Решение по делу № 2-261/2016 ~ M-192/2016 от 07.04.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Адамовка 30 мая 2016 года

Адамовский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Данилевского Р.А.

при секретаре Зайцевой И.И.

с участием истца Инсебаева М.

его представителя, адвоката Есмагамбетовой А.Б., действующей на основании доверенности

представителя ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) Волочек Г.В., действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Инсебаева М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) о признании частично недействительным решения об отказе во включении дополнительных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и признании права на досрочную страховую пенсию по старости

УСТАНОВИЛ:

Инсебаев М. обратился в Адамовский районный суд Оренбургской области с указанным иском. В его обоснование он указал, что 29 декабря 2015 года обратился к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако в досрочном назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. С данным решением ответчика, в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, определенных периодов работы, а также об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости он не согласен и считает его незаконным.

Так полагает, что ответчик неправомерно не включил ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:

- период работы учителем в Гоголевской 8-летней школе с 1 сентября по 31 декабря 1991 года, продолжительностью 4 месяца;

- периоды учебы на курсах повышения квалификации с 30 октября по 4 ноября 2000 года, с 10 по 16 мая 2004 года, с 9 по 28 октября 2006 года, с 14 октября по 1 ноября 2007 года, с 30 марта по 6 апреля 2008 года, с 14 по 17 сентября 2010 года, с 22 ноября по 18 декабря 2010 года, с 20 по 26 апреля 2014 года, общей продолжительностью 3 месяца 5 дней.

Полагает, что в силу действующего законодательства, указанные периоды должны быть включены ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В связи с указанными обстоятельствами просил суд обязать ответчика включить ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с 29 декабря 2015 года, взыскать с ответчика 300 рублей в счет возмещение расходов по оплате государственной пошлины, а также 6 000 рублей в счет оплаты услуг представителя.

В дальнейшем, истец Инсебаев М. свои исковые требования уточнил, от требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы учителем в Гоголевской 8-летней школе с 1 сентября по 31 декабря 1991 года, продолжительностью 4 месяца, отказался. Дополнительно просил суд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы в должности учителя информатики Теренсайской средней школы с 30 декабря 2015 года по 30 мая 2016 года и признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права на нее, то есть с 28 апреля 2016 года. Остальные исковые требования оставил без изменения и просил их удовлетворить.

Определением Адамовского районного суда Оренбургской области от 30 мая 2016 года, производство по гражданскому делу по иску Инсебаева М. в части требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы учителем в Гоголевской 8-летней школе с 1 сентября по 31 декабря 1991 года, продолжительностью 4 месяца, а также о признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости с 29 декабря 2015 года прекращено в связи с отказом от них истцом.

Также определением Адамовского районного суда Оренбургской области от 30 мая 2016 года ответчик по делу – Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области было заменено правопреемником – Государственным учреждением – Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное).

В судебном заседании истец Инсебаев М., а также его представитель, исковые требования с учетом их уточнения поддержали и просили удовлетворить.

Представитель ответчика Волочек Г.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых заявлений Инсебаева М., с учетом их уточнения, отказать. По ее мнению, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, не могут быть включены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку включение указанных периодов в данный стаж, не предусмотрено действующим законодательством.

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются непосредственно действующими.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страхования пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу положений пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на тех или иных должностях в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.

Согласно подпункту «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Как следует из искового заявления Инсебаева М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ему не засчитаны период его работы в должности учителя:

периоды учебы на курсах повышения квалификации с 30 октября по 4 ноября 2000 года, с 10 по 16 мая 2004 года, с 9 по 28 октября 2006 года, с 14 октября по 1 ноября 2007 года, с 30 марта по 6 апреля 2008 года, с 14 по 17 сентября 2010 года, с 22 ноября по 18 декабря 2010 года, с 20 по 26 апреля 2014 года, общей продолжительностью 3 месяца 5 дней.

С учетом того, что спорные периоды имели место с 30 октября 2000 года по 2014 год, а также в силу приведенных положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665, для решения вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу, подлежит применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно указанным Спискам, право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работающие в должности учителя в школах всех типов.

Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).

Из содержания трудовой книжки истца, а также справки выданной отделом образования администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области следует, что в спорные периоды, он работал в должности учителя Теренсайской средней школы, то есть в должности, работа в которой подлежит влечению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При этом, согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также нахождения в командировке, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них истец работала полный рабочий день. Кроме этого, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

С учетом указанных правовых норм суд приходит к выводу о неправомерности исключения периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации из стажа работы, дающего ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом, в период нахождения истца в учебных отпусках отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации производились в полном объеме.

Таким образом, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Инсебаева М. в части включения ему в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При условии включения в специальный стаж истцу Инсебаеву М. спорных периодов работы, данный стаж на момент его обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости составит 24 года 8 месяцев 2 дня, в то время как для назначения пенсии требуется 25 лет. Следовательно, у Инсебаева М. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло с 28 апреля 2016 года, поскольку согласно представленной справке Отдела образования администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области он продолжает трудовую деятельность, которая подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Учитывая, что при включении истцу оспариваемых периодов в специальный стаж, на 28 апреля 2016 года у него имелся необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, суд полагает, что пенсия должна быть ему назначена именно с указанной даты, что не противоречит положениям Федерального закона № 400-ФЗ.

Также истец просит суд взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины, а также на оплату услуг представителя. Рассматривая данные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом того, что исковые требования истца, с учетом их уточнения, подлежат удовлетворению в полном объеме, расходы истца в виде оплаченной государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика.

В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Рассматривая требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд исходит из следующего. В обоснование требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя истцом Инсебаевым М. представлена в суд квитанция, согласно которой она уплатила адвокату Есмагамбетовой А.Б. за оказание юридической помощи 6000 рублей.

Исходя из положений статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, суд взыскивает в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года № 361-О-О).

Понятие разумности пределов и учета конкретных обстоятельств дела следует соотносить с объектом судебной защиты, размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права, к ходатайству стороны о возмещении расходов на оплату услуг представителя должны быть приложены доказательства, подтверждающие эти расходы. Определяя размер возмещения расходов на оплату услуг представителя, суд должен, в частности, учитывать относимость понесенных стороной расходов к рассмотрению гражданского дела, объем фактического участия в деле представителя и произведенных им в интересах доверителя необходимых действий, связанных с рассмотрением гражданского дела, уровень сложности дела (в зависимости от объема подлежащих доказыванию обстоятельств, необходимости сбора и представления доказательств и т.д.). Учитывая, что в рамках оказания юридической помощи адвокат Есмагамбетова А.Б. оказала устную консультацию, подготовила исковое заявление в суд, осуществляла представительство истца в одном судебном заседании, учитывая сложность дела, а также с учетом требований принципа разумности и справедливости, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя частично, взыскав с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Инсебаева М. удовлетворить.

Решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области № 43 от 5 февраля 2016 года в части отказа включить Инсебаеву М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в должности учителя когда он находился на курсах повышения квалификации с 30 октября по 4 ноября 2000 года, с 10 по 16 мая 2004 года, с 9 по 28 октября 2006 года, с 14 октября по 1 ноября 2007 года, с 30 марта по 6 апреля 2008 года, с 14 по 17 сентября 2010 года, с 22 ноября по 18 декабря 2010 года, с 20 по 26 апреля 2014 года, общей продолжительностью 3 месяца 5 дней признать частично незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе Оренбургской области включить Инсебаеву М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 30 октября по 4 ноября 2000 года, с 10 по 16 мая 2004 года, с 9 по 28 октября 2006 года, с 14 октября по 1 ноября 2007 года, с 30 марта по 6 апреля 2008 года, с 14 по 17 сентября 2010 года, с 22 ноября по 18 декабря 2010 года, с 20 по 26 апреля 2014 года, общей продолжительностью 3 месяца 5 дней и период работы в должности учителя с 30 декабря 2015 года по 27 апреля 2016 года включительно, и назначить ему досрочно страховую пенсию по старости с даты возникновения права на нее, то есть с 28 апреля 2016 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) в пользу Инсебаева М. 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, а также 5000 рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 3 июня 2016 года.

Председательствующий: Р.А. Данилевский

2-261/2016 ~ M-192/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инсебаев Мухамбеткали
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Адамовском районе
Другие
Есмагамбетова А.Б.
Суд
Адамовский районный суд Оренбургской области
Судья
Данилевский Роман Андреевич
Дело на странице суда
adamovsky--orb.sudrf.ru
07.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2016Передача материалов судье
08.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2016Судебное заседание
03.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2016Дело оформлено
05.07.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее