Решение по делу № 2-411/2020 ~ М-291/2020 от 22.04.2020

дело номер 2-411/2020

УИД22RS0001-01-2020-000397-18

Решение в окончательной форме

изготовлено 17 июля 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2020 года          город Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Луханиной О.В.,

при секретаре Черных О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Алифановой Анастасии Владимировны, Давыдова Геннадия Андреевича, Ерофеева Николая Витальевича, Козаченко Марии Анатольевны, Митасовой Раисы Николаевны, Понедельченко Тамары Васильевны, Федорова Владимира Васильевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник», действуя в интересах Алифановой А.В., Давыдова Г.А., Ерофеева Н.В., Козаченко М.А., Митасовой Р.Н., Понедельченко Т.В., Федорова В.В. обратилась в Алейский городской суд с исковым заявлением к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о защите прав потребителей, указывая на то, что Алифанова А.В. проживает <адрес>. Давыдов Г.А. проживает <адрес> Ерофеев Н.В. проживает <адрес>. Козаченко М.А. проживает <адрес> Митасова Р.Н. проживает в <адрес>. Понедельченко Т.В. проживает в <адрес>. Федоров В.В. проживает <адрес>

Ответчик ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ является компанией обслуживающей жилой дом в г. Алейске в котором проживают истцы.

Учитывая то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> располагается на территории военного городка открытого типа г. Алейска, по итогам открытого конкурса по выбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом , расположенным по адресу: <адрес> выбрано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

На площадке установлено 5 контейнеров для сбора мусора, территория на которой расположена контейнерная площадка, имеет ограждение, мусорные баки (контейнеры) переполнены, мусор находится на земельном участке. К контейнерной площадке, отсутствует асфальтирование, не обеспечено освещение подъезда к месту установки контейнеров. Кустарниковые насаждения вокруг площадки отсутствуют.

Истец, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 марта 1999 года номер 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федерального закона от 10 января 2002 года номер 7-ФЗ«Об охране окружающей среды»; п.п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» считает, что несоблюдение названных требований природоохранного, санитарного законодательства нарушает права истца на благоприятную окружающую среду.

Просят обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов для жилого дома <адрес> а именно обеспечить асфальтированное покрытие, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений, обеспечить освещение площадки в темненное время суток.

Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ установить стенд с нанесением на нем информации способом, обеспечивающем ее механическую стойкость - о лице, на которое возложена ответственность за состояние, содержание контейнеров (бункеров) накопления отходов; контактном номере телефона указанного лица; номере контейнерной и (или) (бункерной) площадки, где размещены контейнеры и (или) бункеры; графике вывоза отходов; виде отходов, которые подлежат помещению в данный контейнер и (или) бункер; адреса жилых домов, жители которых эксплуатируют данную контейнерную и (или) бункерную площадку; наименование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые пользуются данной контейнерной и (или) бункерной площадкой; наименование специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов из контейнера с указанием юридического адреса и контактного номера телефона.

Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обеспечить ежедневную уборку контейнерной площадки <адрес>

Взыскать с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу истцов компенсацию морального вреда и нравственных страданий в размере 1 000 рублей

В ходе рассмотрения дела привлечены к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Администрация г. Алейска Алтайского края, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть – Калманском, Усть – Пристанском и Чарышском районах.

Представитель Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Истцы Алифанова А.В., Давыдов Г.А., Ерофеев Н.В., Козаченко М.А., Митасова Р.Н., Понедельченко Т.В., Федоров В.В. в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Представитель истцов Алифанов Д.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поступили письменные возражения на иск от 01 июня 2020 года из которых следует, что по результатам проведенного Администрацией г.Алейска открытого конкурса на основании Постановления Администрации г.Алейска от 06 марта 2019 года по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными на территории военного городка в г.Алейске, признано Учреждение.

В соответствии с приказом Государственной инспекции Алтайского края от 31 июля 2019 года о внесении изменений в приказ от 18 августа 2017 года Государственной инспекции Алтайского края Учреждение приступило к управлению МКД, расположенными на территории военного городка в г. Алейске, в том числе и МКД по <адрес>, с 01 августа 2019 года. До 01 августа 2019 года деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории военного городка г. Алейска, в том числе МКД по <адрес> осуществляло ООО «ГУЖФ». Передача технической документации и иной документации, связанной с управлением МКД по <адрес>, а также составление акта приема-передачи МКД от ООО «ГУЖФ» к Учреждению при смене управляющей организации в соответствии с п. 20 Правил не производилась. Договор управления между собственниками помещений в МКД по <адрес> и Учреждением не заключался.

Учреждение полностью не согласно с исковыми требованиями, считает исковые требования необоснованными, незаконными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права РФ, не подлежащими удовлетворению на основании следующего. Придомовая территория МКД – это земля, расположенная вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка. Кроме самого дома, на этой территории могут находиться принадлежащие дому сооружения и необходимые для эксплуатации многоэтажки и удовлетворения потребностей ее жильцов и арендаторов нежилые помещения. Поддерживать ее состояние в нормальном виде должны жильцы МКД, который построен на этом участке, потому, что она является их совместной собственностью.

Правилами содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденными Постановлением Правительства РФ номер 491 от 13 августа 2006 года определено, что в состав общего имущества включаются - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета элементами озеленения и благоустройства.

В состав работ и услуг не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками) находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Земельный участок, расположенный по адресу МКД по <адрес> находится в собственности ФГКУ «Сибирское ТУИО». Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно в обязанности Учреждения не входит работа по оборудованию контейнерной площадки с контейнерами для мусора и бытовых отходов для МКД по <адрес>, а именно по обеспечению асфальтированного покрытия, посадки зеленых (кустовых) насаждений, по обеспечению освещения площадки в темное время суток.

Учреждением размещена информация кем и когда осуществляется вывоз отходов из контейнера, каких либо фотоматериалы со стороны истца, подтверждающие факты, изложенные в исковом заявлении в материалы дела не представлены.

Работу по содержанию контейнерной площадки осуществляют штатные уборщики территорий (два работника) учреждения, закрепленные за территорией согласно п. 1.2. трудового договора. Согласно п. 5.3. за уборщиком территории закреплено время начала и окончания рабочего дня, а именно понедельник - четверг с 08-00 до 17-00, пятница с 08-00 до 15-45 с перерывом на отдых и питание с 12-00 до 12-45. Каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что уборка территории контейнерной площадки расположенной у дома по <адрес> не производится, истцом не представлено.

Кроме того, истцом в адрес учреждения не были направлены претензии, однако претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (п.3 ст. 132 ГПК РФ). Факт морального вреда и нравственных страданий истцами в материалах дела отсутствуют. Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представители третьих лиц Администрацию г. Алейска Алтайского края, ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, в судебное заседание не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В отзыве на исковое заявление Администрация г. Алейска указывает, что согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года номер 491, в состав общего имущества многоквартирного дома (далее по тексту МКД) включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Управляющей организацией <адрес> является ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Согласно п. 2.3. договора в состав имущества входит общее имущество МКД, включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме и за пределами или внутри помещений, земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года номер 491, пунктом 10 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: текущий и капитальный ремонт (п.п.З п. 13 Правил). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п.42 Правил). В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года номер 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, относящихся к общедомовому имуществу, лежит на собственниках помещений в МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накоплений ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений в МКД. Перечень работ по содержанию контейнерной площадки определен в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства от 03 апреля 2013 года номер 290 (далее — минимальный перечень). Управляющая организация обязана содержать в чистоте саму контейнерную площадку, ограждение вокруг нее и следить, чтобы оно было исправным. И в холодный, и в теплый период года управляющая организация должна: подметать и убирать контейнерную площадку, которая входит в состав общего имущества в МКД; обслуживать и очищать мусоропровод, мусороприемные камеры; очищать от мусора и промывать урны возле подъездов.Такие работы предусматривают пункты 24, 25, 26(1) минимального перечня.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть – Калманском, Усть – Пристанском и Чарышском районах Рыкунова Н.А. в судебном заседании просила принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства..

С учетом мнения представителя истцов Алифанова Д.В., представителя третьего лица Рыкуновой Н.А., в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца Алифанова Д.В., представителя третьего лица Рыкунову Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Аналогичное право граждан закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года номер 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно пунктам 3, 4 ч. 1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года номер 2300-1 «О защите прав потребителей» указанный закон регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года номер 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Качественное оказание услуги по техническому содержанию жилищного фонда предполагает поддержание конструктивных элементов дома в технически исправном состоянии, соответствующем требованиям стандартов, строительным нормам и правилам, исключающем причинение вреда не только жизни и здоровью проживающих в нем лиц, но и их имуществу.

Из материалов дела следует, что истец Алифанова А.В. является собственником 2/3 доли квартиры <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Давыдов А.Г. является сособственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Ерофеев Н.В. является нанимателем квартиры , общей площадью 38,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Козаченко М.А. является сособственником квартиры общей площадью 59,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (1/2 доля), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Митасова Р.Н. является собственником квартиры номер 3, общей площадью 47,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Понедельченко Т.В. является собственником квартиры номер 30, общей площадью 47,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Федоров В.В. является сособственником квартиры , общей площадью 75,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (1/2 доля), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно требованиям ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

30 апреля 2019 года между Министерством обороны РФ, выполняющим полномочия собственника жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ заключен договор управления многоквартирным домом , согласно которому УК ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по заданию собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, имеющего на праве собственности жилое (нежилое) помещение и долю в праве общей долевой собственности на общее имущества в многоквартирном доме за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с приказом Государственной инспекции Алтайского края от 31 июля 2019 года о внесении изменений в приказ от 18 августа 2017 года государственной инспекции Алтайского края Учреждение приступило к управлению многоквартирными домами, расположенными на территории военного городка в г.Алейске, в том числе и многоквартирным домом по <адрес>, с 01 августа 2019 года.

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> располагается на территории военного городка открытого типа г.Алейска, по итогам открытого конкурса по выбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом , расположенным по адресу: <адрес> выбрано ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

Согласно п. 2.3. договора в состав имущества входит общее имущество МКД: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме и за пределами или внутри помещений, земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года номер 491 устанавливают, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: текущий и капитальный ремонт (п.п.З п. 13 Правил).

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п.42 Правил).

Таким образом, обслуживающая общее имущество организация обязана предоставлять гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Площадка с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов, к которой относится многоквартирный дом находится по адресу <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года номер 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч. 1 ст. 22 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регламентированы Федеральным законом номер 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ номер 89), в статье 6 которого определены полномочия субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года номер 1039, вступившим в силу с 01 января 2019 года, утверждены Правила обустройства мест ( площадок ) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Согласно п.п. 2, 3 указанных Правил места ( площадки ) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Места ( площадки ) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места ( площадки ) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам ( площадкам ) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года номер 491 в состав общего имущества включаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии с п.2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года номер 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест, а также требования к удалению бытовых отходов и мусора, содержат СанПиН 42- 128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В силу п.п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривают, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

В соответствии с п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года номер 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза-отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

В соответствии с п. 3.7.4, 3.7.6 указанных Правил, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений; мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.

Согласно п.1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать, в том числе, рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов (в том числе из жилых и общественных зданий), уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Объектами очистки являются, в том числе территория домовладений, места общественного пользования, места отдыха согласно п.2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Согласно пункту 2.1.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Согласно п. 2.12. СанПиН 2.1.2.2645-10 территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении номер 1 к настоящим санитарным правилам, согласно которому средняя горизонтальная освещенность на уровне земли на площадках при мусоросборниках должна составлять 2 лк.

Перечень работ по содержанию контейнерной площадки определен в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства от 03 апреля 2013 года номер 290. Управляющая организация обязана содержать в чистоте саму контейнерную площадку, ограждение вокруг нее и следить, чтобы оно было исправным.

Приступая к управлению домом, управляющая компания взяла на себя обязанность за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту указанного жилого дома.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года номер 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п.4 ст.13, п.5 ст.14, п.5 ст.23.1, п.6 ст.28 Закона о защите прав потребителей, ст.1098 ГК РФ).

В соответствии с ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года номер 491 ( в редакции от 29 июня 2020 года ), в состав общего имущества многоквартирного дома включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Таким образом, материалами дела установлено, что истцы являются жителями жилого дома по <адрес>, который находится в управлении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, и на контейнерной площадке с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов, требуется посадка зеленых (кустарных) насаждений, освещение площадки в темное время суток а также стенд с нанесением на ней информации способом, обеспечивающем ее механическую стойкость - о лице, на которое возложена ответственность за состояние, содержание контейнеров (бункеров) накопления отходов; контактном номере телефона указанного лица; номере контейнерной и (или) (бункерной) площадки, где размещены контейнеры и (или) бункеры; графике вывоза отходов; виде отходов, которые подлежат помещению в данный контейнер и (или) бункер; адреса жилых домов, жители которых эксплуатируют данную контейнерную и (или) бункерную площадку; наименование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые пользуются данной контейнерной и (или) бункерной площадкой; наименование специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов из контейнера с указанием юридического адреса и контактного номера телефона, в связи с чем требования истцов полежат удовлетворению частично.

При этом, не имеет правового значения в рассматриваемом случае то обстоятельство, что данная управляющая компания управляет спорным домом непродолжительное время и все установленные факты имели место ранее, поскольку данное обстоятельство не снимает с ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности обеспечить асфальтированное покрытие и обеспечить ежедневную уборку контейнерной площадки у суда не имеется. Факт наличия асфальтированного покрытия не опровергается представителем истцов Алифановым Д.В. и подтверждается представленной фотографией контейнерной площадки. Доказательства отсутствия ежедневной уборки стороной истца не представлены, в то время как ответчиком в качестве возражений на иск приложены трудовые договоры об обслуживании указанной площадки двумя работниками по трудовым договорам от 14 ноября 2019 года и от 01 августа 2019 года, установлен график и время уборки.

Согласно ст.14 Закона «О защите прав потребителей», вред, причиненный потребителю вследствие недостатка оказанной услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

Поскольку факт нарушения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ прав истцов установлен, требования в части компенсации морального вреда являются обоснованными.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.45 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года номер 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Поскольку судом был установлен факт нарушения прав истцов, как потребителей коммунальных услуг, постольку имеются основания для взыскания компенсации морального вреда, однако суд полагает, что заявленная ко взысканию сумма морального вреда в размере 1 000 рублей в пользу каждого истца завышена, и с учетом степени нравственных страданий истцов, вины ответчика, периода осуществления управления спорным МКД, руководствуясь принципом разумности и справедливости, полагает достаточным определить размер компенсации морального вреда в сумме 100 рублей в пользу каждого истца, которые подлежат взысканию с ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

В соответствии с п. 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года номер 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

В связи с изложенным, суд полагает подлежащим взысканию с ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу каждого истца штраф в размере 25 рублей, и в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» штраф в размере 175 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Алифановой Анастасии Владимировны, Давыдова Геннадия Андреевича, Ерофеева Николая Витальевича, Козаченко Марии Анатольевны, Митасовой Раисы Николаевны, Понедельченко Тамары Васильевны, Федорова Владимира Васильевича, удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на контейнерной площадке с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов, расположенной в <адрес> произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений и обеспечить освещение площадки в темное время суток.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на контейнерной площадке с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов, расположенной в <адрес> установить стенд с нанесением на ней информации способом, обеспечивающем ее механическую стойкость - о лице, на которое возложена ответственность за состояние, содержание контейнеров (бункеров) накопления отходов; контактном номере телефона указанного лица; номере контейнерной и (или) (бункерной) площадки, где размещены контейнеры и (или) бункеры; графике вывоза отходов; виде отходов, которые подлежат помещению в данный контейнер и (или) бункер; адреса жилых домов, жители которых эксплуатируют данную контейнерную и (или) бункерную площадку; наименование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые пользуются данной контейнерной и (или) бункерной площадкой; наименование специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов из контейнера с указанием юридического адреса и контактного номера телефона.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Алифановой Анастасии Владимировны, Давыдова Геннадия Андреевича, Ерофеева Николая Витальевича, Козаченко Марии Анатольевны, Митасовой Раисы Николаевны, Понедельченко Тамары Васильевны, Федорова Владимира Васильевича компенсацию морального вреда в размере 100 рублей, штраф в размере 25 рублей, всего взыскать 125 рублей – в пользу каждого.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» штраф в размере 175 рублей.

В удовлетворении остальной части требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Алифановой Анастасии Владимировны, Давыдова Геннадия Андреевича, Ерофеева Николая Витальевича, Козаченко Марии Анатольевны, Митасовой Раисы Николаевны, Понедельченко Тамары Васильевны, Федорова Владимира Васильевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.

Судья Алейского городского суда Луханина О.В.

Решение не вступило в законную силу

2-411/2020 ~ М-291/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алифанова Анастасия Владимировна
Алтайская краевая общественная организация "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник"
Федоров Владимир Васильевич
Казаченко Марина Анатольевна
Ерофеев Николай Витальевич
Давыдов Геннадий Андреевич
Понедельченко Тамара Васильевна
Митасова Раиса Николаевна
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Другие
Администрация г. Алейска Алтайского края
Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ по Центральному военному округу
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Луханина Оксана Валериевна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
22.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2020Судебное заседание
08.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.09.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
18.12.2020Дело оформлено
18.12.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее