Мотивированное решение изготовлено 19.06.2017 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск
13 июня 2017 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Коробейниковой М.Ю.,
с участием заявителя Алапаевского городского прокурора в лице помощника прокурора Глуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-561/2017 по иску
Алапаевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Алапаевск об обязании заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор (далее - Прокурор) в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Алапаевск (далее - Администрация) с требованием об обязании ответчика заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Заявитель в обоснование иска указал на то, что в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 03.12.2014г. № 110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак» органы местного самоуправления, муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак в пределах их компетенции обязаны:
- предоставлять органам государственной власти Свердловской области сведения, необходимые для расчета объема средств, передаваемых в соответствии со статьей 5 настоящего Закона для осуществления этого государственного полномочия;
- организовывать проведение мероприятий, указанных в статье 1 настоящего Закона, в соответствии с установленным Правительством Свердловской области порядком организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак, определяющим, в том числе порядок проведения таких мероприятий;
- отражать в бюджете соответствующего муниципального образования денежные средства, направляемые на осуществление переданного государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак, раздельно с денежными средствами, направляемыми на исполнение других расходных обязательств этого муниципального образования;
- обеспечивать эффективное расходование средств, указанных в части первой пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, исключительно на те цели, на которые предоставлены эти средства;
- представлять органам государственной власти Свердловской области в соответствии со статьей 6 настоящего Закона отчетность об осуществлении этого государственного полномочия;
- создавать условия для осуществления органами государственной власти Свердловской области в соответствии со статьей 7 настоящего Закона контроля за осуществлением органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования переданного этим органам местного самоуправления государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак, в том числе предоставлять этим органам государственной власти подготовленные в письменной форме разъяснения, иные документы и материалы, необходимые для осуществления такого контроля;
- размещать на официальном сайте соответствующего муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликовывать в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования информацию об отловленных безнадзорных собаках с указанием адресов размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак.
В ходе проведенной проверки Прокурором установлено, что в нарушение п. 2 ст. 3 указанного Закона Свердловской области, Администрацией не проводятся в установленном порядке мероприятия по отлову безнадзорных собак, аренде и содержанию помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак, транспортировке, учету, пристройству, временному содержанию, кастрации (стерилизации), эвтаназии отловленных безнадзорных собак, утилизации трупов отловленных безнадзорных собак.
Кроме того, Администрацией не размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и не публикуется в средствах массовой информации муниципального образования информация об отловленных безнадзорных собаках с указанием адресов размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак.
Прокурор, ссылаясь на положения, Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологическом благополучия населения, как одного из основных условий реализаций конституционных прав, граждан на охрану здоровья и окружающую среду в частности на ст. 1 приведенного закона, безопасные условия для жизни человека – это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Неисполнение Администрацией переданных ей государственных полномочий Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову содержанию безнадзорных собак нарушает конституционное право граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии, создает угрозу нападения безнадзорных собак на людей, поэтому Прокурор просит признать бездействие Администрации незаконным и для устранения указанных нарушений обязать Администрацию заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в предварительном судебном заседании, не оспаривая того, что Областным законом на орган местного самоуправления возложены обязанности по отлову и содержанию безнадзорных животных, указал в возражение на то, что Постановлением Администрации МО г. Алапаевск от 21.12.2015 г. № 2342-П на МКУ «ДЕЗ» возложена обязанность по проведению мероприятий по отлову безнадзорных, аренде и содержанию помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак, транспортировке, учету, пристройству, временному содержанию, кастрации (стерилизации), эвтаназии отловленных безнадзорных собак, утилизации трупов отловленных безнадзорных собак, с учетом чего денежные средства переданы данному органу.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика МКУ «ДЕЗ» в судебное заседание не явился, письменного отзыва на иск Прокурора не предоставил.
Так как судом установлено, что ответчик представитель Администрации, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, суд с согласия истца определил постановить в отношении ответчика заочное решение по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск Прокурора, подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании Федерального закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на ряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся и меры направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с п. 4.8, 4.9 Санитарные правила СП 3.1.096-96, Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство», утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 18 июня 1996 г. № 23 и Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 г. № 11, собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
Как следует из Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54, регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).
В соответствии с пунктами «б», «ж», «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ, статьей 2 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, ветеринарное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона РФ «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.2015 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отлов и содержание безнадзорных животных отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.
Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при отлове, содержании безнадзорных и домашних животных на территории МО г. Алапаевск.
Так, проведенной проверкой, а так же из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела за 2016-2017 гг. по заявлениям граждан г. Алапаевска о нападении собак, установлено, что Администрацией не проводятся в установленном порядке мероприятия по отлову безнадзорных собак, аренде и содержанию помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак, транспортировке, учету, пристройству, временному содержанию, кастрации (стерилизации), эвтаназии отловленных безнадзорных собак, утилизации трупов отловленных безнадзорных собак, по результатам которого в адрес Главы МО г. Алапаевск вынесено представление от 20.03.2017 г. № 7/2-21-2017.
Как следует из сообщений Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании Постановления Администрации МО г. Алапаевск от 21.12.2015 г. № 2342-П проведение мероприятий по отлову безнадзорных, аренде и содержанию помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак, транспортировке, учету, пристройству, временному содержанию, кастрации (стерилизации), эвтаназии отловленных безнадзорных собак, утилизации трупов отловленных безнадзорных собак возложено на МКУ «Дирекция единого заказчика». На территории МО г. Алапаевск пунктов временного содержания безнадзорных животных нет, в связи с чем бюджетные средства на содержание безнадзорных животных не используются. В связи с отсутствием организации, выполняющей мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных собак, фактический контроль за количеством отловленных собак и за выполнением мероприятий по содержанию, поиску собственников, эвтаназии, утилизации, не осуществляется. Муниципальные контракты не заключались. В связи с отсутствием пунктов временного содержания безнадзорных животных, меры по размещению в сети «Интернет» и публикацией в СМИ сведений об отловленных безнадзорных животных с указание адресов размещения пунктов их временного содержания не ведется.
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация благоустройства территории поселения.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 03.12.2014 г. № 110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак» органы местного самоуправления, муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак в пределах их компетенции обязаны:
1) предоставлять органам государственной власти Свердловской области сведения, необходимые для расчета объема средств, передаваемых в соответствии со статьей 5 настоящего Закона для осуществления этого государственного полномочия;
2) организовывать проведение мероприятий, указанных в статье 1 настоящего Закона, в соответствии с установленным Правительством Свердловской области порядком организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак, определяющим, в том числе порядок проведения таких мероприятий;
3) отражать в бюджете соответствующего муниципального образования денежные средства, направляемые на осуществление переданного государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак, раздельно с денежными средствами, направляемыми на исполнение других расходных обязательств этого муниципального образования;
4) обеспечивать эффективное расходование средств, указанных в части первой пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, исключительно на те цели, на которые предоставлены эти средства;
5) представлять органам государственной власти Свердловской области в соответствии со статьей 6 настоящего Закона отчетность об осуществлении этого государственного полномочия;
6) создавать условия для осуществления органами государственной власти Свердловской области в соответствии со статьей 7 настоящего Закона контроля за осуществлением органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования переданного этим органам местного самоуправления государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак, в том числе предоставлять этим органам государственной власти подготовленные в письменной форме разъяснения, иные документы и материалы, необходимые для осуществления такого контроля;
7) размещать на официальном сайте соответствующего муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликовывать в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования информацию об отловленных безнадзорных собаках с указанием адресов размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак.
Таким образом, на Администрацию возложена обязанность по организации работы по отлову безнадзорных собак на территории МО г. Алапаевск, путём заключения договора со специализированной службой на отлов безнадзорных собак.
В нарушение указанных требований федерального законодательства Администрация не организовала работу по отлову безнадзорных собак на территории МО г. Алапаевск, путём заключения договора со специализированной службой на отлов безнадзорных собак, в связи с чем подвергается опасности право неограниченного круга лиц на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что в нарушение п. 2 ст. 3 указанного Закона Свердловской области, Администрацией не проводятся в установленном порядке мероприятия по отлову безнадзорных собак, аренде и содержанию помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак, транспортировке, учету, пристройству, временному содержанию, кастрации (стерилизации), эвтаназии отловленных безнадзорных собак, утилизации трупов отловленных безнадзорных собак.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает требования Прокурора об обязании Администрации МО г. Алапаевск заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с действующим законодательством Прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Администрация, будучи органом местного самоуправления, выступающая по делу в качестве ответчика, также освобождена от уплаты госпошлины, поэтому суд согласно ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает не взыскивать госпошлину в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199, 235 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию МО г. Алапаевск заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Администрации МО г. Алапаевск в течение трех дней со дня принятия решения в окончательной форме направить копию решения с уведомлением о вручении.
Администрация МО г. Алапаевск в течение семи дней со дня вручения копии решения вправе подать в Алапаевский городской суд заявление об отмене заочного решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме по истечении срока подачи Администрацией МО г. Алапаевск заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:
Петрашов В.В.