Решение по делу № 2-374/2015 (2-8307/2014;) от 03.12.2014

        Решение изготовлено в окончательном виде 21.04.2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2015 года

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга

в составе председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,

при секретаре Швецовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску <ФИО>5 к <ФИО>7 г. Екатеринбурга, <ФИО>6-<адрес> г. Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по <ФИО>8-<адрес> г. Екатеринбурга о признании пункта постановления незаконным, обязании выделить денежные средства, обязании приобрести жилое помещение и передать по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала следующее.

ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца <ФИО>11 ДД.ММ.ГГГГ решением <ФИО>8-Исетского районного суда г. Екатеринбурга отец истца <ФИО>18 был лишен родительских прав в отношении <ФИО>4, а также <ФИО>12, <ФИО>20., <ФИО>13 были переданы на попечение органов опеки и попечительства. Опекуном детей была назначена <ФИО>14 Постановлением <ФИО>2-<адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>4 переданы в детский дом, с закреплением за ней жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>. Истец была помещена в Сухоложский детский дом (<адрес>). ДД.ММ.ГГГГ истец была направлена для получения начального профессионального образования в Нижнесергинский профессиональный лицей г. Екатеринбурга, в котором проходила обучение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончанию обучения в лицее истец не смогла вернуться в закрепленную за ней квартиру. Поскольку в данной квартире проживает отец <ФИО>4, в отношении которой он лишен родительских прав, злоупотребляющий спиртными напитками, также с ним проживает его сожительница <ФИО>15, <ФИО>4, <ФИО>21., <ФИО>16 ДД.ММ.ГГГГ истец поступила в ГОУ ВПО РГПУ, в котором проходила обучение до ДД.ММ.ГГГГ. Все это время истец была вынуждена снимать жилье. По данным обследования БТИ на ДД.ММ.ГГГГ, дом, расположенный по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, имел общий процент износа <иные данные>%, при этом, в цоколе фундамента обнаружены значительные трещины, техническое состояние стен – сырость и промерзание, крыша местами протекает, техническое состояние полов – осадка и сырость, в оконных проемах – трещины. кроме того, в доме нет горячего водоснабжения и канализации. Потолок в комнате, где в настоящее время живет истец, протекает, в кухне часть полотка рухнула, в квартире стоит полная антисанитария. После окончания обучения в ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>7 Нижнесергинского профессионального лицея г. Екатеринбурга обратилась с требованием освободить комнату в общежитии. Все обращения истца в <ФИО>6-<адрес> г. Екатеринбурга, Управление социальной политики <ФИО>8-<адрес> г. Екатеринбурга с просьбой о предоставлении жилого помещения остались без удовлетворения, по причине того, что за ней было закреплено жилье. Вместе с тем, фактически истец не имеет возможности проживать в <адрес> проживает ее отец с сожительницей, злоупотребляющие алкоголем, в квартире антисанитария. Другого жилого помещения у истца ни в собственности, ни по договору социального найма не имеется. Оспаривая Постановление <ФИО>2-<адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за <ФИО>4 указанной квартиры, истец указывает о формальном подходе к решению данного вопроса, нарушении ее прав, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Поскольку как следует из решения <ФИО>8- Исетского народного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу о лишении родительских прав и актов обследования жилищно-бытовых условий проживания детей, установлено, что данная квартира в запущенном состоянии, грязная, дети жили в антисанитарных условиях, в квартире неприятный запах, притон, отец с сожительницей постоянно пьяные, постельные принадлежности грязные. Не улучшилось состояние данного помещения спустя более 22 лет. Истец до достижения ей 23 лет не обращалась в органы местного самоуправления для постановки на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении по уважительной причине, поскольку в период пребывания в детском доме и обучения в профессиональном училище сотрудники <ФИО>7 данных учреждений убеждали истца, что ей не положено предоставление отдельного жилого помещения, поскольку за ней закреплена <адрес> в г. Екатеринбурге. Истец не обладающая юридическим образованием, узнала о наличии у нее права на предоставление отдельного жилья только в ДД.ММ.ГГГГ после обращения за юридической консультацией. Впоследствии, собрав все необходимые документы, истец обратилась в <ФИО>6-<адрес> г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет и предоставлением во внеочередном порядке жилого помещения, на что получила ответ, согласно которому осуществление учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложено на органы опеки и попечительства.

