., отец – Фадеев А. А. (л.д. 6, 36 ).
Решением Ачинского городского суда от года, Фадеев А.А., Фадеева Т.В. лишены родительских прав в отношении Фадеева И.А. ( л.д.14).
С 01 сентября 1998 года по 01 сентября 2007 года. Фадеев И.А. находился в КГКОУ «Ачинский детский дом № 1» на полном гособеспечении. ( л.д.7).
С 2010 года по июль 2012 года Фадеев И.А. находился на службе в Армии.
На основании Постановления Администрации г.Ачинска № 298-п от 27 марта 1998 года Фадеев И.А. был определен в детский дом «Солнышко» и за ним было закреплено жилое помещение по адресу – г.Ачинск, ул.. ( л.д.15).
Согласно Постановления Администрации г.Ачинска Фадеев И.А. в июне 2001 года был переведен в МУ «Коррекционная школа-интернат № 2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное гособеспечение. ( л.д.17).
Учитывая, что за Фадеевым И.А. было закреплено жилое помещение, ни госорганы, ни сам истец не обращался в Министерство образования с вопросом постановки его на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом, органом опеки и попечительства до настоящего времени не предпринято мер к принятию решений о невозможности проживания Фадеева И.А. в ранее закрепленном за ним жилье, тогда как согласно выписки из домовой книги и согласно ордера, квартира дом. по ул. в г.Ачинске представляет собой однокомнатную квартиру, находящуюся в неблагоустроенном доме, площадью 12, 0 кв.м.. При этом в данном жилом помещении зарегистрировано шесть человек. Данная информация содержалась в личном деле истца. ( 60, 62, 63).
В настоящее время Фадеев И.А. имеет регистрацию по месту жительства в г.Ачинске, ул. В г.Ачинске, принадлежащей на праве собственности С. Г.М.., что подтверждается выпиской из ЕГРП. ( л.д 42, 56).
До настоящего времени истцу жилое помещение ответчиком не предоставлено.
В собственности Фадеева И.А. и его родителей никаких жилых помещений не имеется, что подтверждается сообщением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», и Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 10-13, 55 ).
Таким образом, истец ни на правах социального найма, ни на праве собственности в настоящее время жилья не имеет.
Согласно положениям ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2013 г.) обеспечению жильем подлежали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имевшие закрепленного жилого помещения. Причем необходимым условием реализации этого права являлось письменное обращение лица, обладающего соответствующим статусом, в уполномоченные органы для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как выше указано, помещение истца в детский дом сопровождалось закреплением за ним жилой площади по прежнему месту жительства.
Вместе с тем, исходя из общей площади этого жилья (12,0 кв. м) и количества, зарегистрированных в нем лиц на тот период (8 человек), обеспеченность истца жилой площадью составляла менее учетной нормы.
В последующем указанная нуждаемость истцом утрачена не была, поскольку приходящаяся на истца общая площадь закрепленного жилого помещения менее учетной нормы, утвержденной решением Ачинского городского Совета депутатов от 30.01.2009г. № 46-365р «О внесении изменений в решение городского совета депутатов от 10.06.2005 г. № 3-6 Р», норма для постановки на учет и определения нуждаемости установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Соответственно потенциально Фадеев И.А. обладал правом на обеспечение жильем, как лицо из числа детей-сирот, что фактически признавалось представителями ответной стороны.
Этот вывод согласуется с позицией Верховного Суда РФ, содержащейся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 г.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу с 01 января 2013 года, предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для данной категории граждан. До принятия этого Закона дети-сироты, не успевшие до достижения 23-летнего возраста заявить о нуждаемости в жилье (встать на учет в качестве нуждающихся в жилье), теряли право получить его вне очереди. В связи с принятием Закона № 15-ФЗ внесены изменения в ЖК РФ, касающиеся дополнения видов жилых помещений специализированного фонда (ч.1 ст.92), а также назначения этого вида (ст.98.1), предоставления жилых помещений названным категориям лиц (ст.109.1) и невозможности выселения детей сирот из специализированного фонда без предоставления другого благоустроенного жилого помещения (п.5 ст.103).
Согласно постановления Администрации г.Ачинска от 27 марта 1998 года истец являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем по смыслу вышеуказанных норм действующего законодательства он отнесен к категории лиц, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеуказанными законами. Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что истец приобрел право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
При этом, ни детский дом, ни орган опеки и попечительства Администрации г.Ачинска не сформировал учетное дело в отношении сироты для направления его в Министерство образования с целью рассмотрения его на комиссии, не предпринял своевременно мер к отмене постановления в части сохранения за Фадеевым И.А. жилья в 1998 году, тогда как данный акт препятствовал определить нуждаемость несовершеннолетнего в жилье. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении жилищных прав истца, допущенных со стороны органов опеки и попечительства, обладающих обязанностями решения вопросов разъяснения, сбора документов и обеспечению жильем.
Доводы представителя ответчика Администрации г.Ачинска о том, что необходимо в иске отказать в связи с достижением истца 23-летнего возраста и отсутствии ее нахождении на учете в Министерстве образования Красноярского края как лицо из числа детей сирот, суд считает несостоятельными, поскольку при установленных судом обстоятельств, данные доводы для правового значения разрешения спора по существу, не имеют.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования истицы являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фадеева Ивана Александровича – удовлетворить.
Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Фадееву И.А. изолированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Ачинска Красноярского края, соответствующее норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам, исходя из общей площади 33 кв. метра, с допусками установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Федеральный судья: Лучина Н.Б.