РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2013 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении военного суда в составе: председательствующего - судьи Сысойкина Е.В., при секретаре Деревлёвой Н.А., в отсутствие сторон, рассмотрев гражданское дело по иску командира войсковой части 00000, о привлечении капитана 3 ранга Малышева Д.К. к полной материальной ответственности,
установил:
В исковом заявлении командир войсковой части 00000 просит суд привлечь бывшего военнослужащего войсковой части 00000 Малышева Д.К. к полной материальной ответственности и взыскать с него в пользу войсковой части денежные средства в сумме 000000 руб., за причиненный по вине указанного военнослужащего материальный ущерб, а также судебные расходы в сумме 8713 руб. 80 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что капитан 3 ранга Малышев Д.К. проходил военную службу по контракту в должности заместителя командира войсковой части 00000 с 30 июля 2002 года по 9 декабря 2009 года, и в периоды с 30 марта 2009 года по 16 мая 2009 года и с 28 июля 2009 года по 4 сентября 2009 года исполнял обязанности командира войсковой части 00000.
В мае 2010 года ревизионной группой отдела контроля финансово-экономической деятельности финансовой инспекции Приволжско-Уральского Военного Округа проводилась ревизия финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 00000, в результате которой был выявлен ущерб федеральной государственной собственности на сумму 0000000 руб., причиненный в результате неположенной выплаты на основании приказов командира войсковой части 00000 материальной помощи гражданскому персоналу части при убытии в отпуск в 2009 году, за счет фонда экономии оплаты труда в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок), в качестве дополнительного материального стимулирования.
В соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным приказом № 818 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 года, материальная помощь при убытии работников в отпуск, как выплата стимулирующего характера не указана. Таким образом, правовых оснований для установления работникам войсковой части 00000 выплаты стимулирующего характера - материальной помощи при убытии в отпуск, у командира войсковой части 00000 не имелось.
В соответствии с приказами командира войсковой части 00000, изданными и подписанными капитаном 3 ранга Малышевым Д.К., гражданскому персоналу войсковой части была неправомерно выплачена материальная помощь на общую сумму 000000 руб.
Полагая, что указный материальный ущерб явился следствием ненадлежащего исполнения должностных обязанностей капитаном 3 ранга Малышевым Д.К., и в данных действиях ответчика усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, командир войсковой части 00000 просил суд заявленные им требования удовлетворить.
Истец и ответчик, надлежаще и своевременно уведомленные о времени и месте судебного заседания в суд не прибыли, в своих письменных заявлениях в суд просили рассмотреть дело в их отсутствие.
При этом, ответчик Малышев, в своих возражениях на исковое заявление, не оспаривая фактов издания им соответствующих приказов и производства выплат материальной помощи при убытии в отпуск гражданскому персоналу войсковой части в 2009 году, требований командира войсковой части 00000 не признал и указал, что данная выплата осуществлялась за счет фонда экономии оплаты труда в размере 2 должностных окладов, в соответствии со ст. 98 Приказа МО РФ № № от 10 ноября 2008 года, как иная выплата стимулирующего характера. При этом, размер и условия выплаты материальной помощи были определены локальным нормативным актом с участием главного бухгалтера и представителями профсоюзного комитета и направлены на стимулирование труда работников и повышение мотивации к качественному выполнению трудовых обязанностей (Положение о премировании гражданского персонала войсковой части 00000 за результаты основной деятельности на 2008 - 2009 гг.).
Данное Положение было согласовано с начальником финансовой службы войсковой части, с председателем профсоюзного комитета, а также утверждено командиром части 2 декабря 2008 года, и являлось основанием для проведения выплат материальной помощи работникам в 2009 году.
Приказом МО РФ № № от 5 мая 2009 года, зарегистрированном в Минюсте РФ 30 июня 2009 года, в ст. 98 вышеприведенного Приказа были внесены изменения, в соответствии с которыми выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Но, в связи с тем, что приказ МО РФ № № поступил в часть со значительным опозданием, изменений в Положение о премировании не вносилось.
Выплаты материальной помощи были осуществлены за счет экономии фонда заработной платы, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, списочной численности и контрольных сумм по заработной плате на 2009 год и по результатам исполнения годовой сметы расходов дополнительных средств на выплату заработной платы гражданскому персоналу не потребовали, что подтверждается заключением Департамента социальных гарантий МО РФ № № от 31.03.2011 г.
Таким образом, полагая, что каких-либо нарушений должностных обязанностей, а также действующего на тот момент Законодательства им допущено не было, и данные выплаты фактически не причинили реального ущерба федеральной государственной собственности, Малышев просил в удовлетворении исковых требований командира войсковой части отказать.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие сторон, поскольку неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Исследовав находящиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Пунктом 3. ст. 4 того же Федерального закона определено, что командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Статьей 5 данного Федерального закона установлено, что военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
- военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
- действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.Как следует из копий выписок из приказов командира войсковой части 00000 № № от 10.03.2009 г. и № № от 27 июля 2009 г., в периоды с 30 марта 2009 года по 16 мая 2009 года и с 28 июля 2009 года по 4 сентября 2009 года, то есть в период отпусков штатного командира войсковой части 00000, капитан 3 ранга Малышев Д.К. исполнял его обязанности.
Факт издания приказов за подписью Малышева Д.К., в период временного исполнения им обязанностей командира части 00000, о выплате гражданскому персоналу войсковой части материальной помощи в связи с убытием в трудовой отпуск за счет фонда экономии оплаты труда в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок) в качестве дополнительного материального стимулирования, а также производства данной выплаты на общую сумму 000000 руб., подтверждается исследованными в судебном заседании соответствующими копиями выписок из приказов и расчетно-платежных ведомостей и ответчиком не оспаривается.
Согласно копии акта ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 00000, проведенной в период с 5 по 25 мая 2010 года ревизионной группой под руководством врио инспектора-ревизора отдела контроля финансово-экономической деятельности финансовой инспекции Приволжско-Уральского Военного Округа подполковника Ф.Н. Рахматова, в результате неположенной выплаты заработной платы (материальной помощи при убытии в отпуск) гражданскому персоналу войсковой части 00000 в 2009 году, был выявлен ущерб федеральной государственной собственности в сумме 0000000 руб.
При этом, ревизор указывает, что в соответствии со ст. 98 приказа МО РФ № № от 10 ноября 2008 года (в редакции приказа МО РФ № № от 30 июня 2009 г.) материальная помощь при убытии работника в отпуск, как иная выплата стимулирующего характера, не предусмотрена, а поэтому правовых оснований для установления работникам войсковой части 00000 выплаты стимулирующего характера при убытии в отпуск (материальной помощи) у командира войсковой части 00000 не имелось.
Однако, данные доводы автора рассматриваемого Акта суд находит несостоятельными.
Так, приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583" были утверждены "Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации" и "Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации".
При этом, в первоначальной редакции ст. 98 Положения было установлено, что «В воинской части за счет экономии фонда заработной платы могут устанавливаться иные выплаты стимулирующего характера, размеры и условия которых предусматриваются в коллективных договорах, соглашениях, локальными нормативными актами с участием профсоюзных органов или иного представительного органа работников.»
Таким образом, какого-либо запрета для установления и производства выплаты из фонда экономии заработной платы материальной помощи гражданскому персоналу воинских частей не имелось.
Как видно из копии «Положения о премировании гражданского персонала войсковой части 00000 за результаты основной деятельности на 2008-2009 годы» от 2 декабря 2008 года, согласованного с председателем профкома войсковой части 00000, помощником командира по ФЭР, ГБ, начальником финансовой службы войсковой части 00000 и утвержденного командиром войсковой части 00000, премирование работников производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели фондом заработной платы, при этом, п. 3 указанного Положения также была предусмотрена выплата материальной помощи в размере двух должностных окладов (тарифных ставок), из фонда экономии заработной платы каждому работнику, один раз в год, как правило, при убытии в отпуск, на основании заявления на имя командира части. Кроме этого, ч. II Положения было определено, что по согласованию сторон в данное Положение могут вноситься изменения, не ухудшающие условия настоящего Положения.
Выполнение требований данного Положения было обязательно для воинских должностных лиц, в том числе и для Малышева Д.К., в период временного исполнения им обязанностей командира войсковой части 00000.
В соответствии со статьей 22 ТК РФ обязанность по выплате заработной платы возложена на работодателя (командира войсковой части), а в соответствии с приказом Министра Обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № № «О мерах по реализации в ВС РФ постановления Правительства РФ № 583 от 5 августа 2008 года» выплаты, входящие в систему оплаты труда работников, устанавливаются приказом руководителя организации (командира войсковой части), что ответчиком и было сделано.
Действительно, приказом Министра обороны РФ от 5 мая 2009 года № № ст. 98 приказа МО РФ № № была изложена в новой редакции: «Вышеуказанные и иные выплаты стимулирующего характера, в том числе выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда, размеры и условия их осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.»
Однако, указанные изменения вступили в силу лишь 8 сентября 2009 года, то есть уже в то время, когда Малышев Д.К. обязанностей командира войсковой части 45682 не исполнял.
Кроме этого, как следует из разъяснений заместителя руководителя Департамента социальных гарантий МО РФ № № от 31 марта 2011 года на запрос командира войсковой части 00000, выплата материальной помощи при убытии работников войсковой части 00000 в отпуск производились в пределах годового фонда оплаты труда (за счет средств экономии указанного фонда), доведенных на соответствующий год контрольных сумм и лимитов бюджетных обязательств и по результатам исполнения годовой сметы расходов дополнительных средств на выплату заработной платы гражданскому персоналу не потребовали.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При отсутствии таковых, суд принимает решение по имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание, что кроме указанных и исследованных в судебном заседании, каких-либо других данных, свидетельствующих о наличии вины ответчика, как в нецелевом расходе, так и в перерасходе денежных средств истцом не представлено, суд полагает, что в действиях Малышева не только отсутствовал умысел на причинение материального ущерба, но и что таковой вообще им был причинен.
С учетом приведенного выше, суд находит исковые требования командира войсковой части 00000 о привлечении Малышева Д.К. к полной материальной ответственности и взыскании в связи с этим с ответчика материального ущерба в сумме 000000 руб., не обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований командира войсковой части 00000 о взыскании с капитана 3 ранга Малышева Д.К. полного материального ущерба, на сумму 000000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Архангельского
гарнизонного суда Е.В. Сысойкин