Решение по делу № 2-474/2019 ~ М-446/2019 от 22.10.2019

Дело № 2-474/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2019 года      с. Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Баджурак О.Н.,

    с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Фомина М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Александровская районная больница» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд с указанным иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Александровская районная больница» (ИНН ), в обоснование которого указал, что прокуратурой района в ходе проведенной проверки в деятельности ГБУЗ «Александровская районная больница» выявлены факты нарушения положений действующего законодательства, а именно: ГБУЗ «Александровская районная больница» в рамках заключённого между ним и ООО «<данные изъяты>» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр в администрацию МО «Александровский сельсовет» не обращалось, место складирования отходов администрацией МО «Александровский сельсовет» не согласовывалось. Истец полагал, что неисполнение ГБУЗ «Александровская районная больница» обязанности по согласованию места складирования отходов с органом местного самоуправления препятствует возможности ведения администрацией МО «Александровский сельсовет» реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства, влечет за собой угрозу неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов, в отсутствие заключения органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что в свою очередь создает угрозу загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушает правила благоустройства и возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.

Просил суд обязать ГБУЗ «Александровская районная больница» обратиться в администрацию МО «Александровский сельсовет» с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, не позднее 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Александровского района Фомин М.П. поддержал требования искового заявления, дал пояснения, аналогичные требований иска.

Представитель ответчика ГБУЗ «Александровская районная больница», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Заявлений, ходатайств суду не представил.

Третье лицо – администрация Александровского сельсовета <адрес> представителя для участия в судебном заседании не направила, до начала судебного заседания от представителя заинтересованного лица – и.о. главы администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» ФИО4, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч.1, ч.2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на охрану здоровья. При этом право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, охраной окружающей среды…

Организация охраны здоровья, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ осуществляется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с положениями ст. 11 ФЗ № 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 52-ФЗ в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) в число основных принципов охраны окружающей среды входят соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

При этом, в соответствии с ч.1 ст. 35 Закона № 7-ФЗ при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч.2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131), ч. 3 ст. 14 Закон № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с совокупностью положений п.1, п.3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, п. 18 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14 Закона № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», также отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона № 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п.1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п. 1.6 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы, при этом, согласно п. 2.2.3 данного СанПиН размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Согласно п.4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления

определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Аналогичные требования содержатся в п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила обустройства площадок).

При этом, в соответствии с п. 4 вышеназванных Правил обустройства площадок, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Согласно п. 5 Правил обустройства площадок уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления.

В соответствии с п. 6 Правил обустройства площадок в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).

Согласно п. 9 Правил обустройства площадок о принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 настоящих Правил. В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Согласно п. 2 данных Правил «потребитель» - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно совокупности положений п.3, п.4, п.5 вышеназванных Правил накопление, сбор, транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При этом, осуществление накопления, сбора, транспортирования, твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенными между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Постановлением администрации МО «Александровский сельсовет» от 12.07.2019 №104-п утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории МО Александровский сельсовет» (далее – Правила обустройства площадок).

Согласно п.4 Постановления администрации Александровского сельсовета от 12.07.2019 №104-п утверждена форма заявки о согласовании создания места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории МО Александровский сельсовет согласно приложению 4 к настоящему постановлению.

В соответствии с п. 11 Правил обустройства площадок в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в комиссию (уполномоченный орган) с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.

Согласно п. 12 Правил обустройства площадок заявитель направляет в комиссию (уполномоченный орган) заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по установленной форме.

Из материалов дела следует, что между ГБУЗ «Александровская районная больница» и ООО «<данные изъяты>», имеющим статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области, заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно положений данного договора Потребитель, в лице ГБУЗ «Александровская районная больница», обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору.

Вместе с тем, ГБУЗ «Александровская районная больница» с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр в администрацию МО «Александровский сельсовет» не обращалось, место складирования отходов администрацией МО «Александровский сельсовет» не согласовывалось.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ГБУЗ «Александровская районная больница» обязанности по согласованию места складирования отходов с органом местного самоуправления препятствует возможности ведения администрацией МО «Александровский сельсовет» реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства, влечет за собой угрозу неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов, в отсутствие заключения органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что в свою очередь создает угрозу загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушает правила благоустройства и возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования искового заявления подлежат удовлетворению.

Суд считает необходимым установить срок для выполнения действий ответчиком – не позднее 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Александровская районная больница» (ИНН ) обратиться в администрацию МО «Александровский сельсовет» с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, не позднее 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий П.Ю. Беймлер

В окончательной форме решение изготовлено 28 ноября 2019 года.

Председательствующий П.Ю. Беймлер

2-474/2019 ~ М-446/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Александровского района Филиппов Р.Н
Ответчики
ГБУЗ "Александровская РБ"
Другие
Администрация Александровского сельсовета
Суд
Александровский районный суд Оренбургской области
Судья
Беймлер П.Ю.
Дело на странице суда
aleksandrovsky--orb.sudrf.ru
22.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2019Передача материалов судье
28.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2019Судебное заседание
28.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2019Дело оформлено
17.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее