24RS0002-01-2020-003332-34
№ 2-59/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2021 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,
с участием представителя истца Муриной Л.А. – адвоката Андреевой З.С., действующей на основании удостоверения адвоката и ордера № от 14.08.2020 (л.д.17, т.1),
представителя ответчика войсковой части 58661 Манжулей О.А., действующей на основании доверенности №с/2021 от 11.01.2020, сроком действия по 11.02.2021,
при секретаре Гордеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муриной Л. А. к Министерству обороны РФ, УФО по Красноярскому краю, Войсковой части 58661 о признании приказа командира части № от 27.02.2020г. незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Мурина Л.А. с учетом неоднократных уточнений, обратилась в суд к Министерству обороны РФ, УФО по Красноярскому краю, Войсковой части 58661 с иском о признании приказа командира части № от 27.02.2020г. незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что согласно приказу № от 20.08.2007 она принята на работу в войсковую часть 58661 (ранее 74008) <данные изъяты> Приказом № от 17.02.2020 она уволена с 10 марта 2020 по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса по инициативе работодателя по сокращению штата работников. 05 августа 2019 года из-за взрывов на складе боеприпасов в воинской части в <адрес>, был введен режим чрезвычайной ситуации на основании постановления Главы Ачинского района от 05.08.2019 №-П, определена зона чрезвычайно ситуации на территории <адрес>. На 05 августа 2019 года, то есть при введении чрезвычайной ситуации, она работала в войсковой части на разных должностях <данные изъяты> Она работала наравне с привлеченными лицами на объектах по ликвидации последствий взрывов и пожара, в том числе, на складе боеприпасов войсковой части, работала по сборке и расчищению завалов, разбирали склады по категориям, индексам, грузила боеприпасы в вагоны, то есть, в условиях, опасных для жизни и здоровья. В период проведения мероприятий по организационно – штатным мероприятиям на основании решения Министра обороны РФ по сокращению штата, 29 января 2020 года во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 30.12.2019 была предупреждена о расторжении договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с 01 апреля 2020 года. Работодатель, нарушая её права и законные интересы, изменил условия трудового договора, зная о предстоящем массовом сокращении работников, с целью в будущем уменьшения компенсационных выплат. В связи с разрушением складов и закрытием технической территории, командиром войсковой части издан приказ от 27 февраля 2020 года №, в соответствии с которым с 01 февраля 2020 года изменяются условия трудовых договоров с работниками, а именно, снимаются указанные выплаты компенсационного характера в размере 50% и ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток. В нарушение ст. 74 ТК РФ о вышеуказанных изменениях условий оплаты труда и режиме отдыха в установленном законом порядке она не уведомлялась, дополнительное соглашение к трудовому договору с ней не заключалось, что свидетельствует об одностороннем порядке изменения существенных условий трудового договора. В результате допущенного ответчиком нарушения, ей не начислена и не выплачена компенсационная выплата за приём, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов за февраль и март 2020 года, который составляет 8234 рубля. Кроме того, ей не оплачена компенсация за 10 дней ежегодного дополнительного отпуска в количестве 10 ней в сумме 14530 рублей. С учетом нарушения работодателем порядка изменения системы оплаты труда, считает, что ей не доплачено за работы в чрезвычайных условиях за август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 года в размере 24%. Итого, не оплачено за работу в чрезвычайно ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года в сумме 10960 рублей. Размер процентов за задержку выплаты задолженности по заработной плате составляет 4000 рублей. Просит отменить приказ № командира воинской части 58661 от 27 февраля 2020 года в связи с незаконным и необоснованным изменением условий трудового договора с работниками войсковой части 58661 с 01 февраля 2021 года о снятии выплат компенсационного характера в размере 50% и ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток, взыскать с ответчиков в ей пользу задолженность по заработной плате в сумме 10960 рублей 35 копеек, выплаты компенсационного характера за опасность условий труда в сумме 14530 рублей 40 копеек, проценты за задержку выплаты заработной платы в сумме 4000 рублей. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей ( т.1 л.д.2-4, т.2 л.д. 173-175, л.д. 2 л.д.235-236, т.3 л.д. 57-61).
Истец Мурина Л.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила дело рассмотреть без её участия с участием представителя Андреевой З.С.
Представитель истца Муриной Л.А. адвокат Андреева З.С., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика Войсковой части 58661-49 Манжулей О.А. по исковым требованиям возражала, полагая их не подлежащими удовлетворению. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указал, что коллективным договором и положением об оплате труда, действующим в период работы истца была установлена компенсационная выплата в размере 50% заведующей хранилищем войсковой части. Пунктом 1 приложения № Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 № «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинский частей и организаций Вооруженных Сил РФ ….» установлено, что руководителям воинских частей и организаций размеры компенсационных выплат устанавливаются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителе воинских частей и организаций полномочиями работодателя, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, при этом руководителям воинских частей устанавливаются выплаты компенсационного характера. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. Начальником склада войсковой части правомерно был издан приказ от 27.02.2020 № «О снятии компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке). Данная выплата устанавливается работодателем ежегодно в начале года и была снята с 01 февраля 2020 года по окончанию работ, поскольку заведующие хранилищами отдела хранения (ракет и боеприпасов), непосредственно не занимались приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, техническая территория склада войсковой части 58661- 49 была закрыта до апреля 2020 года в связи с утилизацией боеприпасов специально обученной организацией с саперами. Дополнительный отпуск за вредные условия труда положен работникам, условия труда которых по результатам спецоценки рабочих мест признаны вредными или опасными. При увольнении истцу выплачена компенсация за дополнительный отпуск. Считает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства для расчета дополнительного отпуска засчитываются лишь те дни, в которые работник был фактически занят в этих условиях полный рабочий день. Считает, также несостоятельными доводы истца и её представителя относительно недоплаты за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года на работах с опасными условиями труда исходя из 24%, поскольку ранее в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № от 18.09.2020 истцу была установлена доплата за работу с вредными условиями труда в размере 12%. При этом данная компенсационная выплата должна сохранятся в указанном размере до проведения специальной оценки условий труда. Просила в удовлетворении исковых требований отказать ( т. 3 л.д. 105-111).
Представитель ответчика УФО МО РФ по Красноярскому краю, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.161, т.2), в судебное заседание не явился, представив отзывы на исковые заявления, в том числе, с учетом уточнений, в которых указал, что не состоятелен довод Муриной Л.А. относительно установления обязанности работодателя оплатить ее труд в августе – ноябре 2019г. за работу в условиях чрезвычайно ситуации с учетом повышающего коэффициента в размере 50%. ТК РФ не содержит правовых норм непосредственно регулирующих оплату труда работников в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации. Порядок оплаты труда работников воинских частей (гражданского персонала) в условиях чрезвычайного положения определяется системой оплаты труда гражданского персонала ВС РФ, утверждаемой Министром обороны РФ. Каких-либо дополнительных выплат гражданскому персоналу нормативными актами не установлено. В указанный истицей период с 05.08.2019г. по 30.11.2019г. действовала система оплаты труда гражданского персонала ВС РФ: от 24.04.2014г. №/ приложение № к приказу (редакция действовала до 01.10.2019г.), от 18.09.2019г. №/ приложение № к приказу (редакция действовала с 01.10.2019г. по настоящее время). Повышение должностных окладов гражданскому персоналу воинских частей и организаций за выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов предусмотрено на 100% за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов (п.п. «а» п.12 приложения № к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г. №, п.п. 1 п.5 приложения № к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г. №). Доплата за работу в чрезвычайной ситуации в размере 50% заработной платы данными системами оплаты труда не предусмотрена. По причине несанкционированных взрывов в августе 2019г. на территории войсковой части постановлением главы Ачинского района Красноярского края был введен режим чрезвычайной ситуации, чрезвычайное положение не устанавливалось, в связи с чем, оснований для введения доплаты истице к заработной плате не было. Указывает также, что оспариваемым приказом начальника склада хранения от 27.02.2020г. № «О снятии доплат с работников отдела хранения (ракет и боеприпасов)» перечисленным в нем работникам, в том числе истице с 01.02.2020г. были прекращены: предоставление ежегодных дополнительных отпусков, установление и выплата доплат за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, который, по мнению представителя права истца не нарушает, трудовые договоры не изменяет. П. 7 приложения № к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г. (п.17 приложения № к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г.) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, а также всему гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, предназначенных для охраны и защиты арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%. П.3 приложения № к указанному приказу установлено, что выплаты компенсационного характера, их условиях, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством РФ. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. П.п. «г» п№ коллективного договора между командованием склада и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016г.г., а также дополнительным соглашением от 30.12.2016г., продлившим его действие до 31.12.2019г., предусмотрена компенсационная выплата работникам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере от 30 до 50% в порядке, установленном в приложении № к коллективному договору. Наличие в трудовом договоре истицы указанной компенсационной выплаты предполагает обязанность работодателя установить ее в случае непосредственного труда работника с боеприпасами. Условия выплаты истице данной компенсации с 01.02.2020г. отсутствовали, поскольку фактически трудовые обязанности непосредственно связанные с приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, с указанной даты истица не выполняла. Аналогичные доводы представитель приводит и в части оплаты дополнительных дней отпуска. Также считает, что требования истца о взыскании компенсации в размере 24% за работу в опасных условиях труда. Пунктом 4 Приложения № к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Ранее пунктом 16 Приложения № к приказу Министра обороны РФ № было предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № к Положению, до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - 12%, на работах с опасными условиями труда - 24 %. Работа, выполняемая истцом относится к работам с вредными условиями труда ( т. 2 л.д. 139-142, т. 3 л.д. 69-70, 80-81 ).
Представитель ответчика Минбороны РФ, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (т. 3 л.д. 64 оборот), судебное заседание не явился, направил возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать( т.2 л.д. 214 -221).
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.
Статья 165.1 ГК РФ предусматривает, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).
С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросов свидетеля, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения предъявленных требований на основании следующего.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В силу статей 2, 15, 16, 129 того же Кодекса оплата выполняемой работником трудовой функции является обязанностью работодателя.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации" командиры (руководители) воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как установлено по делу, работодателем Муриной Л.А. является Войсковая часть 58661 Министерства обороны РФ, в структуру которой входит в качестве структурного подразделения Войсковая часть 58661-49 (в настоящее время отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), дислоцированная по адресу: <адрес>
Финансово-экономическое обеспечение войсковой части осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по бюджетной смете Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» на основании договора на обслуживание № от 09.01.2019 в соответствии с п. 1.3.4 Управление осуществляет своевременное обеспечение личного состава заработной платой, компенсационными выплатами, и иными установленными выплатами за исключением выплат, производимых Единым расчетным центром Министерства обороны РФ путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны РФ (л.д.158-162 т.2).
Также п.2.1 договора на обслуживание предусмотрено, что исчисление и выплата гражданскому персоналу заработной платы и связанных с ней выплат осуществляется на основании предоставляемых войсковой частью приказов командира и иных документов, в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 30.12.2019г. № дсп, а также директивой командующего войсками Центрального военного округа от 21.01.2020 было предписано с целью совершенствования организационно-штатной структуры соединений Сухопутных войск, соединений, воинских частей и организаций материально-технического обеспечения провести организационные мероприятия и внести изменения в штаты согласно прилагаемым перечням.
Из перечня следует, что в 2020 году Склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов (Войсковая часть 58661) переформировывается в Отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Войсковая часть 58661-БВ), в срок до 01 марта 2020г. из числа сотрудников исключаются военнослужащие, а также гражданский персонал (л.д.2-19 т.2).
С 20.08.2007 по 10.03.2020 Мурина Л.А. работала в должности <данные изъяты> Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена с 10 марта 2020 года на основании п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата работников (л.д.7, 48-49 т.1).
Из трудового договора, заключенного с Муриной Л.А. от 15.10.2012г. следует, что место работы работника является склад ( хранения ракет и артиллерийский боеприпасов) <адрес>. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ установляется Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора за фактически отработанное время на основании ст. 121 ТК РФ (л.д. 37-45, т.1).
Также согласно трудового договора, установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада.
В соответствии с Положением о системе оплате труда гражданского персонала войсковой части, являющегося приложением к коллективному договору между командованием склада (хранения и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016г.г., дополнительным соглашением от 30.12.2016г., продлившим его срок действия до 31.12.2019г., предусмотрена компенсационная гражданскому персоналу войсковой части, относящемуся к гражданскому персоналу арсеналом, складов, производится компенсационная выплата за хранение вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов к должностному окладу (тарифной ставке), заведующей хранилишем, складом, кладовщику в размере 50%.( т.1 л.д. 140-141, т.3 л.д.107 ). Положением о выплате надбавки за работу, непосредственно связанную с приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, являющегося приложением № к коллективному договору, также установлено, что гражданскому персоналу, непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов на основании приказа МО РФ № от 10 ноября 2008 года <данные изъяты> выплачивается надбавка к тарифной ставке из фонда заработной платы в размере 50% (т. 1 л.д. 118).
Также Положением о системе оплате труда гражданского персонала войсковой части, предусмотрено, что гражданскому персоналу войсковой части, занятому на работах с тяжелыми и вредными условиями труда должностные оклады повышаются – на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 %, на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24%( т.1 л.д. 140)
Перечень должностей, имеющих право на повышение тарифных ставок ( окладов) за вредные условия труда для рабочих, руководителей, специалистов и технических работников в соответствии с приказом МО РФ № от 2008 года, установлен приложением № к коллективному договору, действующему в период с 2016 года по 2019 год включительно ( т.3 л.д. 121). Согласно данному перечню, повышение и доплата в размере 12% на работах с тяжелыми и вредными условиями труда была предусмотрена для заведующего хранилищем ( п. 35, 552).
Муриной Л.А. в период её работы (за исключением спорного периода) выплачивалась надбавка к должностному окладу по должности заведующей складом в размере 50% за работу, непосредственно связанную с приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Пунктом 3.2. Положения об оплате труда работников войсковой части, являющегося приложением к коллективному договору, основанием для выплат компенсационного характера являются приказы работодателя( т. 1 л.д. 80).
Во время работы истца в войсковой части в период с 05 по 09.08.2019г. произошли множественные несанкционированные взрывы боеприпасов и вооружения на территории воинской части, в связи с чем постановлением Главы Ачинского района от 05.08.2019г. на территории Ачинского района был введен режим чрезвычайной ситуации (л.д. 237 т.1 ).
Постановлением Главы Ачинского района от 07.08.2019, режим функционирования чрезвычайной ситуации с территории Ачинского района был снят с 20-00 часов 07.08.2019г.
Постановлением Главы Ачинского района от 09.08.2019г. с 23-50 час. 09.08.2019г. режим чрезвычайной ситуации был введен вновь, зона ЧС была определена на территории д. Каменка (л.д. 239-240 т.1 ).
Отменен данный режим был 07.02.2020г. постановлением Главы Ачинского района от 07.02.2020г. №А-П.
Приказом начальника склада хранения № от 14.01.2020г. гражданскому персоналу войсковой части 58661-49 были установлены доплаты к заработной плате за результаты основной деятельности на 2020г., в частности Муриной Л.А. :
- 15% на основании приказа Министра обороны РФ № от 18.09.2019г. (ранее - МО РФ № от 10.11.2008г.), приложения № «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала», учитывая класс вредности 3.1.,
- 50% на основании приказа Министра обороны РФ № от 18.09.2019г. гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере – 50% (л.д. 50-51, т.1).
Оспариваемым приказом начальника склада хранения № от 27.02.2020, в связи с разрушением складов, закрытием технической территории, не выполнением работ по хранению вооружения было определено личный состав отдела хранения разместить в помещении спортзала и обязать выполнять работы согласно ежедневного приказа «О проведении мероприятий повседневной деятельности», а также с 01.02.2020, прекратить предоставлять ежегодные дополнительные отпуска за фактически отработанное в соответствующих условиях время в количестве 7 календарных дней, определенных условиями коллективного договора, в связи с невыполнением работ в соответствующих условиях, также прекращено установление и выплата доплат с 01.02.2020г. гражданскому персоналу отдела хранения непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50% (т. 1 л.д. 57-61).
Данный приказ № от 27.02.2020 Мурина Л.А. и её представитель считают не законным, поскольку оснований для прекращения предоставления указанной компенсации и дополнительных дней отпуска не имелось, а кроме того, был нарушен порядок уведомления истца о прекращении выплаты, так как этим приказом было изменены условия труда, следовательно, процедура уведомления работника об этом должна соответствовать положениям ст. 74 ТК РФ, предусматривающей вручение ему извещения не менее, чем за два месяца перед предстоящими изменениями, о чем истице было разъяснено, в частности, при обращении в Военную прокуратуру Красноярского гарнизона (л.д.135-137, т.2).
Между тем, суд с такой позицией и доводами стороны истца согласиться не может.
Согласно п. 7 приложения № к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г. (ранее п.17 приложения N 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г.) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, а также всему гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, предназначенных для охраны и защиты арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) установлена в размере 50% для заведующих хранилищами.
При этом под терминами "арсеналы, центры, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов" подразумеваются центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
П.3 приложения № к приказу Минобороны РФ от 18.09.2019г. установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Таким образом, согласно указанного приказа Министра обороны РФ, данная выплата носит компенсационный характер и для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: во-первых, работник должен находиться на соответствующей должности и, во-вторых, быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов.
По своему смыслу указанная выплата предназначена компенсировать работнику выполнение трудовых обязанностей в условиях, отклоняющих от нормальных (ст.149 ТК РФ).
Судом установлено, что непосредственно работу по загрузке, выгрузке боеприпасов в хранилище и погрузке в железнодорожный транспорт, а также подготовку к такой работе после взрывов 05 и 09 августа 2019 года Мурина Л.А. выполняла в определенные начальником склада дни по 12.11.2019г. включительно (л.д.180, т.2), позднее такая работа ею не выполнялась.
Представитель ответчика пояснила, что Мурина Л.А. с 13.11.2019 выполняла работу по оформлению документации, более с боеприпасами не работала.
В связи с чем, суд полагает, что с указанного времени у работодателя оснований для начисления компенсационной выплаты не имелось, поскольку Мурина Л.А. перестала выполнять соответствующую работу.
Вместе с тем, спорная компенсация, несмотря на не выполнение истцом работ с вооружением и боеприпасами, начислялась и выплачивалась работодателем Муриной Л.А. по январь 2020г. включительно (л.д. 128-134, т.2), что фактическим условиям труда не соответствовало и было устранено оспариваемым приказом начальника склада хранения № от 27.02.2020г., который исходил из фактических обстоятельств и действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
При этом, изменений условий труда в соответствии с положениями ст.74 ТК РФ, на которые ссылается представитель Муриной Л.А. в данном случае не произошло, поскольку начисление и выплата указанной компенсации связано лишь с непосредственным выполнением Муриной Л.А. специфических работ с боеприпасами и вооружением.
Аналогичный подход и логику законодатель применил и к установлению дополнительных дней отпуска работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда.
Так, ст. 117 ТК РФ предусмотрено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника, занятого на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки труда.
П.5.29 коллективного договора между командованием склада хранения войсковой части 58661 установлено о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (л.д.102, т.2). По условиям коллективного договора Муриной Л.А. за фактически отработанное время в соответствующих условиях ежегодно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск из расчета 07 календарных дней за рабочий год.
Предоставление дополнительного отпуска Муриной Л.А. предусмотрено также заключенным с нею трудовым договором
В силу ч. 3 ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Согласно п. п. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20 (с учетом Решения Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 года N ГКПИ 2004-481), дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском. Полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется, если работник в рабочем году фактически проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Если работник в рабочем году проработал во вредных условиях менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально проработанному времени.
С целью введения для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий законодатель в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрел комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье таких работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117), а также закрепил в части третьей статьи 121 порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Включение в такой стаж исключительно времени, фактически отработанного в соответствующих условиях, обусловлено тем обстоятельством, что именно в этот период работник подвергается воздействию вредных и (или) опасных факторов.
Судом проверен порядок предоставления истцу Муриной Л.А. дополнительного отпуска за период работы с 2015 по момент увольнения с 10 марта 2020 года и из данных личной карточки работника (т. 1 л.д. 33-36), справки работодателя ( т. 3 л.д. 26-27) установлено, что отпуск истцу предоставлялся исходя из фактически отработанного времени во вредных условиях труда (пропорционально отработанному времени). При этом при расчете количества дней отпуска не включены периоды нахождения Муриной Л.А. в ежегодном основном и дополнительном оплачиваемом отпуске.
В судебном заседании, допрошенная по ходатайству истца в качестве свидетеля <данные изъяты> являющаяся <данные изъяты> подтвердила, что дополнительный отпуск истцу предоставлялся пропорционального отработанному времени во вредных и опасных условиях труда, без включения в период фактической работы, период нахождения в очередном отпуске.
Количество предоставленных Муриной Л.А. дней отпуска за спорный период и периоды работы, за который они были предоставлены, приведены в следующей таблице:
Основание предоставленияотпуска | Кол-во календарных дней отпуска всего и период нахождения в отпуске | Кол-во календарных дней основного ежегодного отпуска и его период, за который он предоставлен | Кол-во календарных дней дополнительного отпуска в связи с особыми климатическими условиями и его период, за который он предоставлен | Кол-во календарных дней дополнительно отпуска за работу с вооружением и боеприпасами и период, за который он предоставлен |
приказ № | 43 (с 10.05.2016 по 22.06.2016г.) | 28 (с 02.12.2014г. по 01.12.2015.) | 08 (с 02.12.2014г. по 01.12.2015.) | 07 (с 16.03.2015г. по 15.03.2016г.) |
приказ № | 42 (с 07.08.2017 по 18.09.2017) | 28 (с 02.12.2015г. по 01.12.2016г.), | 08 (с 02.12.2015г. по 01.12.2016г.), | 06 (с 27.04.2016г. по 26.04.2017.), поскольку для исчисления фактической работы для предоставления указанного отпуска не включен период нахождения в очередном отпуске -43 дня |
Приказ № от 06.07.2018( т.1 л.д. 36) | 43 (с 06.08 по 18.09.2018.) | 28 (с 02.12.2016г. по 01.12.2017.), | 08 (с 02.12.2016г. по 01.12.2017.), | 02 + 6 (с 26.04.2017г. по 06.08.2017г и с 19.09.2017 по 05.08.2018.) |
Приказ № от 18.03.2019( т. 2 л.д. 118) | 40 (с 08.04.2018 по 19.05.2018.) | 28 (с 02.12.2017г. по 01.12.2018.), | 8 (с 02.12.2017г. по 01.12.2018.), | 4 (19.09.2018 по 07.04.2019). |
Приказ № от 17.02.2020( л.д. 48 т.1) | Выплачена компенсация за 51 день не использованных отпусков | 28 (с 02.12.2018г. по 01.12.2019.);7 (с 02.12.2019 по 10.03.2020 | 8(с 02.12.2018 по 01.12.2019);2(с 02.12.2019 по 10.03.2020 | 6 (с 20.05.2019 по 10.03.2020). |
Таким образом, суд считает необоснованным доводы истца и её представителя адвоката Андреевой З.С. о том, что работодателем не было предоставлено 10 дней дополнительного отпуска.
При таких обстоятельствах оспариваемый приказ начальника склада № от 27.02.2020г. соответствовал фактическим условиям труда истицы и ее права не нарушил, поскольку, несмотря на указание относительно дополнительных дней отпуска, таковые ей при увольнении были предоставлены в количестве, который предусматривает закон и коллективный договор исходя из фактически отработанного ею времени в тех условиях, за которые он предоставляется.
Доводы представителя истицы о том, что рассматриваемый дополнительный отпуск в количестве 07 календарных дней должен был быть предоставлен Муриной Л.А.за каждые 11 месяцев работы с учетом периода отпуска основаны на неверном толковании норм материального права.
Работодателем истцу дополнительный отпуск предоставлялся исходя из фактически отработанного ею времени за каждый год работы, исключая из подсчета время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, что является верным и соответствующим указанным правилам предоставления такого отпуска.
Что касается доводов истца и её представителя о взыскании с ответчика надбавки за работу в условиях чрезвычайной ситуации, являющейся опасной в размере 24 %, суд исходит из следующего.
П.п. «а» п.12 приложения № к приказу Минобороны РФ от 23.04.2014г. № (п.п. 1 п.5 приложения № к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г.) установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций повышаются за выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов на 100%; указанное повышение производится за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов.
Ст. 4 ФКЗ от 30.05.2001г. №-ФКЗ «О чрезвычайном положениии» установлено, что чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельный местностях вводится указом Президента РФ.
В рассматриваемом случае, как было отмечено выше, чрезвычайное положение не вводилось, имело место введение режима функционирования чрезвычайной ситуации, в связи с чем данная выплата истице произведена не могла быть в рассматриваемом контексте.
Рассмотрение режима функционирования чрезвычайной ситуации как опасной и установление в связи с этим доплаты истице в размере 24%, основано на неверном понимании представителем истицы норм действующего законодательства.
Действительно, на основании п.4 раздела II приложения № к приказу Минобороны РФ от 18.09.2019г. № "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:
на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;
на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;
на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;
на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
В рассматриваемом случае по состоянию на 28.08.2019г. по должности «<данные изъяты>» была оформлена карта № специальной оценки условий труда, согласно которой установлен класс (подкласс) условий труда – 3.1 ( т. 3 л.д.51-56), что предполагает согласно процитированному выше Минобороны РФ от 18.09.2019г. № повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 4%.
Представитель работодателя в ходе рассмотрения дела пояснил, что с 2012г. и до января 2020г, когда была получена указанная спецоценка условий труда, работодатель установил истице доплату за работу с вредными условиями труда в размере 12%, что не соответствовало фактическим условиям труда, как показала проведенная оценка. После получения карты приказом от 21.11.2019г (л.д.43-50 т.3) работодатель ошибочно установил надбавку в размере 15%, то есть в том размере, которого даже нет в приказе Минобороны РФ. Установив ошибку, приказом от 02.03.2020г. заведующим складами при классе (подклассе) вредности 3.1 была установлена надбавка в соответствующем и оценке условий труда и приказу Минобороны РФ размере -4% (л.д. 35-42, т.3).
Доплата Муриной Л.А. за работу во вредных условиях труда за февраль и март 2020г. на 4% от оклада соответствовало установленному спецоценкой условий труда подклассу условий труда 3.1., с учетом правил, установленных приказом Минобороны РФ от 18.09.2019г. № для ее исчисления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что опасных условий труда по данной должности не установлено, оснований для повышения оклада не имелось, приказы об установлении данной надбавки стороной истца не оспорены, а сама надбавка устанавливалась приказом работодателя и трудовым договором не предусматривалось.
Повышение оклада истице на 24% в связи с работой в условиях чрезвычайной ситуации действующим законодательством также не предусмотрено, поскольку опасные условия труда могут быть определены только по результатам специальной оценки условий труда, являются постоянно наличествующими в трудовой деятельности работника.
Таким образом, при рассмотрении всех предъявленных Муриной Л.А. исковых требований и доводов ее представителя, оснований для их удовлетворения, суд не усматривает.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований о признании приказа работодателя незаконным и взыскании доплат и компенсационных выплат, суд отказывает и в удовлетворении производных от них требований во взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсацию морального вреда и судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Муриной Л. А. к Министерству обороны РФ, УФО по Красноярскому краю, Войсковой части 58661 о признании приказа командира части № от 27.02.2020г. незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.
Судья Т.Ю. Корявина.
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2021 года