РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2018 года г.Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Вотиновой Е.А.,
с участием:
представителя истца Ачинского межрайонного прокурора – заместителя прокурора Булатовой О.С.,
представителя ответчика директора МБОУ «Средняя школа № 15» Стахинюк Е.В., действующей на основании приказа № 82-л от 23 июля 2015 года (л.д.35),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации г.Ачинска, управлению образования администрации г.Ачинска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 15» о возложении обязанности по укомплектованию медицинского кабинета дошкольного образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации г.Ачинска, управлению образования администрации г.Ачинска, МБОУ «Средняя школа № 15» о возложении обязанности по укомплектованию медицинского кабинета дошкольного образовательного учреждения, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки выявлен факт нарушения требований ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в части комплектования медицинского кабинета в МБОУ «Средняя школа № 15». Указанное учреждение имеет один медицинский блок, который расположен по адресу: <адрес>, помещение передано КГБУЗ «ККЦОМД № 2» по договору о передаче медицинского кабинета в безвозмездное пользование от 05 октября 2014 года, последним получена лицензия на осуществление медицинской деятельности. В силу пунктов 3-6 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года № 822н, несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи; первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, а при его отсутствии - в кабинетах медицинской организации. На основании п.11 Порядка, помещение медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями, согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, в соответствии с приложением № 3 к указанному Порядку. В ходе проверки выявлено отсутствие в медицинском блоке МБОУ «Средняя школа № 15» следующего медицинского оборудования, мебели и оргтехники: секундомера (2 шт.), динамометра кистевого 2 видов (для детей разных возрастных групп) (З шт.), термометра медицинского (по требованию), оториноскопа с набором воронок (1шт.), шпателя металлического или одноразового (по требованию), бактерицидного облучателя воздуха, в том числе переносного (рассчитывается с учетом площади помещения и типа облучателя), шприцев одноразовых с иглами на 1 мл (1 комплект), на 2 мл (5 комплектов), на 5 мл (5 комплектов), на 10 мл (1 комплект), лотка медицинского почкообразного (1шт.), пипеток (10 шт.), аппарата искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) (1 комплект), пузыря для льда (1шт), жгута кровоостанавливающего резинового (2шт.), травматологической укладки (1 комплект), зондов желудочных разных размеров (4шт.), спирта этилового (0,5 мл на инъекцию), посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи (1 комплект), ведра с педальной крышкой (1 шт.), емкости для дезинфицирующих средств (по требованию), емкости - непрокалываемого контейнера с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин (по требованию), стульев (5шт.), пинцетов (Зшт.), корцангов (Зшт.), калькулятора (2шт.), сейфа для хранения медикаментов (1шт), комплекта оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни(по числу учебных классов). В связи с указанными обстоятельствами, Ачинский межрайонный прокурор просил возложить на ответчиков обязанность по доукомплектованию помещения медицинского блока указанным медицинским оборудованием, мебелью, оргтехникой (л.д.2-7,86-97).
В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межрайонного прокурора Булатова О.С. поддержала исковые требования прокурора, согласно измененной редакции резолютивной части искового заявления, по основаниям, изложенным в иске. Срок для исполнения решения суда просила установить равный одному месяцу с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика заведующая МБОУ «Средняя школа № 15» Стахинюк Е.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично, указав, что администрацией школы регулярно проводятся мероприятия по доукомплектованию медицинского кабинета необходимым оборудованием. После проведения сверки с прокурором 01 декабря 2017 года, школе были выделены денежные средства на доукомплектование медицинского кабинета, запрошенные еще в мае 2017 года, в размере 51230,00 руб. На указанные средства школой было приобретено: два секундомера, четыре динамометра, оториноскоп, мешок Амбу, и сейф для хранения медикаментов. Кроме того, на основании договора пожертвования были приобретены три из пяти составляющих травматологической укладки, зонды желудочные и этиловый спирт. До настоящего времени не приобретены шины пневматические и вакуумный матрас. 17 января 2018 года в адрес учредителя было направлено письмо о выделении дополнительного финансирования для приобретения недостающего оборудования. Не согласна с требованиями прокурора в части обеспечения наличия в медицинском кабинете анализатора окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзера) и аппаратно-программного комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, поскольку оборудование ими носит рекомендательный характер.
Представитель ответчика администрации г. Ачинска, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.84), в судебное заседание не явился, согласно представленному письменному отзыву просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу требований возражал, указав, что согласно Уставу города Ачинска, в полномочия администрации г.Ачинска не входят утверждение бюджета, установление расходных обязательств муниципального образования. Ведение бюджетного учета, организация исполнения бюджета города, управление доходами и расходами бюджета, возложено на Финансовое управление администрации г.Ачинска, являющееся уполномоченным органом по управлению средствами бюджета города и обладающий правами юридического лица. Считает, что администрации г.Ачинска является ненадлежащим ответчиком по данному делу (л.д.13).
Представитель ответчика управления образования администрации г.Ачинска, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.84), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял. Представил письменный отзыв, в котором не высказал свой позиции по существу предъявленных к управлению образования требований, но указал, что в образовательном учреждении имеется медицинский кабинет, который должен иметь оборудование для оказания первой медико-санитарной помощи при наличии медработников определенной квалификации и выполняемой ими фактической работы, а также то, что наличие некоторого оборудования носит рекомендательный характер и не является обязательным (л.д.16-18).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с п.3 и п.6 ст.4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей, дети имеют приоритетные права в сфере охраны здоровья.
Согласно ч.1 ст. 54 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Статьей ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года N 822н установлен Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, который распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.
Согласно п.п. 3, 4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с п.п. 7, 8,11 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации; медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета; помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).
В указанном стандарте оснащения содержится перечень медицинского оборудования и инвентаря, которым оснащаются медицинские кабинеты в школах.
Согласно примечанию к указанному стандарту, наличие в отделении медицинской помощи анализатора окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзера) и аппаратно-программного комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма носит рекомендательный характер.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как установлено по делу, согласно уставу МБОУ «Средняя школа № 15» является общеобразовательной организацией, бюджетным учреждением, учредителем которой является муниципальное образование город Ачинск. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации г. Ачинска (п.п. 1.1,1.5-1.7 устава).
Образовательная организация является юридическим лицом, некоммерческой организацией, имеет обособленное имущество, на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейства (п. 1.9 устава).
Основной целью деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 2.3 устава).
Организация охраны здоровья учащихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в образовательной организации обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за образовательной организацией. Образовательная организация предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (п. 1.17 устава) (л.д.36-64).
14 октября 2014 года МБОУ «Средняя школа № 15» получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещения, оборудования и иного имущества медицинского кабинета для медицинской деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (л.д.70-71).
20 марта 2015 года КГБУЗ «Ачинская межрайонная больница» (в настоящее время - КГБУЗ «ККЦОМД №2») получена лицензия на осуществление медицинской деятельности в медицинском кабинете по адресу: <адрес> (л.д.67-69).
20 октября 2014 года между МБОУ «Средняя школа № 15» и КГБУЗ «ККЦОМД №2» заключен договор безвозмездного пользования объектами муниципальной собственности, в соответствии с которым школа передала в пользование медицинскому учреждению медицинский кабинет, а также оборудование указанных медицинских помещений.
Согласно акту от 01 декабря 2017 года в МБОУ «Средняя школа № 15» имеется медицинский кабинет, который расположен по адресу: <адрес>. Оснащение медицинского кабинета не соответствует стандартам оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, указанным в Приложении № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному Приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года № 822н, а именно отсутствуют ряд медицинского оборудования, мебели и оргтехники, о необходимости укомплектования которым заявляет истец (л.д.8-11).
На момент рассмотрения дела, МБОУ «Средняя школа № 15» доукомплектовала медицинский кабинет недостающим в акте имуществом, за исключением на момент рассмотрения дела шин пневматических (детских и взрослых) и вакуумного матраса, что подтверждается товарными накладными, приходными ордерами за декабрь 2017 года (л.д.74,75,76,77), а также представленными фототаблицами (л.д.90-168).
Администрацией МБОУ «Средняя школа № 15» проводится работа по доукомплектованию медицинского блока недостающим оборудованием. Так 17 января 2018 года в адрес управления образования администрации г.Ачинска направлены ходатайства о выделении дополнительных финансовых средств для приобретения недостающего оборудования для медицинского кабинет (л.д.78,79).
Установленные судом обстоятельства в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривались.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, требования Ачинского межрайонного прокурора к МБОУ «Средняя школа № 15» являются обоснованными. Суд считает необходимым возложить на МБОУ «Средняя школа № 15» обязанность по доукомплектованию помещения медицинского блока недостающим оборудованием, а именно шинами пневматическими (детскими и взрослыми), вакуумным матрасом.
В удовлетворении требований Ачинского межрайонного прокурора к администрации г.Ачинска, управлению образования администрации г.Ачинска о возложении на них обязанности по оснащению медицинского кабинета недостающими медицинскими изделиями, суд считает необходимым отказать, поскольку согласно п. 3 ст. 126 Гражданского кодекса РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Кроме того, обязанность по оснащению помещения медицинского блока мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения возложена именно на образовательную организацию.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая предусмотренную законом процедуру корректировки бюджета и выделения дополнительных денежных средств из бюджета, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01 июня 2018 года.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15» в срок до 01 июня <адрес>, микрорайон 5, строение 15, медицинским оборудованием: шинами пневматическими (детскими и взрослыми), вакуумным матрасом.
В удовлетворении остальной части требований Ачинскому межрайонному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А. Киняшова