Решение по делу № 2-837/2021 ~ М-243/2021 от 27.01.2021

№ 2-837 /2020

                                                                               24RS0002-01-2021-000626-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2021 года                                          г. Ачинск Красноярский край,

                                                                                                   ул. Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Большевых Е.В.,

с участием ст. помощника Ачинского городского прокурора Чиханчиной Е.Ю.,

при секретаре Шлушните С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей », Управлению образования администрации <адрес> края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц с исковыми заявлениями к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей », Управлению образования администрации <адрес> края о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Свои исковые требования истец обосновывает тем, что во исполнение п.7.1 решения коллегии прокуратуры края «Об итогах работы органов прокуратуры края в 2019 году и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2020 год» Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в деятельности вышеуказанных детских садов, в ходе проведения которой было установлено, что за МБДОУ «Детский сад » закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>год постройки -1983), за МБДОУ «Детский сад » закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> <данные изъяты> (год постройки -1988), за МБДОУ «Детский сад » закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты> (год постройки -1963), за МОУ «Лицей » закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты> (год постройки -1978).

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Статьей 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п.4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора. Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания. Несмотря на вышеуказанные требования закона, детские сады эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляют, при весенних и осенних осмотрах здания современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.

В адреса ответчиков направлены представления об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении, однако выполнение требований прокурора в полном объёме не обеспечено, до настоящего времени комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования не проведено в связи с отсутствием финансирования со стороны органов местного самоуправления на данные цели.

Таким образом, не проведение должного эксплуатационного контроля влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения детей, что является недопустимым.

На основании изложенного, с учетом уточнений просит возложить на ответчиков обязанность провести обследование технического состояния зданий для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций, в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Управление образования администрации <адрес> профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния зданий в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда (т.1, л.д.5-7,83-85,181-183,241-243).

Определением суда к участию в деле, в качестве третьего лица привлечена Администрация <адрес> (т.1, л.д.67).

Определением суда от 19.02.2021г. соединены материалы гражданского дела по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МБДОУ «Детский сад », Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания и материалы гражданского дела по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МБДОУ «Детский сад », Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания, материалы гражданского дела по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МБДОУ «Детский сад », Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания, материалы гражданского дела по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МОУ «Лицей », Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания, присвоив гражданскому делу (т.1 л.д.78).

В судебном заседании помощник Ачинского городского прокурора Чиханчина Е.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.

Представители ответчиков МБДОУ «Детский сад », МБДОУ №Детский сад », МБДОУ «Детский сад », МОУ «Лицей », извещенные надлежащим образом (т.2, л.д.68, 69, 70, 71,), в суд не явились, в материалах дела имеются письменные отзывы, согласно которым требования в части возложения обязанности привести обследование технического состояния здания (сооружения) подлежат удовлетворению.

В частности, в соответствие с требованиями законодательства МБДОУ Д/с осуществляет эксплуатационный контроль здания, проводит весенние и осенние осмотры здания, капитальный и текущие ремонты. В 2017 году капитальный ремонт оконных блоков. В 2018 году текущий ремонт мягкой кровли. В 2018 году капитальный ремонт полов. В 2018 году текущий ремонт пищеблока. В 2018 году текущий ремонт электроснабжения пищеблока. В 2018 году текущий ремонт сантехнического оборудования на пищеблоке. В 2018 году капитальный ремонт дверных проемов. В 2018 году текущий ремонт асфальтового покрытия. В 2018 году текущий ремонт приточно-вытяжной системы (П-1, В-2) и текущий ремонт 5 вытяжной системы (В-1, В-3). В 2019 году капитальный ремонт 7-ми туалетных комнат. Главным распорядителем бюджетных средств образовательного учреждения является учредитель - управление образования администрации <адрес>. Бюджет на 2022 год формируется в июне месяце. Для проведения обследования технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ Д/с у ответчика отсутствуют денежные средства в размере, достаточном для удовлетворения потребности. Администрация МБДОУ Д/с предприняла меры для выделения дополнительных денежных средств с целью исполнения п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, что подтверждается соответствующими документами. В июле 2020 года составлена смета на обследование технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ «Д/с » на сумму 663741,92 рубля. Средств для выполненияданного мероприятия в бюджете учреждения нет, поэтому было написано письмо Учредителю     о необходимости выделения дополнительных средств на проведение обследования от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на письмо МБДОУ «Д/с » получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ от Учредителя. Однако в настоящее время денежные средства не выделены, исполнить требование в соответствии с требованиями в короткие сроки не представляется возможным. По мере финансирования будут проведены все необходимые мероприятия. Просит дело рассматривать без участия представителя (л.д.28-30, т.1).

Представитель МБДОУ «Детский сад » в своем письменном отзыве указывает, что требования в части возложения обязанности привести обследование технического состояния здания (сооружения) подлежит удовлетворению. В соответствии с требованиями законодательства МБДОУ «Детский сад » осуществляет эксплуатационный контроль здания, проводит весенние и осенние осмотры здания, капитальный и текущие ремонты. В 2013г. капитальный ремонт здания детского сада- 51 503 736 руб., в 2016г. капитальный ремонт мягкой кровли- 301 041, 60 руб., в 2017г. текущий ремонт кровли- 254 905 руб., текущий ремонт помещений группы 10,12- 121 013,91 руб., в 2018г.- текущий ремонт кровли групповой ячейки , 61 руб., текущий ремонт мягкой кровли над музыкальным залом и коридором здания- 61 707 руб., капитальный ремонт полов в помещениях групповой ячейки , 37 руб., в 2019г. текущий ремонт полов в групповой ячейки , 1 этаж- 222 445, 34 руб. Главным распорядителем бюджетных средств образовательного учреждения является учредитель - управление образования администрации <адрес>. Бюджет на 2022 год формируется в июне месяце. Для проведения обследования технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ «Детский сад » у ответчика отсутствуют денежные средства в размере, достаточном для удовлетворения потребности. Администрация МБДОУ «Детский сад » предприняла меры для выделения дополнительных денежных средств с целью исполнения п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, что подтверждается соответствующими документами. В июле 2020 года составлена смета на обследование технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ «Детский сад » на сумму 427523, 05 (четыреста двадцать семь тысяч пятьсот двадцать три рубля 05 коп.). Средств для выполнения данного мероприятия в бюджете учреждения нет, поэтому было написано письмо Учредителю о необходимости выделения дополнительных средств на проведение обследования от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на письмо МБДОУ «Детский сад » получил ответ от 22.07.2020г. от Учредителя. Однако в настоящее время денежные средства не выделены, исполнить требование в соответствии с требованиями в короткие сроки не представляется возможным. По мере финансирования будут проведены все необходимые мероприятия. Просит дело рассматривать без участия представителя (л.д.112-115, т.1).

Представитель МБДОУ «Детский сад » в своем письменном отзыве указывает, что требования в части возложения обязанности привести обследование технического состояния здания (сооружения) подлежит удовлетворению, главным распорядителем бюджетных средств образовательного учреждения является учредитель - управление образования администрации <адрес>. Бюджет на 2022 год формируется в июне месяце. Для проведения обследования технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » у ответчика отсутствуют денежные средства в размере, достаточном для удовлетворения потребности. Администрация МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » предприняла меры для выделения дополнительных денежных средств с целью исполнения п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, что подтверждается соответствующими документами. В январе 2021 года составлена смета на обследование технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » на сумму 347 775 (триста сорок семь тысяч семьсот семьдесят пять) рублей 57 коп.). Средств для выполнения данного мероприятия в бюджете учреждения нет, поэтому было написано письмо Учредителю о необходимости выделения дополнительных средств на проведение обследования от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на письмо МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ от Учредителя. Однако в настоящее время денежные средства не выделены, исполнить требование в соответствии с требованиями в короткие сроки не представляется возможным. По мере финансирования будут проведены все необходимые мероприятия. Просит дело рассматривать без участия представителя (л.д.197-199, т.1).

Представитель МОУ «Лицей » в своем письменном отзыве указывает, что требования в части возложения обязанности привести обследование технического состояния здания (сооружения) подлежит удовлетворению, в соответствие с требованиями законодательства МОУ Лицей осуществляет эксплуатационный контроль здания, проводит весенние и осенние осмотры здания, капитальные и текущие ремонты. В 2014 году был проведен капитальный ремонт оборудования и чаши бассейна. В 2015 году проводился капитальный ремонт кровли над младшей рекреацией и кровлей бассейна (замена на шатровую кровлю), капитальный ремонт кабинетов ,108,126,219,317,319. В 2016 году проводился капитальный ремонт шатровой кровли над старшей рекреацией (замена на шатровую кровлю), капитальный ремонт кабинетов ,209. В 2017 году произведен капитальный ремонт бассейна лицея, установка приточной вентиляции в бассейне, капитальный ремонт эваковыходов, установка системы видеонаблюдения, капитальный ремонт кабинетов 321, 220 и 219, капитальный ремонт кровли над актовым и спортивным залами с заменой на шатровую. В 2018 году - капитальный ремонт спортивного зала, раздевалок и тренерских лицея (общестроительные работы, замена системы водоснабжения и отопления, капитальный ремонт полов и окон), капитальный ремонт холла старшей рекреации. В 2019 году - капитальный ремонт библиотеки. В 2020 году - капитальный ремонт актового зала и холла 1 этажа, капитальный ремонт вентиляции актового зала, замена крылечек эвакуационных выходов. Главным распорядителем бюджетных средств образовательного учреждения является учредитель - управление образования администрации <адрес>. Бюджет на 2022 год формируется в июне месяце. Для проведения обследования технического состояния строительных конструкций здания МОУ Лицей у ответчика отсутствуют денежные средства в размере, достаточном для удовлетворения потребности. Администрация МОУ Лицей предприняла меры для выделения дополнительных денежных средств с целью исполнения п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, что подтверждается соответствующими документами. В июле 2020 года составлена смета на обследование технического состояния строительных конструкций здания МОУ Лицей стоимость работ составляет 3 252 326,48 рубля (три миллиона двести пятьдесят две тысячи триста двадцать шесть рублей 48 коп.). Средств для выполнения данного мероприятия в бюджете учреждения нет, поэтому было написано письмо Учредителю о необходимости выделения дополнительных средств на проведение обследования от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на письмо МОУ «Лицей » получило ответ от 06.08.2020г. от Учредителя. Однако в настоящее время денежные средства не выделены, исполнить требование в короткие сроки не представляется возможным. По мере выделения средств из бюджета города будут проведены все необходимые мероприятия. Просит дело рассматривать без участия представителя (л.д.21-24, т.2).

Представитель ответчика Управления образованием <адрес> края, извещенный надлежащим образом (т.2, л.д.72), в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без своего участия (т.2, л.д.34). Кроме того, в материалах дела имеются письменные отзывы, в которых указывает, что основной задачей образовательной организации является создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников Образовательной организации. Управление образования администрации <адрес> осуществляет свою деятельность на основании Положения об управлении образование администрации <адрес>, утвержденного решением Ачинского городского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ р, и является органом администрации <адрес>, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления <адрес> по решению вопросов местного значения в области образования. Управление обладает правами юридического лица, является некоммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейства (финансовых органах), а также печать со своим наименованием, бланки, штампы. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета <адрес> на основании бюджетной сметы. Управление обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Управление осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных муниципальных образовательных и прочих организаций в соответствии с правовыми актами города. Управление получает от муниципальных образовательных организаций ежемесячный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и проводит его анализ. Осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным образовательным организациям. На основании изложенного, просит требования истца удовлетворить, учесть реальные возможности сроков финансирования данного мероприятия. В связи с тем, что исполнение исковых требований связано с необходимостью определения объема финансирования, необходимого для проведения данных мероприятий, решения вопросов о внесении изменений в бюджет муниципального образования, выделением средств бюджета муниципального образования <адрес> на финансирование указанных мероприятий, прошу, уважаемый суд, увеличить до 12 месяцев срок на финансирование расходов по проведению обследования технического состояния здания. Просит дело рассматривать в отсутствие представителя (л.д.1-2, 4-5, 7-7, 10-11, т.2).

Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д.75), возражений либо ходатайств не представил.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу ч.2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан. Целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию, защита их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие.

Согласно ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Согласно ч. 5 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч.ч. 6, 9 вышеуказанной статьи в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должен обеспечиваться эксплуатационный контроль зданий, сооружений лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений, под которым понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ).

Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов, которое должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

В развитие указанных выше положений закона с 01 января 2014г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 1984-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации введен ГОСТ 31937-2011, является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений.

Данный стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений. Кроме того, настоящий стандарт распространяется на проведение работ, в частности по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.

При этом п.3.4 ГОСТ 31937-2011 определяет, что обследование технического состояния здания (сооружения) - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

При этом специализированная организация - это физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений (п. 3.5 ГОСТ 31937-2011).

Под оценкой технического состояния понимается установление степени повреждения и категории технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений в целом, включая состояние грунтов основания, на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков, установленных проектом или нормативным документом (п.3.8 ГОСТ 31937-2011).

Из п.4.1 ГОСТ 31937-2011 следует, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после ввода их в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет (п.4.3 ГОСТ 31937-2011).

Согласно п.4.4. ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по инициативе собственника объекта.

Согласно п.5.1.2. ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются:- грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки;- стены, колонны, столбы;- перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.);- балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы;- связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания (п.5.1.3. ГОСТ 31937-2011).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, МБДОУ «Детский сад » является дошкольным образовательным учреждением. Из Устава следует, что местонахождением образовательной организации является: <адрес>, стр. 50 (т.1, л.д.31-56).

За МБДОУ «Детский сад » закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

МБДОУ «Детский сад » является дошкольным образовательным учреждением. Из Устава следует, что местонахождением образовательной организации является: <адрес>, <данные изъяты> (т.1, л.д.116-147).

За МБДОУ «Детский сад » закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

МБДОУ «Детский сад » является дошкольным образовательным учреждением. Из Устава следует, что местонахождением образовательной организации является: <адрес>, <данные изъяты>т.1, л.д.200-213).

За МБДОУ «Детский сад » закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

МОУ «Лицей » является муниципальным образовательным учреждением. Из Устава следует, что местонахождением образовательной организации является: <адрес>, <данные изъяты>.2, л.д.25-39).

За МОУ «Лицей » закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

В ходе проведенной прокуратурой г.Ачинска проверки установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и сооружений указанных учреждений их элементов, со стороны ответственных лиц и органов, в том числе собственника, должным образом не осуществляется – сроки по устранению неисправностей, периодичности осмотра элементов и помещений зданий и объектов не соблюдаются, что не обеспечивает безопасные условия, обучения, воспитания обучающихся. Плановые осмотры технического состояния зданий в целом, их систем и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства проводятся формально, без описания выявленных дефектов, перечень необходимых работ ограничен только указанием на необходимость их проведения, сроки и исполнители не указаны. При весеннем и осеннем осмотре не уточняются объемы ремонтных работ, подлежащие включению в план текущего ремонта в год проведения осмотра. Подлежащий утверждению план по техническому обслуживанию сформулирован как план по проведению ремонтных работ и укреплению материально-технической базы предоставлен только на 2019,2020г., имеющийся план мероприятий по подготовке к новому учебному году не соответствует актам весенне-осеннего осмотра, не отвечает предъявляемым требованиям к плану по техническому обслуживанию. Порядок проведения плановых осмотров эксплуатируемых зданий не разработан. Контрольные проверки и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, не проводятся. Данные журнала учета (паспорт) технического состоянии здания не соответствует актам осмотра (весенний и осенний) 2019г., из представленного перечня ремонтных работ выполненных образовательным учреждением за 2018-2019гг. не позволяют оценить результаты проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений. При весенних и осенних осмотрах вышеуказанных зданий, современные средства технической диагностики не используются, что не позволяет оценить реальное техническое состояние зданий. После обстоятельств, произошедших в д.Каменка 5 и 9 августа 2019 года в учреждениях должны быть проведены внеплановые осмотры здания, однако сведения о проведении внепланового осмотра в представленных документах отсутствуют. Сроки по устранению неисправностей, периодичности осмотра элементов и помещений зданий и объектов не соблюдаются, что подтверждается журналом учета (паспорта) технического состояния здания. Не проведение должного эксплуатационного контроля влечет несовременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения, что является недопустимым. В связи с чем в адреса указанных учреждений направлены представления об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении (л.д.98-10, 105-107, 190-192, 244-246, т.1).

Из объяснений ответчиков Ачинскому городскому прокурору следует, что в учреждении проводятся ежегодно весенне-осенние осмотры здания, ведутся журналы учета технического состояния здания, в 2018,2019гг. проведены капитальные ремонты некоторых помещений, пищеблока, имеется годовой план проведения ремонта, контроль за техническим состоянием здания с использованием современных средств технической диагностики не проводился (л.д.11,184,247, т.1).

Стороной ответчика не оспаривается, что до настоящего времени недостатки не устранены из-за отсутствия финансирования.

Таким образом, неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью, что в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, что является основанием к удовлетворению иска прокурора в полном объеме.

Поскольку исполнение настоящего решения связано с необходимостью определения объема финансирования, необходимого для проведения данных мероприятий, решения вопросов о внесении изменений в бюджет города, выделением средств бюджета муниципального образования город Ачинск на финансирование указанных мероприятий, проведением образовательным учреждением процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает определенные временные затраты, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда на 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, в силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Пунктом 5 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно п.6.1.Положения об управлении образования администрации г.Ачинска, утвержденного Ачинским городским советом депутатов от 31.05.2016г. №11-56р, Управление является органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

Взаимодействие Управления при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, который в ст. 38.1 закрепляет принцип подведомственности расходов бюджетов, означающий, что получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Таким образом, на Управление образования администрации г.Ачинска суд считает возможным возложить обязанность финансирования расходов по проведению обследования технического состояния вышеуказанных зданий, удовлетворив тем самым требования прокурора в данной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» провести обследование технического состояния здания (сооружения), расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> для оценки возможности его дальнейшей безаварийной     эксплуатации или необходимости его восстановления и усиления конструкций в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» провести обследование технического состояния здания (сооружения), расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> для оценки возможности его дальнейшей безаварийной     эксплуатации или необходимости его восстановления и усиления конструкций в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» провести обследование технического состояния здания (сооружения), расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> оценки возможности его дальнейшей безаварийной     эксплуатации или необходимости его восстановления и усиления конструкций в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей » провести обследование технического состояния здания (сооружения), расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости его восстановления и усиления конструкций в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление образования администрации <адрес> профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния

- здания Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» по адресу: <адрес>, строение <данные изъяты>

- здания Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

- здания Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

-здания Муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей » по адресу: <адрес>, <данные изъяты> для оценки возможности их дальнейшей безаварийной     эксплуатацииили необходимости их восстановления и усиления конструкций в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                 Е.В. Большевых

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2021 года.

2-837/2021 ~ М-243/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
МОУ "Лицей № 1"
МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида № 26"
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 20"
Управление образования администрации г. Ачинска
Другие
Администрация г. Ачинска
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Большевых Елена Викторовна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
27.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2021Подготовка дела (собеседование)
19.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее