Гражданское дело № 2-584/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2016 г. п. Абан
Абанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Фёдоровой О.В.,
с участием помощника прокурора Абанского района Касаткина В.И.,
лица, в чьих интересах подан иск, Подтеребова С.Н.,
при секретаре Окладовой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах Подтеребова С. Н. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Абанскому детскому саду № «Теремок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Абанского района обратился в суд в интересах Подтеребова С.Н. с иском к МКДОУ Абанскому детскому саду № «Теремок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Абанского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, в части выполнения работодателями законодательства об оплате труда. С 1 июля 2016 года Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015 М376-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей в месяц. Ст. 146 ТК РФ установлено право на повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Размер районного коэффициента, применяемого на территории Красноярского края, установлен постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» и с 1 сентября 1992 года составляет 1,30. На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате. Из вышеназванного следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с указанными выше международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Подтеребов С.Н. работает в МКДОУ Абанский детский сад № 5 «Теремок» в должности сторожа. С 01.07.2016 года по 31.08.2016 года Подтеребову С.Н. начислялась заработная плата менее минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, с особыми климатическими условиями.
Так, за июль 2016 г. было начислено и выплачено 9926 руб. При этом, сумма заработной платы данного работника, согласно справке МКУ по ведению бюджетного учета и отчетности за июль 2016 г. должна составлять 12000 рублей, таким образом, сумма недоплаченной заработной платы за июль 2016г. составляет 2074 рубля (12000-9926=2074 руб.), и которую просит взыскать с ответчика в пользу Подтеребова С.Н.
Подтеребовым С.Н. в прокуратуру Абанского района подано заявление, в котором он просит прокурора обратиться в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав об оплате труда, в связи с чем, прокурор обращается в защиту нарушенных прав данного гражданина.
В судебном заседании помощник прокурора Абанского района Касаткин В.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Лицо, в чьих интересах заявлен иск – Подтеребов С.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика – заведующая МКДОУ Абанский детский сад № «Теремок» Лихтарович Н.Ф. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Выслушав Подтеребова С.Н., помощника прокурора Абанского района Касаткина В.Н., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора Абанского района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации.
По содержанию приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно п. 1.2. ч.1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Красноярском крае (Красноярск, 15 декабря 2015 года), размер минимальной заработной платы - устанавливаемый настоящим Соглашением минимальный уровень заработной платы, дифференцированный по группам территорий края, включающий размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, при условии выполнения работником нормы рабочего времени и нормы труда (трудовых обязанностей).
Из ч. 3 указанной нормы следует, что для работников организаций, расположенных в муниципальных образованиях края, в том числе в Абанском районе Красноярского края размер минимальной заработной платы - 9926 рублей.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании статьи 1 Федерального закона от 02.06.2016г. № 164- ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в сумме 7500 рублей в месяц.
В судебном заседании установлено, что Подтеребов С.Н. работает в МКДОУ Абанский детский сад № «Теремок» в должности <данные изъяты>., что следует из копии трудовой книжки, выданной на имя Подтеребова С.Н.
Согласно справке МКУ по ведению бюджетного учета и отчетности, размер начисленной Подтеребову С.Н. заработной платы за отработанный период в июле 2016 года соответствовал установленному федеральным законом с 1 июля 2016 года минимальному размеру оплаты труда, поскольку в июле 2016 г. за 21 отработанных смен истцу начислено 9926 руб.
С учетом данных обстоятельств, ответчиком не допущено нарушений положений статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации при начислении заработной платы истцу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований прокурора Абанского района в интересах Подтеребова С.Н. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Абанскому детскому саду № «Теремок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы должно быть отказано.
Руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Абанского района в интересах Подтеребова С. Н. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Абанскому детскому саду №5 «Теремок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня его оглашения.
Судья