Гражданское дело № 2-251/2015
РЕШЕНИЕ
(ЗАОЧНОЕ)
Именем Российской Федерации
30 апреля 2015 года а. Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе: председательствующего судьи Косова Ю.А.,
при секретаре Соновой М.К.,
с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужевой Р.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.О. Адыге-Хабльского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального казенного детского образовательного учреждения «Купелек а. Эркен-Халк» о принятии мер к проведению специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
И.О. Адыге-Хабльскго межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального казенного детского образовательного учреждения «Купелек а. Эркен-Халк» о принятии мер к проведению специальной оценки условий труда.
Требования мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда, проведенной Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой в муниципальном казенном детском образовательном учреждении «Купелек а. Эркен-Халк» (далее МКДОУ Купелек а. Эркен-Халк) выявлены нарушения действующего законодательства, выразившееся в отсутствие проведения специальной оценки условий труда рабочих мест. В МКДОУ Купелек а. Эркен-Халк осуществляют свою трудовую деятельность 27 работников. В соответствии со штатным расписанием, рабочие места не аттестованы. Проверкой установлено, что в нарушении требований ст.22, ч.2 ст.212 ТК РФ, Федерального закона №426 от 28.12.2013г., работодателем - МКДОУ Купелек а. Эркен-Халк не проведена специальная оценка условий труда рабочий мест. Выявленные нарушения трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие проведенной специальной оценки условий труда) создает угрозу производственного травматизма.
В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужева Р.Х. требования, изложенные в заявлении, поддержала, просила их удовлетворить, обязать МКОУ СОШ а. Старо-Кувинск провести специальную оценку.
Представитель ответчика МКДОУ «Купелек а.Эркен-Халк» в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует поступившие уведомления о вручении извещения с личными подписями о получении от 11 апреля 2015 года № идентификатора 36933085602290. Согласно положениям статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении или судебной повесткой с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. В соответствии с ч. 4 ст. 116 ГПК РФ в случае, если неизвестно место пребывания адресата, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации. Согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика. Между тем, ответчик о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил. Таким образом, на момент рассмотрения дела у суда при условии надлежащего уведомления, не имеется сведений об уважительности причин неявки ответчиков, что в силу ст. 233 ГПК РФ предоставляет право суду рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства. При этом представитель прокуратуры не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчика. В связи, с чем суд определил рассмотреть дело в соответствии с главой 22 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Выслушав старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора и изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 11 ГПК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав. Так, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Частью 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 г., в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч. 3 ст. 35 вышеуказанного ФЗ, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель, кроме всего прочего, обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст.209 Трудового кодекса РФ охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Статья 212 Трудового кодекса РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. При этом работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценки условий труда.
В соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с частью 2 статьи 4 указанного Закона, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
Согласно статьи 8 Федерального закона №426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда», обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Как следует из материалов дела, штатного расписания МКДОУ «Купелек а.Эркен-Халк» справки отдела образования администрации Ногайского муниципального района № 378 от 27.03.2015 года, среднесписочная численность работающих составляет 26,96 единиц; количество штатных единиц - 27, специальная оценка условий труда рабочий мест не проводилась. Согласно подпрограмме «Улучшение условий и охраны труда работников в КЧР на 2015-2017 гг.», одним из главных мероприятий является проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах. Финансовое обеспечение этого мероприятия в бюджетных организациях с целью выявления льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда предусмотрена за счет ассигнований федерального бюджета КЧР.
Самостоятельно МКДОУ «Купелек а.Эркен-Халк» не может устранить указанные нарушения в связи с отсутствием достаточных финансовых средств.
Таким образом, судом установлено, что работодателем МКДОУ «Купелек а.Эркен-Халк» нарушены требования ст.22, ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ, Федерального закона №426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда рабочих мест не проведена.
Выявленные нарушения трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие проведенной специальной оценки условий труда) создает угрозу производственного травматизма.
При таких обстоятельствах требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики подлежат удовлетворению.
Срок проведения специальной оценки условий труда до конца 2015 года, об установлении которого просит прокурор, суд считает разумным.
Руководствуясь ст.ст.194-199 233-235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковое заявление исполняющего обязанности Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к администрации муниципального казенного детского образовательного учреждения «Купелек а.Эркен-Халк» о принятии мер к проведению специальной оценки условий труда удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального казенного детского образовательного учреждения «Купелек а.Эркен-Халк» обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 года № 426 -ФЗ « О специальной оценке условий труда» в срок до конца 2015 года.
Ответчик вправе подать в Адыге-Хабльский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление ответчиком будет подано, в течение месяца, со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья
Адыге-Хабльского районного суда КЧР Косов Ю.А.