Дело № 2-474/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Баджурак О.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Фомина М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Александровская районная больница» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд с указанным иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Александровская районная больница» (ИНН №), в обоснование которого указал, что прокуратурой района в ходе проведенной проверки в деятельности ГБУЗ «Александровская районная больница» выявлены факты нарушения положений действующего законодательства, а именно: ГБУЗ «Александровская районная больница» в рамках заключённого между ним и ООО «<данные изъяты>» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр в администрацию МО «Александровский сельсовет» не обращалось, место складирования отходов администрацией МО «Александровский сельсовет» не согласовывалось. Истец полагал, что неисполнение ГБУЗ «Александровская районная больница» обязанности по согласованию места складирования отходов с органом местного самоуправления препятствует возможности ведения администрацией МО «Александровский сельсовет» реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства, влечет за собой угрозу неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов, в отсутствие заключения органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что в свою очередь создает угрозу загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушает правила благоустройства и возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.
Просил суд обязать ГБУЗ «Александровская районная больница» обратиться в администрацию МО «Александровский сельсовет» с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, не позднее 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Александровского района Фомин М.П. поддержал требования искового заявления, дал пояснения, аналогичные требований иска.
Представитель ответчика ГБУЗ «Александровская районная больница», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Заявлений, ходатайств суду не представил.
Третье лицо – администрация Александровского сельсовета <адрес> представителя для участия в судебном заседании не направила, до начала судебного заседания от представителя заинтересованного лица – и.о. главы администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» ФИО4, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ч.1, ч.2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на охрану здоровья. При этом право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, охраной окружающей среды…
Организация охраны здоровья, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ осуществляется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с положениями ст. 11 ФЗ № 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 52-ФЗ в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) в число основных принципов охраны окружающей среды входят соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
При этом, в соответствии с ч.1 ст. 35 Закона № 7-ФЗ при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч.2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131), ч. 3 ст. 14 Закон № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с совокупностью положений п.1, п.3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, п. 18 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14 Закона № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», также отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона № 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно п.1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п. 1.6 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы, при этом, согласно п. 2.2.3 данного СанПиН размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Согласно п.4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления
определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные требования содержатся в п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила обустройства площадок).
При этом, в соответствии с п. 4 вышеназванных Правил обустройства площадок, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно п. 5 Правил обустройства площадок уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления.
В соответствии с п. 6 Правил обустройства площадок в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).
Согласно п. 9 Правил обустройства площадок о принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 настоящих Правил. В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Согласно п. 2 данных Правил «потребитель» - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно совокупности положений п.3, п.4, п.5 вышеназванных Правил накопление, сбор, транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом, осуществление накопления, сбора, транспортирования, твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенными между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Постановлением администрации МО «Александровский сельсовет» от 12.07.2019 №104-п утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории МО Александровский сельсовет» (далее – Правила обустройства площадок).
Согласно п.4 Постановления администрации Александровского сельсовета от 12.07.2019 №104-п утверждена форма заявки о согласовании создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории МО Александровский сельсовет согласно приложению 4 к настоящему постановлению.
В соответствии с п. 11 Правил обустройства площадок в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в комиссию (уполномоченный орган) с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.
Согласно п. 12 Правил обустройства площадок заявитель направляет в комиссию (уполномоченный орган) заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по установленной форме.
Из материалов дела следует, что между ГБУЗ «Александровская районная больница» и ООО «<данные изъяты>», имеющим статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области, заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно положений данного договора Потребитель, в лице ГБУЗ «Александровская районная больница», обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору.
Вместе с тем, ГБУЗ «Александровская районная больница» с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр в администрацию МО «Александровский сельсовет» не обращалось, место складирования отходов администрацией МО «Александровский сельсовет» не согласовывалось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ГБУЗ «Александровская районная больница» обязанности по согласованию места складирования отходов с органом местного самоуправления препятствует возможности ведения администрацией МО «Александровский сельсовет» реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства, влечет за собой угрозу неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов, в отсутствие заключения органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что в свою очередь создает угрозу загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушает правила благоустройства и возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования искового заявления подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым установить срок для выполнения действий ответчиком – не позднее 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Александровская районная больница» (ИНН №) обратиться в администрацию МО «Александровский сельсовет» с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, не позднее 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.Ю. Беймлер
В окончательной форме решение изготовлено 28 ноября 2019 года.
Председательствующий П.Ю. Беймлер