РЕШЕНИЕ № 2-1752(18)
Именем Российской Федерации
30 мая 2018 года
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Матушевской Е.П.,
с участием ответчика Зайцева М.Н.,
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства транспорта Красноярского края к <данные изъяты> о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство транспорта Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к Зайцеву М.Н. о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза в размере 57 497, 63 руб., мотивируя свои требования тем, что Зайцев М.Н. 14.11.2017 г. следовал с грузом (плита заборная) по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края а/д Ачинск - Ужур - Троицкое, а/д Шарыпово - Назарово, а/д Дубинино - Родники, а/д Дубинино - р.Урюп по маршруту: Ачинск - Белогорск Кемеровской области, управляя автотранспортным средством <данные изъяты>, принадлежащим ООО «Строительный сервис», и находящимся у ответчика на основании договора аренды транспортного средства от 30.08.2017 г. Указанные дороги общего пользования являются объектами государственной собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за краевым государственным казённым учреждением «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю».В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В ходе проведения совместных мероприятий на основании «Соглашения об организации совместной деятельности по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Красноярского края», заключенного Министерством транспорта Красноярского края с ГУВД по Красноярскому краю 15.01.2011, проведено взвешивание указанного транспортного средства, по результатам которого составлен Акт № 37 от 19.04.2017,согласно которому зафиксировано превышение предельно допустимых значений, а именно, полная масса составила: 30.03 (предельно допустимая – 25,0), нагрузки на ось: ось № 2 – 11.64, ось № 3- 11.92 (предельно допустимая – 8.0). Таким образом, ответчиком осуществлялась перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства РФ, допущено превышение полной массы и осевых нагрузок автотранспортного средства, отсутствовало специальное разрешение. Постановлением от 14.11.2017 г. Зайцев М.Н. привлечен к административной ответственности. В связи с превышением осевой нагрузки автотранспортного средства и отсутствием специального разрешения, ответчик обязан возместить вред, причиненный при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края, размер которого в соответствии с расчетом, произведенным в соответствии с порядком, установленным с Правилами возмещения вреда с применением предельно допустимых значений масс транспортных средств, составляет 57 497,63 руб. (л.д.2-5).
Представитель истца Министерства транспорта Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 82), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.5).
Ответчик Зайцев М.Н. в ходе судебного разбирательства исковые требования признал частично, пояснил, что с августа 2017 г. арендуету ООО «Строительный сервис» транспортное средство FAWKA, ежемесячно оплачивает арендную плату в сумме 5000 руб. Ранее на данном автомобиле, тяжеловесные грузы он не возил. В октябре 2017 г.Ачинский глиноземный комбинат предложил ему работу по доставкезаборных плит с Ачинска до Белогорска. Поскольку данные плиты были длиной 6 м., ему пришлось снять задние борта на транспортном средстве, так какплиты были длиннее кузова автомобиля на 60 см. 14.11.2017 г., когда он проехал от Ачинска в сторону г. Назарово 18 км., на 26 км.в поселке он был остановлен сотрудниками Госавтоинспекции, которые произвели взвешивание передней и задней оси транспортного средства, которым он управлял, путем сложения посчитали перегрузку на все три оси. Про требования закона о запрете осуществлять перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам без специальных разрешенийранее ему известно не было. После того, как сотрудниками Госавтоинспекции был составлен в отношении него протокол об административном правонарушении, он развернулся и поехал назад в Ачинск. Ему было назначено наказание в виде наложения штрафав сумме 5000 руб., которую он оплатил, поскольку с административным правонарушением был согласен. Кроме того, указал, что истцом расчет размера ущерба сделан исходя из протяженности маршрута в 150 км., однако, до Белогорска он не доехал, от АГК до п. 46 км – не больше 26 км.
Представители третьих лиц КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», ООО «Строительный сервис» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 80, 81).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 года N 272 указано, что под тяжеловесным транспортным средством следует понимать транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышаютдопустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи (пп.2 ч.6).
В соответствии с «Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядком организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», утверждённым приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 (п.2.2.2.) весовой контроль на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения: (п.2.2.2.1.2.) взвешивание транспортных средств. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в Кодексе, к иным основаниям (статья 8 ГК РФ) относятся требования законов и иных правовых актов.
Ст. 1079 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которое владеет источником повышенной опасности.
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.12).
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пунктом 2 Правил определено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда предусматривается, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется Федеральным дорожным агентством.
Из содержания пункта 5 Правил следует, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от:а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся наось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений:допустимой массы транспортного средства;допустимых осевых нагрузок транспортного средства;б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;г) базового компенсационного индекса текущего года.
Как следует из п. 6. Правил, размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
Предельно допустимые массы транспортных средств и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены в Приложениях 1, 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011N 272.
Из материалов дела следует, что собственником автомобиля <данные изъяты> является ООО «Строительный сервис» (л.д. 66, 67).
30.08.2017 г. между ООО «Строительный сервис» и Зайцевым М.Н. заключен договор аренды указанного транспортного средства сроком до 31.12.2017 г. (л.д. 71).
Согласно акта – приема – передачи от 30.08.2017 г. арендодателем ООО «Строительный сервис» транспортное средство <данные изъяты> передано арендатору Зайцеву М.Н. (л.д. 72).
14.11.2017 г. Зайцев М.Н. на арендованном автомобиле <данные изъяты> движение по автодороге с грузом в виде заборной плиты по маршруту г. Ачинск- г. Белогорск протяженностью 150 км.
Указанный маршрут проходит по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края: а/д Ачинск - Ужур - Троицкое, а/д Шарыпово - Назарово, а/д Дубинино - Родники, а/д Дубинино - р.Урюп, которые являются объектами собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (л.д. 59, 63, 64).
В ходе проведения совместных мероприятий на основании Соглашения об организации совместной деятельности по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Красноярского края, заключенного Министерством транспорта Красноярского края с ГУВД по Красноярскому краю 15.01.2011 г. (л.д. 51-53) произведено взвешивание транспортного средства под управлением Зайцева М.Н., по результатам которого составлен Акт №69 от 14.11.2017 г., согласно которого зафиксировано превышение предельно допустимых значений, а именно: полная масса составила: 30.03(предельно допустимая - 25.0), нагрузки на ось; ось №2 -11.64(предельно допустимая 8.0), ось №3 - 11.92(предельно допустимая - 8.0), кроме того, специальное разрешение не перевозку тяжеловесного груза отсутствует. Из объяснений Зайцева М.Н., имеющихся в указанном акте, следует, что о перегрузке ему не было известно (л.д.10).
На основании указанного акта постановлением главного специалиста-эксперта Западного отдела АТ и АДН Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14.11.2017 г. Зайцев М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3. ст.12.21.1 КоАП РФ и он подвергнут административному наказанию в виде штрафа (л.д. 68, 69). Указанное постановление ответчиком не обжаловалось.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда). Указанным Постановлением введена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок исчисления и взимания платы.
Согласно п. 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 31Федерального закона № 257-ФЗ, определение размера причиняемого вреда при перевозке тяжеловесных грузов осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Размер вреда установлен Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 г. № 178-п «Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности Красноярского края».
Как следует из расчета, представленного истцом, размер платы в счет возмещения вреда составляет 57 497,63 руб. Указанный расчет произведен в соответствии с порядком, установленным Правилами возмещения вреда, ответчиком не оспорен, судом проверен и признан обоснованным. Доводы ответчика о необоснованности производства истцом расчета исходя из протяженности маршрута, суд находит необоснованными, поскольку они противоречат п.п. 5, 6Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно которым,размер платы в счет возмещения вреда определяется, в том числе, исходя изпротяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства.
На основании изложенного, с Зайцева М.Н. подлежит взысканию ущерб, причиненный при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования, в размере 57 497,63руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, в связи с чем, с ответчика Зайцева М.Н. в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1 924, 93 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Зайцева М. Н. в пользу Министерства транспорта Красноярского края в доход бюджета Красноярского края ущерб в сумме 57 497 (пятьдесят семь тысяч четыреста девяносто семь) рублей 63 копейки.
Взыскать с Зайцева М. Н. в доход бюджета муниципального образования город Ачинск госпошлину в сумме 1 924 рубля93 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский городской суд.
Судья подписьЕ.П. Матушевская