дело № 2-714/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.
при секретаре Плотниковой О.Н.,
с участием представителя ответчиков - Открытого акционерного общества «Александровский машиностроительный завод» Гачеговой Т.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела к Открытому акционерному обществу «Александровский машиностроительный завод» о прекращении нарушений санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Александровский машиностроительный завод» (далее по тексту - ОАО «АМЗ») о прекращении нарушений санитарного законодательства, указав в исковом заявлении перечень требований и сроки их исполнения.
В обоснование своих требований указали, что в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на основании распоряжения руководителя Управления № от ДД.ММ.ГГГГ года, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная плановая проверка с целью установления факта соблюдения либо не соблюдения ОАО «АМЗ» обязательных требований действующего законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении уставной деятельности предприятия по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности согласно Уставу, утвержденному общим собранием акционеров ДД.ММ.ГГГГ года, протокол № ОАО «АМЗ», допущены нарушения требований санитарных правил и норм РФ. Результаты проверки послужили основанием для привлечения юридического и должностных лиц, ответственных за выявленные нарушения, к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.5, 8.2, 8.42 ч.2 КоАП РФ с вынесением административных наказаний в виде штрафов в различных размерах, о чем вынесены постановления заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года. В адрес ОАО «АМЗ» выдано предписание должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку, № от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указаны конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных нарушений, и установлены сроки исполнения.
При контроле за исполнением предписания выявлены факты неисполнения ОАО «АМЗ» в установленный до ДД.ММ.ГГГГ пунктов 10 и 19 предписания должностного лица. За неисполнение указанных пунктов в отношении ОАО «АМЗ» составлен административный протокол № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 мт.19.15 КоАП РФ, который направлен мировому судьей судебного участка №44 Александровского муниципального района. Постановлением мирового судьи юридическое лицо ОАО «АМЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно информации, поступившей ДД.ММ.ГГГГ от ОАО «АМЗ», пункты №№ 1,7,9,12,13,14,15,16 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.
Информацию о выполнении предписания должностного лица № ДД.ММ.ГГГГ года, пункта № 8 предписания № ДД.ММ.ГГГГ ОАО «АМЗ» не представило.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ установлено невыполнение ОАО «АМЗ» в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ пунктов №№1, 2, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года; пунктов 1,7,8,9,12,13,14,15,16,17,18 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Документы, подтверждающие факт исполнения ОАО «АМЗ» предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ не представлены до окончания проверки ДД.ММ.ГГГГ года.
То есть, имеет место невыполнение ОАО «АМЗ» в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания № от ДД.ММ.ГГГГ г., пунктов №№ 1, 7, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, в полном объеме пунктов №№ 8,9 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года. ОАО «АМЗ» осуществляет деятельность с нарушением требований санитарного законодательства, что подтверждается документами.
У юридического лица ОАО «АМЗ» имелся достаточный период времени для исполнения предписаний с момента их полученияДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Однако ОАО «АМЗ» систематически не исполняет предписания должностного лица и продолжает осуществлять деятельность по адресу: <адрес>, с нарушением требований санитарного законодательства РФ.
Допущенные нарушения ОАО «АМЗ» влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения г. Александровска и работников предприятия ОАО «АМЗ», так как осуществление деятельности с нарушением требований санитарного законодательства РФ может повлечь за собой причинение вреда здоровью.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается также в пренебрежительном отношении ОАО «АМЗ» к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, на заявленных требованиях настаивают.
Представитель ответчика ОАО «АМЗ» Гачегова Т.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась.
Суд, заслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, принят Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среда обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизни деятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
На основании ст.3 этого же закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статьей 36 указанного Закона установлено, что гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
В статье 39 этого же Закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача введены в действие следующие санитарные правила и нормы:
СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест»,
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»,
СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»,
СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест»,
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»,
СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»,
СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Приказом Министерства здравоохранения РФ № 229 от 29.06.00г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» утверждены Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (приложение 1) и Форма "Журнала регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций" (приложение 2).
Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю на основании распоряжений руководителя Управления в соответствии с планом проведения проверок и контроля за исполнением предписаний, выданных должностными лицами Управления, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности юридического лица ОАО «АМЗ», по результатам которой составлен акт проверки, и в ходе которых выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, для их устранения вынесены предписания с указанием конкретных мероприятий и сроков их исполнения (л.д.39-45, 46-79, 96-103, 104-113, 124-130, 131-134)
В целях контроля за исполнением юридическим лицом предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в соответствии с распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю осуществлена внеплановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в которой установлено невыполнение ОАО «АМЗ» предписания должностного лица в установленные сроки.
За нарушение обязательных требований санитарного законодательства РФ юридическое лицо ОАО «АМЗ» привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.6.3, ч.2 ст.8.42, ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа (л.д.80-95).
ОАО «АМЗ» направило в адрес Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю уведомления о выполнении отдельных пунктов предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года: № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, (л.д.115-121).
Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении ОАО «АМЗ» о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, составлены протоколы: № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.114), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.136-138), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.139-141). В письменных пояснениях в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ представитель ОАО «АМЗ» ФИО3 указал, что значительный объем предписаний не позволил выполнить его в срок.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 44 Александровского муниципального района юридическое лицо ОАО «АМЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа (л.д.122-123).
Доказательств того, что ОАО «АМЗ» в настоящее время устранило все выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, не представлено.
Таким образом, суд установлено, что в ходе осуществления деятельности юридического лица ОАО «АМЗ» допущены нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства Российской Федерации, которые не устранены, не смотря на то, что Конституций РФ, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», другими нормативно-правовыми актами на юридическое лицо возложены обязанности по соблюдения законодательства Российской Федерации, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исходя из выше изложенного, суд приходит к выводу, что следует возложить на ОАО «АМЗ» обязанность по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Александровский машиностроительный завод» обязанности по исполнению Предписаний должностного лица, уполномоченного проводить проверку № ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ г., а именно:
1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ года:
- Представить в Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по адресу: <адрес>, личную медицинскую книжку с занесенными результатами профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работника, связанного с подготовкой воды и обслуживающем водопроводные сети, в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; Приказа Минздрава РФ № 229 от 29.06.2000 года «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»;
- Представить в Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по адресу: <адрес>, личную медицинскую книжку единого образца с занесенными результатами периодического медицинского осмотра и профессиональной гигиенической подготовки и аттестации сотрудника прачечной, в соответствии с требованиями п. 4.9. СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»;
2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ
- Разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке рабочую программу (план) производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды, в соответствии с требованиями п. 4.2., п. 2 приложения № 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;
- Обеспечить поточность технологического процесса прачечной, исключающую возможность перекрещивания потоков чистого и грязного белья, в соответствии с требованиями п. 2.1, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»
- Выполнить отделку помещений прачечной в соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»
- Устранить текущие дефекты в отделки помещений прачечной в соответствии с п. 2.9 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»
- Привести состав помещений прачечной в соответствие с требованиями п. 2.5 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»
- Предусмотреть в прачечной гардеробные и дешевые для персонала, комнату для приема пищи и отдыха для сотрудников в соответствии с п. 2.12. 2.14 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных».
- Оборудовать в прачечной стеллажи для временного хранения чистого белья, в соответствии с требованиями п. 4.4 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»;
3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ года:
- Согласовать в установленном порядке проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Представить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ПДВ, в соответствии с требованиями п. 4.2.1., 4.2.2., 4.2.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест». Представить подтверждающие документы в Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по адресу: <адрес>;
- Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовать в установленном порядке, в соответствии с требованиями п. 5.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест»;
- Обеспечить соблюдение режима на территории ЗСО подземных источников водоснабжения в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
- Определить класс опасности отходов Общества с ограниченной ответственностью «Александровский машиностроительный завод» в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.2 СП 2.1.7.1386-03
- «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
Взыскать с ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Александровский машиностроительный завод» в доход бюджета муниципального района государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова