№ 2а-830/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг.Ишим 24 июля 2019 года
Ишимский городской суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи Клишевой И.В.
с участием представителя административного истца Кошина Олега Вадимовича, представителя административного ответчика – Носкова Александра Александровича
при секретаре: Карповой В.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Караченцевой Галины Дмитриевны к администрации г.Ишима Тюменской области о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, о возложении обязанности провести обследование указанного жилого дома
У С Т А Н О В И Л:
Караченцева Г.Д. обратилась в суд с административным иском в лице представителя Кошина О.В. к администрации г.Ишима Тюменской области, в котором просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии № (…) от 08 апреля 2019 года в отношении квартиры (…), возложить обязанность на межведомственную комиссию администрации г.Ишима Тюменской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу (…) в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Требования мотивированы тем, что Караченцева Галина Дмитриевна является собственником квартиры № (…), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии (…) от 13.05.2003 года (запись регистрации № (…).
20 марта 2019 года межведомственной комиссией составлен акт обследования жилого помещения № (…). 08 апреля 2019 года межведомственной комиссией составлено заключение № (…) о пригодности жилого помещения, расположенного по адресу: (…).Согласно данному заключению межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с требованиями законодательства.
Считает, что указанное заключение межведомственной комиссии № (…) от 08 апреля 2019 года является незаконным, поскольку комиссия, не используя какие-либо технические средства измерения при проведении осмотра жилого помещения, сделала вывод о невозможности принятия заключения ООО «Вега» по причине того, что специалистами данной организации нарушены требования СП-13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» при выдаче заключения.
В обоснование своих доводов межведомственная комиссия ссылается на отсутствие детального инструментального обследования (п.7.5 СП-13-102-2003).В то же время, вывод межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке обоснован исключительно несогласием с заключением ООО «Вега» и не основывается на каких-либо проведенных инструментальных исследованиях.
Межведомственной комиссией нарушена процедура принятия решения, прямо предусмотренная законом, в нарушение п.7 Положения не были включены в комиссию представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля),
государственного контроля и надзора в сфере экологической и иной безопасности, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях.
Административный истец Караченцева Г.Д. в суд при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явилась.
Представитель административного истца Кошин О.В., действующий по нотариальной доверенности от 24 декабря 2018 года ( л.д.10-11), исковые требования в суде поддержал.
Представитель административного ответчика- администрации г.Ишима Тюменской области Носков А.А., действующий по письменной доверенности ( л.д. 33-35), с иском не согласен, считает, что заключение было вынесено законное, дом является пригодным для проживания, в 2018 году проведен капитальный ремонт дома, заключение ООО «Вега» не отвечает нормативным требованиям.
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав письменные доказательства, суд считает требования, подлежащими удовлетворению.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13 мая 2003 года Караченцева Г.Д. является собственником жилого дома по ул. (…). ( л.д. 21).
На основании решения Ишимского городского суда Тюменской области от 05 февраля 2019 возложена обязанность по оценке жилого помещения, расположенного по адресу: (…), на предмет его пригодности (непригодности) для проживания и составлении нового заключения в соответствии с Постановлением Правительства от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции( л.д. 37-42), ранее вынесенное заключение межведомственной комиссии № (…) от 29 октября 2018 года было признано незаконным.
Согласно акту обследования жилого помещения № (…) от 20 марта 2019 в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ (л.д. 15-17) межведомственная комиссия произвела обследование жилого дома в (…), год постройки 1956, процент износа на 17 марта 2003 года – 39%, общая площадь, квартиры 26.7 кв.м., установлено, что фундамент шлаколитой, в 2018 году осуществлена подливка цокольной части, наружные стены шлаколитые, оштукатурены, окрашены, был проведен капитальный ремонт в 2018 году, внутренние стены- оштукатурены, трещины в отделочном слое, оклеены обоями, следы биологических повреждений( плесень),крыша- деревянные стропила, проведен капитальный ремонт в 2018 году, пол деревянный по балкам, зыбкость при ходьбе, покрытие линолеум, окна пластиковые, двери деревянные, благоустройство отсутствует.
Не соответствуют установленным требованиям повреждения пола, внутренних стен. Оценка результатов инструментального контроля и других видов контроля не производилось. Рекомендации межведомственной комиссии – обеспечить мероприятия по проведению ремонта пола, внутренних стен.
Согласно заключению межведомственной комиссии № (…) от 08 апреля 2019 года (л.д. 12-14) межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
Согласно части четвертой ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п.34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение) жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с п. 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
П.13 Положения входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами. Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах, инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами( п.14 Положения).
В жилом помещении требуемая инсоляция должна обеспечиваться для одно-, двух- и трехкомнатных квартир - не менее чем в одной комнате, для четырех-, пяти- и шестикомнатных квартир - не менее чем в 2 комнатах( п.14). Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.( п.22). Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли( п.23).
Вышеперечисленные пункты Положения( п.п.10,13,14,22,23) предполагают при установлении пригодности или непригодности квартиры обследование ее с использование измерительных приборов или иных приспособлений( измерение высота потолка, расположение пола относительно планировочной отметки земли, освещенность жилых помещений, измерение параметров микроклимата квартиры ).
Как следует из акта обследования от 20 марта 2019 года, в квартире на стенах имеются следы биологических повреждений – плесень, из заключения ООО (…) следует, что ( л.д. 58) в помещении кухни отсутствует вытяжная вентиляция, в тех подполье обнаружено поражение плесенью лаг пола, отметки пола помещения ниже планировочной отметки земли, комната имеет нарушения непосредственно естественного освещения.
Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
На основании п.43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с техникоэкономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Из показаний П.А.А.- председателя межведомственной комиссии, установлено, что в 2018 году был сделан капитальный ремонт дома по ул. (…) - произведен ремонт фундамента, крыши, фасада, квартиры должны ремонтировать собственники.
Акт обследования производился уже после указанного ремонта всего дома, но целью осмотра и дачи заключения межведомственной комиссии является установление пригодности или непригодности квартиры № (…), при этом в акте не имеется осмотра в части наличия вентиляции на кухне, не исследован микроклимат в квартире в связи с наличием в ней плесени на стенах, не проверено, имеются ли нарушения пола в части планировочной его отметки по отношению к уровню земли, не проверена инсоляция комнаты.
Согласно п.7 Положения в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В состав межведомственной комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля),государственного контроля и надзора в сфере экологической и иной безопасности на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях.
Данное обстоятельство было подтверждено в суде пояснениями свидетеля П.А.А.
На нарушения в части проведения визуального осмотра без использования инструментального контроля было указано, также как нарушение процедуры принятия решения в части отсутствия представителей в комиссии вышеуказанных органов управления в решении Ишимского городского суда Тюменской области от 05 февраля 2019 года, однако, заключение межведомственной комиссией было вынесено при тех же нарушениях.
Суд считает, что формальное обследование квартиры в нарушение требования проверки необходимых параметров жилого помещения( п.п.10,13,14, 22,23 Положения) нарушает права административного истца в части принятии объективного, всестороннего полного решения по вопросу пригодности ее жилого помещения.
В связи с чем заключение надлежит признать незаконным и обязать межведомственную комиссию администрации г.Ишима Тюменской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу (…) в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ №(…) от 28.01.2006года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", суд
РЕШИЛ:
Административный иск Караченцевой Галины Дмитриевны к администрации г.Ишима Тюменской области о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, о возложении обязанности провести обследование указанного жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии № (…) от 08 апреля 2019 года, назначенной постановлением администрации г.Ишима № (…) от 27 августа 2018 года( в редакции постановления № (…) от 12 ноября 2018 года), о признании помещения, подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке, в отношении квартиры № (…).
Возложить обязанность на межведомственную комиссию администрации г.Ишима Тюменской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу (…) в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ишимский городской суд в течение месяца с момента написания решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение составлено в окончательной форме 29 июля 2019 года.
Согласовано:
Судья Ишимского городского суда И.В. Клишева