В связи с вышеизложенным, истец <ФИО>4 просит:

1. признать пункт 2 Постановления <ФИО>2-<адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся закрепления жилого помещения по адресу : г. Екатеринбург, <адрес> за несовершеннолетней <ФИО>4 незаконным;

2. обязать Правительство Свердловской области выделить средства из областного бюджета на приобретение <ФИО>4 жилого помещения не ниже установленных социальных норм;

3. обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести за счет средств областного бюджета для <ФИО>4 благоустроенное жилое помещение, площадью не менее <иные данные> кв.м., в пределах МО г. Екатеринбурга и передать его <ФИО>7 г. Екатеринбурга для дальнейшего предоставления данного жилого помещения <ФИО>4 по договору социального найма;

4. обязать <ФИО>7 г. Екатеринбурга предоставить <ФИО>4 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение, площадью не менее <иные данные> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в пределах МО г. Екатеринбург, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Истец <ФИО>4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила.

<ФИО>3 истца <ФИО>17, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41), в судебном заседании исковые требования поддержала по предмету и основаниям, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражала.

<ФИО>3 ответчика Управления социальной политики <ФИО>8-<адрес> г. Екатеринбурга, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указав следующее. До 18 лет <ФИО>4 являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. По достижении 18 лет и до 23 лет истец относилась к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетней, постановлением <ФИО>2-<адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>4 определена в детский дом и за ней закреплено жилое помещение по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, на основании ордера    от ДД.ММ.ГГГГ, в который <ФИО>4 включена, как член семьи нанимателя. В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений: или в случае, если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органами исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договоры найма специализированных жилых помещений. Действие настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу, если дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жильем до ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ истец ни к той, ни к другой категории лиц не относилась (л.д. 62-63).

<ФИО>3 ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что истец достигнув возраста 23 лет более семи лет назад, не относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на обеспечение жилым помещением. Истец не обращалась с заявлением для постановки на соответствующий учет до ДД.ММ.ГГГГ, обстоятельства объективно препятствующие истцу встать на учет нуждающихся в жилом помещении отсутствуют. Причину, по которой истец своевременно не встала на учет, указанную истцом, ответчик считает неуважительной. Поскольку истец достигла несовершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нормы ст. 8 которого регламентировали право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением. Аналогичным образом с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, официально опубликованный и общедоступный, нормы ст. 57, которого устанавливают право на внеочередное обеспечение жилым помещением детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Данные нормативно – правовые акты являются общедоступными с момента опубликования. С момента достижения совершеннолетия истец имела возможность до достижения 23 лет предпринять меры к постановке на соответствующий учет, защитить свое право в судебном порядке. Однако, этого истцом не было сделано ни до достижения возраста 23 лет, ни в течение 7 лет после этого. Само по себе утверждение о том, что в период пребывания в детском доме и обучение в профессиональном училище истец не знала о своем праве на внеочередное предоставление жилья, не может являться уважительной причиной, в силу которой истец своевременно не встала на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 63-67).

<ФИО>3 ответчика ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что финансовое обеспечение финансовых гарантий по социальной поддержке льготных категории граждан является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Свердловской области -ПП от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка приобретения жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный     фонд Свердловской области, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, получателем денежных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям – сиротам, является Фонд, который в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для указанных категорий граждан в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Кроме того, согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство Российской Федерации Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключен подп. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о     предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди, на основании договора социального найма жилого помещения и не установлен срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. согласно действующему законодательству, учет указанных категорий граждан осуществляется Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. В соответствии преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, ст. 1 данного закона, <ФИО>4 в настоящее время не относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста. При этом. истец на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не встала до достижения 23 лет (л.д. 74-76).

<ФИО>3 Правительства Свердловской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории Свердловской области, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких- либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа (л.д. 104-107).

<ФИО>3-<адрес> г. Екатеринбурга, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором не признал исковые требования, полагая, что <ФИО>6-<адрес> г. Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Постановление <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за <ФИО>4 права на <адрес> принято <ФИО>6-<адрес> г. Екатеринбурга, в связи с тем, что в соответствии с действующим на тот период законодательством <ФИО>7 района осуществляла функции органа опеки и попечительства. В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О возложении полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области» полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложены на Министерство социальной защиты населения Свердловской области. В связи с этим, Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области является полноправным приемником <ФИО>6-<адрес> г. Екатеринбурга в части отношений, касающихся деятельности вопросов опеки и попечительства. Соответственно права и обязанности по данным вопросам возникли у Управления социальной политики, не у <ФИО>7 <адрес>. Оспариваемое Постановление от ДД.ММ.ГГГГ соответствует действующему законодательству. <ФИО>4 проживала по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, при отсутствии какого- либо другого жилого помещения и во избежание заключения сделок с данным жилым помещением в нарушение прав несовершеннолетней, за <ФИО>4 закреплена данная квартира. Дом аварийным не признавался. Кроме того, <ФИО>3 ответчика указал на пропуск истцом срока для обжалования Постановления <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за <ФИО>4 права на <адрес>

Суд с учетом мнения <ФИО>3 истца, считает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.

Заслушав <ФИО>3 истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на жилище является одним из основных прав и свобод человека и гражданина, важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Судом установлено, что <ФИО>4 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать <ФИО>4<ФИО>11 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Отец истца – <ФИО>18 решением <ФИО>8-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ по иску Отдела социальной защиты лишен родительских прав в том числе, в отношении <ФИО>4 (л.д. 16).

Постановлением <ФИО>2-<адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>4 определена в детский дом на полное государственное обеспечение, за ней закреплено жилое помещение – <адрес> в г. Екатеринбурге (л.д. 17).

Истец была помещена в Сухоложский детский дом (<адрес>).

ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>4 была направлена для получения начального профессионального образования в Нижнесергинский профессиональный лицей г. Екатеринбурга, в котором проходила обучение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец поступила в ГОУ ВПО РГПУ, в котором проходила обучение до ДД.ММ.ГГГГ.

По окончанию обучения в лицее истец не смогла вернуться в закрепленную за ней квартиру. Поскольку в данной квартире проживает отец <ФИО>4, в отношении которой он лишен родительских прав, злоупотребляющий спиртными напитками, также с ним проживает его сожительница <ФИО>15, <ФИО>4, <ФИО>22., <ФИО>16 Все это время истец была вынуждена снимать жилье.

Оспаривая указанное постановление, истец ссылается на формальный подходе к решению вопроса обеспечения несовершеннолетнего ребенка жильем, нарушении ее прав, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Поскольку как следует из решения <ФИО>8- Исетского народного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу о лишении родительских прав и актов обследования жилищно-бытовых условий проживания детей, установлено, что данная квартира в запущенном состоянии, грязная, дети жили в антисанитарных условиях, в квартире неприятный запах, притон, отец с сожительницей постоянно пьяные, постельные принадлежности грязные. Не улучшилось состояние данного помещения спустя более 22 лет.

<ФИО>3 ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к данным требованиям.

Суд соглашается с доводами ответчика о пропуске срока исковой давности при обращении истца с требованиями об оспаривании Постановления <ФИО>2-<адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ .

Пропуск установленного законом срока на обращение в суд является самостоятельным основанием к отказу в иске, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований <ФИО>5 о признании пункта 2 Постановления <ФИО>2-<адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся закрепления жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> за несовершеннолетней <ФИО>4 незаконным.

Также судом установлено, что истец до достижения ей 23 лет не обращалась в органы местного самоуправления для постановки на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Впоследствии, собрав все необходимые документы, истец обратилась в <ФИО>6-<адрес> г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет и предоставлением во внеочередном порядке жилого помещения, на что получила ответ, согласно которому осуществление учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложено на органы опеки и попечительства.

ДД.ММ.ГГГГ истец также обращалась с заявлением в Управление социальной политики по <ФИО>8-<адрес> г. Екатеринбурга о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, на которое получила отказ, мотивированный тем, что на момент обращения истец достигла возраста более 23 лет, в связи с чем, отсутствуют основания для постановки на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Согласно абз. 4 ст. 1 данного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа до достижении ими возраста 23 лет.

По смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. За лицами из числа детей-сирот, вставшими на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями и после вступления в силу данного закона.

Если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.

Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. Суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встала на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.

Наиболее распространенной причиной несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, является в том числе ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из установленных обстоятельств по настоящему делу не постановка истца до достижения возраста 23 лет на учет в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, была вызвана уважительной причиной, а, именно, по причине ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав истца в тот период, когда она была несовершеннолетней, органами, на которых такая обязанность возложена в силу закона, избранием неверного способа защиты жилищных прав, а также в силу особенностей умственного развития истца, препятствующего в полной мере осуществлять защиту своих прав.

Ранее судом указано, что в <адрес>. 43а по <адрес> в г. Екатеринбурге, закрепленной в пользовании за истцом, проживает отец <ФИО>4, в отношении которой он лишен родительских прав, злоупотребляющий спиртными напитками, также с ним проживает его сожительница <ФИО>15, <ФИО>4, <ФИО>23., <ФИО>16

Как следует из поквартирной карточки (л.д. 52), в данной квартире, жилой площадью <иные данные> кв.м., зарегистрировано семь человек, на каждого проживающего приходится по 6,3 кв. м жилой площади, что свидетельствует о том, что наличие закрепленного за <ФИО>4 жилого помещения по вышеуказанному адресу не подтверждает ее обеспеченность жилым помещением, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а именно, не соответствует учетной норме, приходящейся на одного человека.

Кроме того, как следует из заключения УСЭ – 352 ООО «Уральская строительная экспертиза» отДД.ММ.ГГГГ, представленных истцом фотографий, данное помещение обладает признаками непригодности для проживания, в том числе, в части безопасности из-за возможного внезапного обрушения и в части отсутствия необходимого инженерного оборудования (л.д. 89- 91,

Согласно справки о техническом состоянии строения от ДД.ММ.ГГГГ, по данным обследования состояния конструктивных элементов на ДД.ММ.ГГГГ, строение литера А по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки имело общий процент износа строения <иные данные>%. Данное обстоятельство позволяет суду полагать, что в    настоящий момент, спустя почти 18 лет после проведенного исследования, процент износа данного дома существенно возрос.

Таким образом, суд считает установленным, что вселение истца в <адрес> в г. Екатеринбурге является невозможным, возвращение истца в ранее занимаемое и сохраненное за ней жилое помещение противоречит ее интересам.

В данном случае, суд без учета вышеуказанных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания истца в указанном жилом помещении,    не может принять во внимание    факт закрепления за <ФИО>4 указанной квартиры.

Сведений о наличии в пользовании и распоряжении за <ФИО>4    иного жилого помещения на том или ином законном основании, не имеется (л.д. 55, 60).

Ранее судом указывалось, что в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N 527-ПП во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).

Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).

На основании п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд).

В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (п. 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания детьми-сиротами (п. 9).

Согласно п.п. 3, 4, 5 Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N 84-ПП (редакции от ДД.ММ.ГГГГ), получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства". <адрес> бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. <адрес> бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Кроме того, Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ПП определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот. Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного Фонда, возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

       С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска <ФИО>5 к <ФИО>7 г. Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» об обязании выделить денежные средства, обязании приобрести жилое помещение и передать по договору социального найма.

Иных требований, либо требований по иным основаниям сторонами на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

         Исковые требования <ФИО>5 к <ФИО>7 г. Екатеринбурга, <ФИО>6-<адрес> г. Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по <ФИО>8-<адрес> г. Екатеринбурга о признании пункта постановления незаконным, обязании выделить денежные средства, обязании приобрести жилое помещение и передать по договору социального найма    – удовлетворить частично.

        Обязать Правительство Свердловской области выделить средства из областного бюджета на приобретение <ФИО>5 жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

        Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства приобрести за счет средств областного бюджета для <ФИО>5 благоустроенное изолированное жилое помещение площадью не менее 16 кв.м., в пределах МО г. Екатеринбурга и передать его <ФИО>7 МО г. Екатеринбург для дальнейшего предоставления этого жилого помещения <ФИО>4 по договору социального найма.

        Обязать <ФИО>7 МО г. Екатеринбурга предоставить <ФИО>5 по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение площадью не менее <иные данные> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в пределах МО г. Екатеринбург, приобретенное за счет средств областного бюджета.

         В удовлетворении остальных исковых требований <ФИО>5 К <ФИО>6-<адрес> г. Екатеринбурга, Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по <ФИО>8-<адрес> г. Екатеринбурга о признании пункта Постановления <ФИО>2-<адрес> г. Екатеринбурга в части закрепления жилого помещения за несовершеннолетней незаконным – отказать.

Ответчики    вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

        Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Судья

2-374/2015 (2-8307/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сычева А.В.
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры СО
Администрация Верх-Исетского района г.Екатеринбурга
Управление социальной политики по Верх-Исетскому району г. Екатеринбургу
Правительство СО
МУГИ СО
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Администрация г. Екатеринбурга
Другие
Сычев В.В.
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
03.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2014Передача материалов судье
05.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2014Подготовка дела (собеседование)
24.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2015Судебное заседание
06.02.2015Судебное заседание
25.02.2015Судебное заседание
15.04.2015Судебное заседание
21.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее