Постановление по делу № 5-20/2017 от 03.03.2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

село Аскиз                                      14 апреля 2017 года

Судья Аскизского районного суда Республики Хакасия Абумов В.Ю., при секретаре судебного заседания Кичеевой Л.Д., с участием:

лица в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ильящука В.И.,

защитника Петрова Е.В.,

прокуроров Веселого А.Н., Чорненькой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы Бельтирского сельского Совета Аскизского района Республики Хакасия (далее - Глава) Ильящука В.И., <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

согласно постановлению от 27 февраля 2017 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, вынесенного заместителем прокурора Аскизского района, следует, что прокуратурой Аскизского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в администрации Бельтирского сельсовета, в ходе которой выявлено, что Глава Ильящук В.И. будучи привлеченным 01 декабря 2016 года к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за невыплату в установленный срок заработной платы, за что был подвергнут наказанию в виде предупреждения, вновь допустил невыплату заработной платы 5 работникам администрации сельсовета за декабрь 2016 года, в общем объеме 95 тысяч рублей, по состоянию на 19 января 2017 года.

Таким образом, в действиях должностного лица - Главы Ильящука В.И. усмотрены признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ, при отсутствии признаков уголовно-наказуемого деяния.

В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ильящук В.И. и его защитник не оспаривали факт невыплаты и пояснили, что задолженность по заработной плате возникла не по вине Главы, им предприняты исчерпывающие меры для предотвращения возникшей ситуации, в том числе он обращался в администрацию района с ходатайствами об оказании помощи, но средства не были выделены своевременно. В настоящее время задолженность перед работниками по заработной плате за декабрь 2016 года погашена.

Участвующий прокурор полагал, что вина Главы Ильящука В.И. в совершении административного правонарушения полностью доказана.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ должностное лицо может быть привлечено за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Статья 142 ТК РФ устанавливает ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, согласно которой работодатель, допустивший задержку выплаты работникам и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Положение ст. 419 ТК РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

По материалам дела следует, что Ильящук В.И. является должностным лицом, ответственным за соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

На основании распоряжения № 13 от 17 сентября 2015 года он как избранный Глава вступил в выборную должность в соответствии с постановлением территориальной избирательной комиссии № 208/1887-3 от 17 сентября 2015 года (л.д. 9-10).

Нарушения, выявленные при проверке прокуратурой района, выражаются в том, что в администрации сельсовета имелась задолженность по заработной плате перед 5 работниками за декабрь 2016 года, в объеме 95 тысяч рублей, по состоянию на 19 января 2017 года (л.д. 5-6).

Тогда как в судебном заседании установлено, что указанный объем задолженности по заработной плате за декабрь 2016 года наличествовал перед 6 работниками и точный размер составил 95 тысяч 228 рублей 17 копеек, по состоянию на 19 января 2017 года, включая задолженность по заработной плате самого Главы (38 020 рублей 71 копейка).

Работодателем для вышеуказанных лиц является администрация сельсовета в лице Главы.

Вина должностного лица Ильящука В.И. подтверждается постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 27 февраля 2017 года, в котором отражены вышеуказанные нарушения (л.д. 1-4). Данные обстоятельства подтверждаются объяснением должностного лица Ильящука В.И., не оспаривавшего факт наличия задолженности по заработной плате за декабрь 2016 года (л.д. 4, 23-24), информацией о задолженности по заработной плате на 19 января 2017 года, согласно которой размер задолженности по заработной плате составил перед работниками администрации сельсовета в размере 95 тысяч рублей (л.д. 29), штатными расписаниями администрации за 2016 года (по состоянию от 01 января, 15 марта и 01 июля) (л.д. 11-15), трудовыми договорами от 18 сентября 2015 года ФИО1, 2, 3, 4.) (л.д. 31-38), приказом Главы о принятии на исправительные работы ФИО5 № 47 от 11 августа 2016 года (л.д. 39), подтверждающими факт трудовых отношений с 5 работниками сельсовета, постановлением о назначении административного наказания от 01 декабря 2016 года, подтверждающим, что Глава Ильящук В.И. подвергался Государственной инспекцией труда в Республике Хакасия к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (л.д. 17-20).

Кроме того, справкой Главы от 20 февраля 2017 года подтвержден факт погашения 13 февраля 2017 года задолженности по заработной плате за декабрь 2016 года (л.д. 28).

Оценивая исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ прихожу к выводу, что Главой допущено ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей в выплате в установленный срок заработной платы.

Анализ исследованных материалов дела свидетельствует о том, что указанные выше доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности, достаточными для принятия решения по настоящему делу. Каких-либо нарушений, ущемляющих права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не допущено и судом не установлено.

В действиях Главы, допустившего невыплату заработной платы, имеется признак повторного совершения однородного административного правонарушения, поскольку он ранее подвергался административному наказанию за аналогичное нарушение, связанное с невыплатой заработной платы работникам администрации сельсовета.

Таким образом, судом установлена вина должностного лица Ильящука В.И. и квалифицирует его действия в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ - как невыплату заработной платы в установленный срок лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Доводы о том, что администрацией района своевременно не осуществляется финансирование бюджета сельсовета, не влияет на наличие установленной вины Главы, поскольку это обстоятельство не освобождает должностное лицо от исполнения, предусмотренной законом обязанности и не может лишать работников, гарантированных им трудовым законодательством прав, которое не признает правомерной задержку выплаты заработной платы по причине отсутствия денежных средств

В силу трудового законодательства работодатель обязан своевременно и в полном объеме производить выплату работнику заработной платы.

Материалы дела не содержат данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что Главой были приняты достаточные и исчерпывающие меры к соблюдению требований трудового законодательства до момента обнаружения нарушений, прав работников на получение заработной платы.

Более того, принятые меры, как установлено в судебном заседании, носили поступательный характер лишь после внесения соответствующих представлений, в рамах принятия мер реагирования со стороны прокуратуры района.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом доводы об отсутствии в бюджете средств для выплаты заработной платы, не является основанием для освобождения от исполнения возложенной обязанности.

Доводы о незначительной задержке также не могут служить основанием для освобождения от ответственности, поскольку на момент проведения проверки задолженность по выплате заработной платы перед работниками имелась, что свидетельствует о состоявшемся нарушении Главой законодательства о труде.

Заработная плата работников является расходным обязательством соответствующего муниципального образования, которое осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанные расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

При рассмотрении дела установлено, что при формировании и принятии бюджета на 2016 год, в значительной части предопределена будущая нехватка финансирования.

При этом меры, направленные на уменьшение расходной части бюджета фактически принимались лишь по факту возникновения невыплат в течении 2016 года, а не носили дальновидный и предупредительный характер.

Таким образом, Главой не принимались все исчерпывающие меры, направленные на первоочередной приоритет выплат по оплате труда, работа по существу носила признак заведомости и осознанности допущения нарушений ТК РФ при принятии решений в будущем.

В связи с чем меры принимались несвоевременно, что и привело к образованию задолженности.

При исследовании вопроса о размере поступивших во втором полугодии 2016 года в местный бюджет сельсовета доходов, установлено, что Главой не приняты исчерпывающие меры к перераспределению поступивших денежных средств, направленных на первоочередное рассмотрение вопросов о выплате заработной платы.

Законодателем установлена важность и приоритет выплат за выполненный труд лицам, работающим по трудовому договору.

Так, в соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса РФ установлен важный приоритет выплат по заработной плате, над иными кредиторскими требованиями, в том числе и при оплате в бюджет и внебюджетные фонды.

Тем не менее, с учетом всех обстоятельств данного дела, полагаю возможным признать совершенное Ильящуком В.И. правонарушение малозначительным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

По смыслу закона малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 установлено, что заработная плата за декабрь 2016 года на года момент возбуждения дела об административном правонарушении (ДД.ММ.ГГГГ) была выплачена.

Фактов наступления каких-либо вредных последствий не допущено.

Как установлено в судебном заседании со стороны администрации принимались, даже и при условиях не своевременности и не исчерпанности, но тем не менее конкретные меры, направленные на увеличение бюджетных поступлений в течение 2016 года, в том числе разъяснительная работа с населением по уплате налогов, инициирование судебных процессов по задолженностям перед администрацией, сокращение затрат, связанных с объединением расположения администрации сельсовета и сельского дома культуры и т.п.

Также исследуя характер нарушения и роль в этом ФИО1, суд учитывает то обстоятельство, что Главой, в условиях тяжелого финансового положения, в первую очередь рассматривал вопрос о выплате заработной плате подчиненным работникам, создавая задолженность по невыплате заработной плате перед самим собой.

Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.

При таких обстоятельствах, устное замечание как мера порицания за совершение вменяемого правонарушения, будет достаточной для достижения задач законодательства об административном правонарушении, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

производство по данному делу прекратить, освободив Ильящука В.И. от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, за малозначительностью совершенного правонарушения.

В связи с выявленными нарушениями Главе Бельтирский сельский Совет Аскизского района Республики Хакасия Ильящуку В.И. объявить устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                                                                                        В.Ю. Абумов

5-20/2017

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Истцы
Веселый Александр Николаевич
Чорненькая Анастасия Васильевна
Ответчики
Ильящук Валерий Иванович- глава Бельтирского сельсовета
Суд
Аскизский районный суд Республики Хакасия
Судья
Абумов Владимир Юрьевич
Статьи

ст.5.27 ч.7 КоАП РФ

Дело на сайте суда
akzisky--hak.sudrf.ru
03.03.2017Передача дела судье
03.03.2017Подготовка дела к рассмотрению
20.03.2017Рассмотрение дела по существу
27.03.2017Рассмотрение дела по существу
10.04.2017Рассмотрение дела по существу
14.04.2017Рассмотрение дела по существу
17.04.2017Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
24.04.2017Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
06.06.2017Вступление постановления (определения) в законную силу
07.07.2017Сдача материалов дела в архив
Постановление

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее