Решение по делу № 2-1085/2013 ~ М-942/2013 от 22.08.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2013 года                               Дело № 2-1085/2013

с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

В составе:

председательствующего судьи           Т.Э. Булавиной,

при секретаре                                        Н.А. Щетининой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> района РХ к администрации муниципального образования <адрес> поссовет <адрес> района РХ о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

с участием представителя истца Холявко А.В.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику о возложении на него обязанности в соответствии с требованиями законодательства при обращении с отходами производства и потребления в срок до <дата> ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии около км от <адрес> в направлении недействующих очистных сооружений на первом участке на площади около га, объемом около куб. м., на втором участке площадью около га, объемом около куб. м. путём сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; произвести рекультивацию земельного участка расположенного на расстоянии около км от <адрес> в направлении недействующих очистных сооружений на первом участке на площади около га, объемом около куб. м., на втором участке площадью около га, объемом около куб. м.; оборудовать временную площадку накопления бытовых отходов в соответствии с Санитарно-Эпидемиологическими правилами и нормативами 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы», (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации <дата>), в этих целях: обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; обустроить поверхность площадки искусственным водонепроницаемым и     химически стойким     покрытием     (асфальт,     керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) и обеспечить по периметру обваловку и обособленную сеть ливнестоков, мотивировав тем, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства установлено, что на основании постановления <адрес> поссовета в муниципальном образовании <адрес> поссовет определено место временного складирования ТБО, расположенное в м. на юго-запад от <адрес>. На площадке указанного временного накопления отходов, расположенной на территории недействующих очистных сооружениях, отходы складируются с нарушением действующего природоохранного законодательства, т.е. при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие требования СанПиН 2.17.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»). В данном случае в месте накопления отходов, твердое покрытие отсутствует, сеть ливнестоков не предусмотрена. Факты складирования отходов на грунтовом покрытии и не надлежаще оформленные и оборудованные места их складирования, является нарушением требований ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ч. 1 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, выявлены факты складирования отходов в окружающую среду, т.е. на почвенный покров на расстоянии около км от <адрес> в направлении недействующих очистных сооружений в первом случае на площади около га, объемом около куб. м., на втором участке площадью около га, объемом около куб. м.. В установленных очагах имеются отходы (макулатура, металлические изделия, пластиковая тара, полиэтилен, строительный мусор, резиновые изделия). Наличие перечисленных нарушений нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей проживающих на территории муниципального образования <адрес> поссовет, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца Холявко А.В., действующий на основании распоряжения, исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации <адрес> поссовета <адрес> района Республики Хакасия Рудник Е.А., действующая на основании доверенности, будучи надлежащим образом извещена в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В письменных возражениях на иск указала, что на сегодняшний день по месту складирования ТБО подписан акт выбора и обследования. ОАО «ХХХ» финансирует разработку проектной и рабочей документации для строительства полигона для складирования ТБО, исполнителем которой является ОАО «ххх», вся документация по строительству полигона находится у ОАО «ХХХ». Срок строительства предположительно составит три года. Договор между администрацией <адрес> поссовета и ОАО «ХХХ» не заключался. Несанкционированная свалка в км от <адрес> в настоящий момент не ликвидирована. В связи с погодными условиями (в <адрес> выпал снег) и отсутствием денежных средств. Просила установить срок для ликвидации несанкционированной свалки до <дата>, так как снег выпадает в больших объемах и сходит достаточно поздно, в среднем в середине мая, что затруднит работы по ликвидации свалки. Также после проведенных работ необходимо будет произвести рекультивацию земельного участка. Все перечисленные работы потребуют определенных материальных и временных затрат. В бюджет на <дата> год будет заложена необходимая сумма для ликвидации свалки и составит тыс. рублей..

Суд в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1). При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абз. 1 ч. 2).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абз.2); не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (абз. 8).

Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2 от 22.10.2013 N 284-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П, от 07.07.2011 N 15-П) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1). Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3).

Полномочия МО <адрес> поссовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлены положениями Устава муниципального образования (п ст. Устава).

Согласно Пояснительной записке осуществленной проверки <адрес>, с привлечением сотрудников Госкомитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии в качестве специалистов, проведённой <дата> в отношении мест временного складирования и накопления отходов на территории <адрес>, выявлено два несанкционированных очага складирования отходов, а именно, складирование отходов в окружающую среду, т. е на почвенный покров на расстоянии около км от <адрес> в направлении недействующих очистных сооружений в первом случае на площади около га, объемом около м3, на втором участке площадью около , объемом около м3.; в установленных очагах имеются отходы (макулатура, металлические изделия, пластиковая тара, полиэтилен, строительный мусор, резиновые изделия); кроме того, на площадке временного накопления отходов, расположенной на территории недействующих очистных сооружениях, отходы также складируются с нарушением действующего природоохранного законодательства., в т.ч. в месте накопления отходов, твердое покрытие отсутствует, сеть ливнестоков не предусмотрена.

В установленных очагах имеются отходы (макулатура, металлические изделия, пластиковая тара, полиэтилен, строительный мусор, резиновые изделия), что подтверждается фототаблицами, приложенными к направленным материалам.

В соответствии с письменными пояснениями представителя ответчика и следует из постановления и.о. главы администрации <адрес> поссовета от <дата> «О месте размещения временного складирования твердых бытовых отходов <адрес>», ответа главы <адрес> поссовета, данный земельный участок находится на территории муниципального образования <адрес> поссовет, ни юридическим, ни физическим лицам в пользование не предоставлялся, в администрации не имеется целевой программы в сфере обращения с отходами производства и потребления, соответственно из республиканского бюджета не выделялись субсидии на реализацию утвержденных программ; утилизация отходов производится на временную свалку согласно постановления главы <адрес> поссовета; сбор отходов производится специализированным мусоровозом на место складирования; договор на вывоз твердых бытовых отходов заключен с ООО «***»; по месту складирования ТБО подписан акт выбора и обследования, также ОАО «ХХХ» финансируется разработка проектной и рабочей документации для строительства полигона для складирования ТБО, исполнителем которой является ОАО «ххх»; еженедельно проводится рекультивация временного складирования твердых бытовых отходов (расчистка и отсыпка щебнем).

Согласно акту выбора и обследования земельного участка для строительства полигона для складирования твердых бытовых отходов в <адрес> от <дата>, комиссией в составе первого заместителя лавы администрации <адрес> района Новиковой Г.В., главного специалиста - эксперта <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографмм Канзычакова А.С., Управления по градостроительной и жилищной политике Куяновой Р.П., начальника <адрес> РЭС филиала ОАО «zzz» Митронова В.В., главы администрации <адрес> поссовета Романова С.Л. и Пашко В.У., произведен осмотр и выбор в натуре земельного участка для строительства полигона для складирования твердых отходов в <адрес>, и принято решение принять размещение площадки для строительства полигона для складирования твердых бытовых отходов в <адрес> на землях муниципального образования <адрес> район по адресу: Республика <адрес> предусматривающее закрепление земельного участка, общей площадью кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, удовлетворяющее санитарным, экологическим и пожарным требованиям и пригодных для заявленных целей.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об       отходах       производства       и       потребления»       Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-
ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно подпункту 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 1.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание иэкономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно- бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Согласно п. 2.1., 2.2, 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» целью настоящего документа является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека путем: внедрения современных малоотходных и безотходных технологий в процессе производства; минимизации их объема и снижения их опасности при первичной обработке; использования полупродуктов и отходов основных цехов предприятия в качестве вторичного сырья в производственных циклах вспомогательных цехов или на специальных предприятиях по переработке; предупреждения их рассеивания или потерь в процессе перегрузки, транспортировки и промежуточного складирования.

Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.

Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие требования п. 3.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 г.: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и. т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Кроме того, в силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Таким образом, поскольку обязанность регулярной очистки территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями возложена на орган местного самоуправления -ответчика и суд находит установленным факт нарушения ответчиком законодательства об отходах производства и потребления, а также принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится на территории муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, земельный участок на котором обнаружена свалка не предоставлен в пользование юридически или физическим лицам, а администрация муниципального образования в силу ст.13 ФЗ « Об отходах производства и потребления» обязана организовать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

В соответствии с п. 2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия, которые обязан совершить ответчик, могут быть совершены только им, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении срока проведения указанных работ суд признает разумным предложенный ответчиком срок до <дата>, представитель истца в отношении данного срока возражений не имеет.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ :

Исковые требования прокурора <адрес> района удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> поссовета <адрес> района Республики Хакасия в срок до <дата> ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии около км. от <адрес> в направлении недействующих очистных сооружений на первом участке на площади около га, объемом около куб. м., на втором участке площадью около га, объемом около куб. м. путём сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; произвести рекультивацию земельного участка расположенного на расстоянии около км от <адрес> в направлении недействующих очистных сооружений на первом участке на площади около га, объемом около куб. м., на втором участке площадью около га, объемом около куб. м.; оборудовать временную площадку накопления бытовых отходов в соответствии Санитарно-Эпидемиологическими правилами и нормативами 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы», (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003), в этих целях: обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; обустроить поверхность площадки искусственным водонепроницаемым и     химически     стойким     покрытием и обеспечить по периметру обваловку и обособленную сеть ливнестоков.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд РХ.

Председательствующий:                                                                            Т.Э. Булавина

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья                                                                                                             Т.Э. Булавина

2-1085/2013 ~ М-942/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО Вершино-Тейский поссовет
Ответчики
Администрация МО Вершино-Тейский поссовет
Суд
Аскизский районный суд Республики Хакасия
Судья
Булавина Татьяна Эдуардовна
Дело на странице суда
akzisky--hak.sudrf.ru
22.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2013Передача материалов судье
27.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2013Подготовка дела (собеседование)
17.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2013Судебное заседание
17.10.2013Судебное заседание
28.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2013Дело оформлено
16.12.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее