Решение по делу № 2-661/2015 ~ М-598/2015 от 02.07.2015

дело №2-661/2015               КОПИЯ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                ДД.ММ.ГГГГ

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,

при секретаре Плотниковой О.Н.,

с участием представителя истца - помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края Калининой Е.С.,

представителя третьего лица главы Администрации Скопкортненского сельского поселения Стародубец М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей Скопкортненского сельского поселения, в защиту законных интересов Российской Федерации к муниципальному казенному предприятию Скопкортненского сельского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Скопкортная» о признании незаконными бездействия Муниципального казенного предприятия Скопкортненского сельского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Скопкортная», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей Скопкортненского сельского поселения, в защиту законных интересов Российской Федерации к к муниципальному казенному предприятию Скопкортненского сельского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Скопкортная» (далее по тексту - МКП «ЖКХ п.Скопкортная») о признании незаконными бездействия Муниципального казенного предприятия Скопкортненского сельского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Скопкортная», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, о возложении обязанности по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин №№ 1, 2; возложении обязанность получить в соответствии с санитарным законодательством санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин №№ 1, 2; о возложении обязанности по установлению в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин №№ 1, 2, и зарегистрировать данные ограничения в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ. Установить Муниципальному казенному предприятию Скопкортненского сельского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Скопкортная» срок исполнения решения суда - 1 год с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование своих требований указали, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании подземных водных объектов с целью водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения на территории Скопкортненского сельского поселения, в ходе которой установлено, что свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за МКП «ЖКХ п.Скопкортная» на праве оперативного управления закреплены артезианские скважины №1 и № 2, используемые в качестве объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения Скопкортненского сельского поселения.

В нарушение требований природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации МКП «ЖКХ п.Скопкортная» осуществляет водоснабжение населения посредством добычи из артезианских скважин, не имеющих зон санитарной охраны, проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения не разработаны, заключения об их соответствии не получены, ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не установлены.

Факт нарушений подтверждается объяснением главы Скопкортненского сельского поселения Стародубец М.П., информацией Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.

Помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края Калинина Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - МКП «ЖКХ п.Скопкортная» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка, возражений по иску не представили, ходатайства об отложении дела не заявили.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации Скопкортненского сельского поселения Стародубец М.П. против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала.

Представитель заинтересованного лица - Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя и письменное мнение по иску, в котором указали, что с заявленными исковыми требованиями прокурора согласны. МКП «ЖКХ п.Скопкортная» создано ДД.ММ.ГГГГ года. На праве оперативного управления им принадлежат скважины, в связи с чем предприятие должно нести обязанности, указанные в иске. По результата проверки, проведенной прокуратурой, установлено несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика, извещенного надлежащим образом.

Суд, заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования заявлены законнои, обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В ст.42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Аналогичные гарантии установлены гражданам ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу ч. 1 ст. 43.1. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Частью 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Часть 3 ст. 18 выше указанного Закона обязывает осуществлять использование водного объекта в конкретно указанных целях при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно ч. 5 ст. 18 этого же Закона границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №10 от 14.03.2002 года «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.

В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.

Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. К указанным сведениям относится, в том числе, описание местоположения границ зон.

Запреты по использованию охранных зон, установленные вышеуказанными нормами права, направлены на недопустимость лицами, реализующими свои права на земельные участки, осуществления неправомерных застроек в пределах установленной санитарно-защитной зоне, на совершение иных действий, запрещенных СанПиН и иными правовыми актами.

Несоблюдение природоохранного законодательства ставит под угрозу экологическое состояние водных объектов как основы жизни и деятельности человека, как важнейших составных частей окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, и тем самым, соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В судебном заседании установлено, что МКП «ЖКХ п.Скопкортная» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права и от ДД.ММ.ГГГГ скважины № 1 и скважина № 2, расположенные в <адрес>, закреплены в оперативное управление за МКП «ЖКХ п.Скопкортная» на основании распоряжения «О закреплении в оперативном управлении имущества» от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Администрацией Скопкортненского сельского поселения Александровского района Пермского края.

Из объяснения Стародубец М.П. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Скопкортненского сельского поселения имеется 2 скважины, на которые зарегистрировано право собственности. В целях организации водоснабжения и водоотведения поселка решением Совета депутатов поселения создано МКП «ЖКХ п.Скопкортная», которому на праве оперативного управления переданы скважины. Зоны санитарной охраны скважин не установлены, проектирование зон не проводилось, лицензий на право пользование недрами не имеется, заявлений о выдаче указанных правоустанавливающих документов в уполномоченный орган не подавалась. Причинами данных упущений является нехватка денежных средств в бюджете поселения.

Решением Совета депутатов Скопкортненского сельского поселения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ создано Муниципальное казенное предприятие Скопкортненского сельского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Скопкортная».

Договоров от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным между администрацией Скопкортненского сельского поселения и МКП «ЖКХ п.Скопкортная» за предприятием на праве оперативного управления закреплено имущество, находящееся по адресу: Пермский край, Александровский район, п.Скопкортная, водонапорная башня, скважина №1, скважина № 2.

Других доказательств сторонами не представлено.

На основе анализа всех исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что МКП «ЖКХ п.Скопкортная» допустила нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, в связи с чем исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Срок для исполнения обязанности - 1 год с даты вступления решения суда в законную силу суд находит разумным, достаточным для исполнения обязанности.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального казенного предприятия Скопкортненского сельского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Скопкортная», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Возложить на Муниципальное казенное предприятие Скопкортненского сельского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Скопкортная», обязанности:

- по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин №№ 1, 2;

- получить в соответствии с санитарным законодательством санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин №№ 1, 2;

- по установлению в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианских скважин №№ 1, 2, и зарегистрировать данные ограничения в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Установить Муниципальному казенному предприятию Скопкортненского сельского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство п.Скопкортная» срок исполнения решения суда - 1 год с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца с момента его вынесения.

Судья: Копия верна.

Копия верна.

Судья:                                                          Е.Н. Шерстобитова

2-661/2015 ~ М-598/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Природоохранный прокурор
Ответчики
МКП Скопкортненского СП
Администрация Скопкортненского СП
Другие
Северный территориальный отдел Управления роспотребнадзора
Суд
Александровский городской суд Пермского края
Судья
Шерстобитова Е.Н.
Дело на странице суда
aleks--perm.sudrf.ru
02.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2015Передача материалов судье
02.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2015Судебное заседание
14.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее