Решение по делу № 2-308/2012 ~ М-236/2012 от 28.05.2012

Дело №2-308/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 октября 2012 года

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Петровой Н.С.,

при секретаре Уточкиной Н.В.,

с участием помощника прокурора Ереминой Ю.С., представителя ответчика администрации Александровского муниципального района Бутенко Т.В., представителя ответчика ООО «Управление «ЖилСервис» Меньшиковой Т.И..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровск Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Александровского муниципального района, Обществу с ограниченной ответственностью «Управление «ЖилСервис» о признаний действий (бездействия) незаконным, возложении обязанности ликвидировать полигон твердых бытовых отходов, обязанности разработать и реализовать проект ликвидации полигона и рекультивации земельного участка под полигоном ТБО, организовать перевод категории земли,

УСТАНОВИЛ:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации указав, что в ходе проверки было установлено, что полигон ТБО расположенный на земельном участке, имеющим кадастровый номер , категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 47000 кв., находящимся по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерацией. Указанный земельный участок относится к землям лесного фонда и относится к эксплуатационным лесам. Фактически данный участок используется под полигон твердых бытовых отходов. Подъезд к полигону ТБО обеспечен подъездной гравийной дорогой. Обслуживание этих объектов осуществляет ООО «Управление «ЖилСервис». Решения о предоставлении участка на каком-либо праве с разрешенным использованием под полигон ТБО полномочным представителем собственника Российской Федерации не принималось. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Соответствующее решение Правительством Российской Федерации не принималось.

В нарушение п.7 ч.1 ст.1, п.1 ч.1 ст.8 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ч.1, 2 ст.6, ч.1 ст.10, ч.1 ст.25, ч.2 ст.6 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, ООО «Управление «ЖилСервис» осуществляет использование земельного участка, расположенного в квартале 57, выделы 3, 15, 26 Яйвинского участкового лесничества, при эксплуатации полигона ТБО, без каких-либо правоустанавливающих документов.

В нарушение п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.3, ч.2 ст.8, ч.ч.1, 3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ администрацией Александровского муниципального района не надлежащим образом организована утилизация отходов на территории района, под полигон ТБО допущено использование земель лесного фонда.

Прокурор просит: признать действия (бездействия) администрации Александровского муниципального района Пермского края по исполнению обязанностей по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на обозначенном полигоне ТБО, а также действия общества с ограниченной ответственностью «Управление «ЖилСервис» по использованию земельного участка с вышеуказанными реквизитами для эксплуатации полигона ТБО, незаконными;

возложить на ответчиков обязанность ликвидировать полигон ТБО, разработать и реализовать проект рекультивации данного земельного участка, либо организовать перевод категории земли в отношении данного земельного участка из земель лесного фонда в иную категорию, допускающую его использование под полигон ТБО; у

установить для ответчиков срок исполнения обязательства об организации перевода земли в отношении земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ, а для обязанности ликвидировать полигон ТБО, разработать и реализовать проект рекультивации данного земельного участка, в случае принятия уполномоченным органом решения об отказе в переводе категории данного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, - до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заместитель прокурора Еремина Ю.С. поддержала заявленные требования по указанным в исковом заявлении основаниям. Суду также дополнила,, что деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Полигон размещен на земельном участке, который является собственностью РФ.

Представитель ответчика Администрации Александровского муниципального района в судебном заседании Бутенко Т.В. с иском не согласилась, пояснив, что обязанность организации утилизации бытовых отходов возложена не администрацию Александровского муниципального района, а на органы местного самоуправления. Действия администрацией района предпринимались. Постановление администрации Александровского муниципального района отменено, договор аренды земельного участка с ООО «Управление «ЖилСервис» расторгнут. Бездействия со стороны администрации неимеется. В ДД.ММ.ГГГГ было предложено ООО «Управление «ЖилСервис» перевести земли лесного фонда в земли иных категорий. Есть свидетельство о регистрации права, где указан вид разрешенного использования - под полигон твердых бытовых отходов. ООО «Управление «ЖилСервис» занимается вопросом по переводу категории земельного участка в иную категорию. Администрация Александровского муниципального района может только содействовать, но не переводить категории земельного участка из земель лесного фонда в иную категорию. Ликвидация полигона нецелесообразна и не отвечает интересам граждан.

Представитель ответчика ООО «Управление «Жил Сервис» с иском не согласилась, суду пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ организация эксплуатирует полигон твердых бытовых отходов, организацией ведутся работы по переводу категории земельного участка из земель лесного фонда в иную категорию. До настоящего времени перевод не осуществлен.

Представители третьих лиц - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерства лесного хозяйства Пермского края - в судебное заседание не явились. В отзывах направленных суду, требования прокурора поддержали.

Представители, привлеченных к участию в деле судом для дачи заключения по делу - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю, - в судебное заседание не явились. В отзыве на заявление представитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю указал, что ООО «Управление «ЖилСервис» были предоставлены все необходимые документы при рассмотрении обращения данной организации о выдаче лицензии, в том числе договор аренды земельного участка с кадастровым номером . Проверка полноты и достоверности заключенного договора между хозяйствующими субъектами полномочиями Росприродназора не предусмотрена.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Пункт 8 Статья 1 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Часть 2 ст. 6 ЛК РФ предусматривает, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Виды использования лесов, предусмотрены ст. 25 ЛК РФ.

В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 данного Федерального закона, к вопросу местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу части 1 статьи 4 данного Федерального закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросу местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу частей 1 и 2 статьи 13 данного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 13 ст. 8 Устава Александровского муниципального района к вопросам местного значения Александровского муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Решением Земского Собрания Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ принято Положение об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Александровского муниципального района, согласно п. 3.1 которого, утилизация твердых бытовых отходов производится на полигонах ТБО <адрес>, <адрес> (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 83).

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный на территории <адрес>) был выделен из земель квартала <адрес> в соответствии с технических заданием МУП <данные изъяты> на основании акта натурного технического обследования участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ для перевода земель лесного фонда в земли промышленности в целях его использования под полигон твердых бытовых отходов и автодорогу.

Согласно данному акту общая площадь участка составляет 4,7 га, из них сенокосов 1,3 га, прочих земель 3,4 га. Участок пригоден для заявленных целей.

Данный акт был утвержден приказом Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ . Кроме того, постановлением главы администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , данный земельный участок был предоставлен МУП <данные изъяты> для проведения изыскательских работ под размещение полигона твердых бытовых отходов и дороги к нему в аренду до 1 года.

До ДД.ММ.ГГГГ, то есть до формирования указанного выше земельного участка, МУП ЖКХ <данные изъяты> предоставлялись земли площадью 5,8 га в квартале 57 в лесах третьей группы <адрес> под реконструкцию полигона твердых бытовых отходов на основании постановления администрации г. Александровска Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ . Указанное постановление лежит в основе заключенных с данной организацией договоров от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Яйвинским лесхозом было выдано разрешение на продление срока рекультивации земель МУП ЖКХ <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ на участках лесного фонда в кВ. Яйвинског лесничества и был заключен договор на право временного пользования землями лесного фонда в Яйвинском лесхозе от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Яйвинским лесхозом и МУП <данные изъяты> установлено, что все права и обязанности по договору переходят к последней организации.

В настоящее время указанный земельный участок используется под полигон твердых бытовых отходов, что подтверждается актом проверки фактического использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ комиссии Территориального управления Россимущества в Пермском крае (л.д.23-26), письмом главы администрации АМР от ДД.ММ.ГГГГ

Эксплуатацию полигона осуществляет ООО «Управление «ЖилСервис» с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлялся в аренду Управление «ЖилСевис» под размещение полигона твердых бытовых отходов и дороги к нему и был заключен договор аренды данного земельного участка на срок до 1 года. Впоследствии указанное постановление было отменено, а договор аренды расторгнут, о чем свидетельствуют постановление от ДД.ММ.ГГГГ и соглашение о расторжении от ДД.ММ.ГГГГ

То обстоятельство, что по настоящее время эксплуатацию полигона осуществляет ООО «Управление «ЖилСервис» не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.

Уполномоченным органом и в установленном законом порядке решение о переводе указанного земельного участка из земель лесного фонда в иную категорию, и на момент его формирования и до настоящего времени не принято. Доказательств обратного, суду не представлено. Постановление Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ и последующие постановления, которыми утверждались акты выбора земельного участка, об этом не свидетельствуют.

В силу изложенного доводы истца о том, что фактическое использование указанного земельного участка лесного фонда, производится с нарушением ст. 6, ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Поскольку указанный земельный участок является участком лесного фонда, то в силу ст. 2 ФЗ Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", а также положений ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 года, он является собственностью Российской Федерации. Аналогичные положения содержались и в ст. 19 Лесного кодекса РФ 1997 года, действовавшего на момент формирования земельного участка.

Ссылки представителя администрации Александровского муниципального района о том, что в материалах дела имеется свидетельство о регистрации права (л.д. 22), в соответствии с которыми, видом разрешенного использования является использование под полигон твердых бытовых отходов, нельзя признать состоятельными. Указанные документы не подтверждают перевод указанного земельного участка из земель лесного фонда в иную категорию. Соответствующих решений уполномоченным органом не принималось. Кроме того, в данных документах также указана категория земельного участка - земли лесного фонда, а не земли промышленности, энергетики и т.д.

Вышеприведенные доказательства свидетельствуют о том, что на территории Александровского муниципального района ненадлежащим образом организована утилизация твердых бытовых отходов. Отходы вывозятся и складируются на земельном участке лесного фонда, не предназначенном для такого вида использования.

Суд также приходит к выводу, что эксплуатация земельного участка для размещения твердых бытовых отходов ООО «Управление Жилсервис» также осуществляется без соответствующих законных оснований. Суду представлена лицензия ООО «Управление «ЖилСервис» на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, а также санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, разработана и утверждена Программа производственного экологического контроля эксплуатации полигона ТБО <адрес>, разработаны и утверждены паспорта опасных отходов. Однако данные документы не свидетельствуют о наличии законных оснований на использование данного земельного участка ООО «Управление «ЖилСервис».

В силу изложенного суд находит требования прокурора о признании действий администрации Александровского муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном на обозначенном земельном участке незаконными, а также действий ООО «Управления «ЖилСервис» по использованию обозначенного земельного участка незаконными, - подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования о ликвидации полигона твердых бытовых отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ указанными лицами, а также о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации, суд исходит из следующего.

Поскольку судом не установлено законных оснований для использования указанного земельного участка под полигон твердых бытовых отходов, требования о ликвидации полигона подлежат удовлетворению. Возлагая данную обязанность на администрацию Александровского муниципального района, суд учитывает положения вышеприведенного законодательства, в соответствии с которыми, именно на администрации муниципального района лежит обязанность по организации утилизации твердых и переработке бытовых и промышленных отходов. Прокурор просит ликвидировать полигон в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что является разумным с учетом необходимости проведения мероприятий по ликвидации полигона ТБО, разработке плана рекультивации земельного участка, его реализации с учетом погодных условий, времени года и объема работ.

В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно части 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанностей по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств и в соответствии с проектом восстановительных работ.

Разрешая требования прокурора о возложении обязанности ликвидировать полигон, разработать и реализовать проект рекультивации земельного участка, суд учитывает, что полигон ТБО используется указанной организацией с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, однако возник не в результате действий указанной организации. Доказательств того, что именно в результате неправомерных действий данной организации произошло загрязнение данного земельного участка и вследствие этого причинен вред окружающей среде, суду не представлено. Закон позволяет возлагать обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды тогда, когда доказана вина в причинении вреда окружающей среде. Как видно из материалов дела, эксплуатацию полигона осуществляли и иные юридические лица. Таким образом, суд не усматривает оснований для возложения ответственности в виде ликвидации полигона ТБО на указанном земельном участке на данную организацию, поскольку достаточных доказательств вины данной организации в причинении вреда окружающей среде указанными действиями, суду не представлено. Требования же о запрещении эксплуатации полигона указанной организацией прокурором не заявлялись.

Что касается требований прокурора о возложении на указанных ответчиков обязанности организовать перевод указанного земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, то данные требования прокурора не основаны на законе, а потому удовлетворению не подлежат. Действующее законодательство не содержит императивных положений обязывающих органы местного самоуправления муниципальных районов или иных лиц, в том числе юридических лиц, осуществлять перевод категории земель лесного фонда в иную категорию. Действия по переводу земель из одной категории в другую осуществляются заинтересованными лицами исключительно в добровольном порядке. В данном случае прокурором заявлено требование о ликвидации полигона, что является достаточным способом защиты прав граждан в реализации их права на благоприятную окружающую среду, а также прав собственника земельного участка, и не препятствует ответчикам при наличии их заинтересованности принять меры по организации перевода категории указанного земельного участка и легализации полигона твердых бытовых обходов до истечения выше обозначенных сроков.

Руководствуясь ст.194, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Александровского муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на полигоне <адрес>, незаконным.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Управление ЖилСервис» по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке, имеющем кадастровый номер , категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 47000 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> незаконными.

Возложить на администрацию Александровского муниципального района ликвидировать полигон твердых бытовых отходов, расположенный на земельном участке, имеющем кадастровый номер категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 47000 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, а также разработать и реализовать проект рекультивации данного земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:       Н.С. Петрова

2-308/2012 ~ М-236/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Березниковская природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Управление "ЖилСервис"
Администрация Александровского МР
Суд
Александровский городской суд Пермского края
Судья
Петрова Н.С.
Дело на странице суда
aleks--perm.sudrf.ru
28.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2012Передача материалов судье
28.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2012Судебное заседание
13.09.2012Судебное заседание
02.10.2012Судебное заседание
12.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее