Решение по делу № 2-40/2019 ~ М-43/2019 от 20.05.2019

Дело № 2-40/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2019 года                            с. Александровский Завод

Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.,

при секретаре Кошкиной М.Г.,

с участием помощника прокурора Александрово-Заводского района Капустина Д.В.,

истца Веслополовой Л.С., представителя истца Лесниковой П.Т. - Кореневой Н.С.

представителей ответчиков:

администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО20,

администрации сельского поселения «Чиндагатайское» - и.о. главы сельского поселения «Чиндагатайское» ФИО21,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах Лесниковой Полинарии Тимофеевны, Лесникова Андрея Степановича, Лесникова Александра Степановича, Веслополовой Лидии Степановны, Лесниковой Ирины Степановны к администрации муниципального района «Александрово-Заводский район», Министерству территориального развития Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении для предоставления социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (природных пожаров), произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, признании права на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, возложения на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанности по включению в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах Лесниковой П.Т., Лесникова А.С., Лесникова А.С., Веслополовой Л.С., Лесниковой И.С. обратился в суд с иском с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указал, что Лесникова П.Т. постоянно проживала в подвергшемся уничтожению огнем домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляла фактическое владение жилым помещением и его содержанием (подтверждается оплатой коммунальных услуг, налога и пр.). Совместно с Лесниковой П.Т. по указанному адресу проживали члены её семьи - её дети ФИО9, ФИО9, ФИО7, ФИО8 В силу действующего законодательства Лесникова П.Т. и члены её семьи имеют право на получение мер социальной поддержки, как лица, лишившиеся жилья в результате чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, Лесниковой П.Т. отказано в предоставлении по ее заявлению от 13 мая 2019 года мер поддержки в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом. Такая позиция органов государственной власти края противоречит целям правового регулирования рассматриваемых правоотношений на федеральном и региональном уровнях. Социальная поддержка в данном случае направлена на оказание помощи лицам, которые, постоянно проживая в районах Забайкальского края, утратили свое жилье. Отказ включения Лесниковой П.Т. в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, мотивирован отсутствием правоустанавливающих документов на жилое помещение. Установлено, что Лесникова П.Т. не имеет документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение. Вместе с тем, факт фактического владения Лесниковой П.Т. сгоревшим жилым помещением подтверждается следующими доказательствами: выпиской из похозяйственной книги, справкой о составе семьи, информацией Александрово-Заводского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края о пользовании ею и членами семьи мерами социальной поддержки по указанному адресу через почтовое отделение, информацией клиентской службы ГУ УПФР г. Краснокаменск о получении ими пенсии через почтовое отделение, сведениями АО «Читаэнергосбыт». Непринятие Лесниковой П.Т. мер по надлежащему оформлению в собственность утраченного дома не может являться основанием для отказа в оказании социальной поддержки. Социальная поддержка граждан, лишившихся жилья в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, возможна в виде предоставления жилого помещения и предоставления социальных выплат на строительство жилых помещений. Лесникова П.Т. выбрала следующий вид поддержки - предоставление жилого помещения. В связи с изложенным, прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края, просит установить факт постоянного проживания Лесниковой П.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесникова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесникова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Веслополовой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесниковой И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> для предоставления социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года; признать за Лесниковой П.Т., Лесниковым А.С., Лесниковым А.С., Веслополовой Л.С., Лесниковой И.С. право на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения; возложить на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанность по включению Лесниковой П.Т., Лесникова А.С., Лесникова А.С., Веслополовой Л.С., Лесниковой И.С. в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация сельского поселения «Чиндагатайское», Министерство финансов Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю.

В судебном заседании помощник прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края Капустин Д.В., истец Веслополова Л.С., представитель истца Лесниковой П.Т., Коренева Н.С. действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в заявлении, поддержали, просили исковые требования удовлетворить. Истец Веслоплова Л.С. дополнительно пояснила, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> она проживала совместно с матерью Лесниковой П.Т., братьями Лесниковыми А.С. и А.С., и сестрой Лесниковой И.С. Этот дом предоставлялся ее родителя Ленсиковой П.Т. и Лесникову С.В. колхозом, в котором они оба работали. У них была большая семья, всего 12 братьев и сестер. Отец умер, братья и сестры разъехались, а они впятером остались проживать в родительском доме. Ни у кого из них нет семей, проживают с мамой. Младшая сестра выезжала для работы в <адрес>, так как в <адрес> работы нет, но это ее единственное постоянное место жительства, другого жилья ни у кого нет, кроме сгоревшего. Проживая в Иркутске, она снимала жилье.

Представитель ФИО2, ФИО17, пояснила, что является дочерью ФИО2 и сестрой ФИО9, А.С., И.С. и ФИО7 в настоящее время все, кроме ФИО13 проживают у нее в городе Краснокаменске, мама и сестра ФИО12 у нее дома, так как за мамой требуется уход, особенно после пожара она стала себя плохо чувствовать, а братья проживают на съемной квартире по соседству, в настоящее время ищут работу и не смогли приехать в судебное заседание. Все пятеро проживали по адресу: <адрес>, другого жилья ни у кого из них нет. Младшая сестра на некоторое время уезжала в город Иркутск, в поисках работы, но проживала там на съемном жилье, в настоящее время вернулась к маме. Для них всех это было единственное жилье. В настоящее время дом выгорел полностью.

Представитель администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО20, признавая требования прокурора в полном объеме, дополнительно пояснила, что на момент пожара произошедшего в селе Чиндагатай данные граждане Лесниковы П.Т., А.С.,А.С., И.С., Веслополова Л.С. находились и проживали на территории села Чиндагатай <адрес>. В 2010 году в селе Чиндагатай на основании Распоряжения от 03 декабря 2010 года в целях упорядочения адресного фонда двухквартирных жилых домов проводилась перенумерация домов, так жилому <адрес> присвоен номер <адрес>. Истцы признаны пострадавшими от пожара, им выплачены единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь, в вязи с полной утратой ими имущества первой необходимости в чрезвычайной ситуации. Истцы не имеют иного жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Вр.И.о. главы сельского поселения «Чиндагатайское» ФИО21, полагает требования прокурора в интересах Лесниковых, Веслополовой подлежащими удовлетворению, указала, что семья действительно зарегистрирована и проживала на момент пожара по <адрес>, иного жилья в собственности они не имеют.

В судебное заседание истцы Лесников А.С., Лесников А.С., Лесникова П.Т., Лесникова И.С., ответчики Министерство финансов Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Ответчик Министерство территориального развития Забайкальского края представил отзыв на иск, в котором указали на то, что решение об отказе во включении истцов в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами было принято, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на утраченное в результате пожара жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Принятие судом решения по заявленным исковым требованиям прокурора Александрово-Заводского района в интересах Вишневских оставляют на усмотрение суда. При вынесении решения просили ссылаться на Постановление Правительства Забайкальского края от 08 мая 2019 года . Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю ФИО22 в своем отзыве на исковое заявление прокурора, указывает на необходимость заявления требований о признании права собственности на утраченное жилое помещение. Изменении статуса управления с ответчика на третье лицо. В дополнительном ходатайстве просит исключить УФМС России по Забайкальскому краю из числа ответчиков, ссылаясь на Указ Президента РФ от 05 апреля 2016 года об упразднении ФМС РФ. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя УМВД России по Забайкальскому краю.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Лисютин М.А. заявил ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок, в связи с поздним получением исковых материалов по делу и необходимостью подготовки надлежащей позиции.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, надлежаще извещенных о слушании дела, ходатайство представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Лисютина М.А. оставить без удовлетворения.

Выслушав помощника прокурора района, истца Веслополову Л.С., представителя истца Лесниковой П.Т. - Кореневу Н.С., свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 26 апреля 2019 года «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» Президент Российской Федерации постановил считать важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий природных пожаров на территории Забайкальского края, в том числе ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от пожара, восстановление сельскохозяйственных ресурсов, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры чабанских стоянок, жилищно-коммунального хозяйства.

В подпункте «г» пункта 2 данного Указа Правительству Российской Федерации до 15 июня 2019 года поручено решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Временно исполняющим обязанности Губернатора Забайкальского края А.М. Осиповым 04 мая 2019 года утверждено постановление № «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края», пунктом 1 названного постановления установлено, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации , пострадавшим в результате природных пожаров на территории Забайкальского края признаются граждане, а также члены их семей, включенные на основании заявлений в списки граждан, пострадавших от пожаров, которые составлены комиссиями, образованными уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых подверглись пожарам.

В Пункте 2 Постановления Правительства Забайкальского края установлено, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации пострадавшим в результате пожаров признаются граждане, а также члены их семей, включенные в установленном порядке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности в списки граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Пунктом 4 названного Постановления определено, что факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся пожарам, подтверждается одним из следующих документов: 1) справки, выданные органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами внутренних дел, образовательными и медицинскими учреждениями; 2) выписка из домовой книги; 3) документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи; 4) показания на месте двух свидетелей, в том числе работников организаций почтовой связи, медицинских и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел.

Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Постановлением Правительства Забайкальского края 08 мая 2019 года утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 года , постановлением Правительства Забайкальского края от 23 мая 2019 года , в указанное выше постановление Правительства Забайкальского края от 08 мая 2019 года внесены и утверждены изменения, согласно которым ранее принятый «Порядок» замене словом «Правила» предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно указанным выше Правилам, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:

являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;

имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;

не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющие в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.

К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки.

Меры социальной поддержки реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, в соответствии со списком граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, имеющих право на меры социальной поддержки, формируемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности.

Исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области архитектурной и градостроительной деятельности является Министерство территориального развития Забайкальского края.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, заключением эксперта.

В судебном заседании установлено, что в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточным температурами воздуха на большей части Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости, а также большим количеством зарегистрированных пожаров постановлением Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 года на территории Забайкальского края с введен режим чрезвычайной ситуации.

В результате чрезвычайной ситуации ущерб причинен имуществу и жилым помещением граждан, проживающих в населенных пунктах Агинского, Акшинского, Александрово-Заводского, Балейского, Борзинского, Дульдургинского, Забайкальского, Калганского, Краснокаменского, Могойтуйского, Нерчинского, Оловянинского, Ононского, Приаргунского районов.

Согласно приложению к постановлению Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ с. Чиндагатай, сельского поселения «Чиндагатайское» Александрово-Заводского района Забайкальского края включено в зону чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами.

Прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края обратился в суд в интересах Лесниковой П.Т., Лесникова А.С., Лесникова А.С., Веслополовой Л.С., Лесниковой И.С., в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Обращаясь с вышеуказанным заявлением, истцы просят установить факт постоянного их проживания в уничтоженном пожаром жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с целью включения их в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела установлено, а также не оспаривалось сторонами, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, попал в зону пожара, произошедшего в селе Чиндагатай Александрово-Заводского района 19 апреля 2019 года.

Также не оспаривалось, что истцы, в связи с чрезвычайной ситуацией признаны пострадавшими от пожара, им выплачены единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь, в вязи с полной утратой ими имущества первой необходимости в чрезвычайной ситуации в размере по 10000 и 100000 рублей каждый (л.д.59-70,71-79).

В материалы дела представлена копия акта визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в с. Чиндагатай Александрово-Заводского района Забайкальского края, составленного 22 апреля 2019 года комиссией по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайных ситуаций муниципального района «Александрово-Заводский район», согласно которому в результате проведенного визуального обследования индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадью 64 кв.м., установлено, что жилой дом в результате пожара уничтожен полностью, восстановлению не подлежит (л.д.26-27), актом определения степени повреждения объекта установлено 100% степени повреждения объекта недвижимости (л.д.28), актом обследования помещения от 26 апреля 2019 года , составленным межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» от 29 марта 2018 года , выявлены основания для признания непригодным для проживания жилого помещения по <адрес>, дом восстановлению не подлежит (л.д.29-30), заключением межведомственной комиссии от 26 апреля 2019 года , принято заключение о выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточными температурами воздуха на территории Александрово-Заводского района Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригоден для проживания (л.д.31-32).

Вместе с тем, учитывая результаты рассмотрения заявления о предоставлении жилого помещения и представленных документов, 19 мая 2019 года Министерством территориального развития Забайкальского края вынесено распоряжение -р об отказе Лесниковой П.Т. с составом семьи (Лесниковым А.С., Лесниковым А.С., Веслополовой Л.С., Лесниковой И.С.) во включении в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (л.д.57), в связи с не представлением правоустанавливающих документов на утраченное в результате пожара жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.58).

С указанным отказом суд не может согласиться в силу следующего.

Как следует из пояснений сторон, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ранее имел , предоставлялся Лесниковым П.Т. и С.В. колхозом «Верный путь», так как они работали в нем. Земельный участок, расположенный по указанному выше адресу, также предоставлялся Лесниковым сельским советом. Документы на дом и земельный участок Лесниковыми не оформлялись, право не регистрировалось, данный факт сторонами не оспаривался. В настоящее время правоустанавливающие документы на дом и земельный участок уничтожены пожаром.

Из материалов дела следует, что Лесникова П.Т. постоянно проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, совместно со своими сыновьями Лесниковыми А.С. (л.д.13) и А.С. (л.д.17) и дочерьми Лесниковой И.С. (л.д.25), Веслополовой Л.С. (л.д.21), что подтверждается справкой с места жительства (л.д.52), выпиской из похозяйственной книги (л.д.43-46), имеют в указанном жилом помещении регистрацию, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте истцов (л.д.9-10,11-12,14-16,18-20,23-24), адресной справкой отдела адресно-справочной работы УВД УМВД России по Забайкальскому краю (л.д.80,81,82,83,84). Истцы осуществляли фактическое владение жилым помещением и его содержанием, что подтверждается сообщением АО «Читаэнергосбыт» о заключении с договора энергоснабжения по адресу: <адрес> (л.д.54). Истцы зарегистрированные по адресу: <адрес> поставлены на учет в базу данных АС «Адресная социальная помощь» Лесникова П.Т. с 13 марта 2002 года пользовалась мерами социальной поддержки как получатель региональной доплаты кпенсии многодетным матерям и как «Ветеран труда» (л.д.47), Веслополова Л.С. с 03 ноября 2016 года, Лесников А.С. с 13 марта 2002 года, Лесников А.С. с 13 марта 2002 года, Ленсикова И.С. с 13 марта 2002 года пользовались мерами социальной поддержки (л.д.48,49,50,51), выплаты производились через почтовое отделение. Кроме того, фактическое проживание и регистрация по указанному выше адресу истцов подтверждается справкой из ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» (л.д.55), клиентской службы в Александрово-Заводском районе ГУ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное), о том, что Веслополова Л.С., Лесникова П.Т., зарегистрированные и проживающие по адресу: <адрес>, являются получателями пенсии через банк (л.д.53).

Сведения о регистрации права собственности на жилое помещение, по адресу: <адрес>, в котором проживали истцы отсутствуют (л.д.147-148,151), как и отсутствуют сведения о наличии в собственности Лесниковой П.Т., Лесникова А.С., Лесникова А.С., Лесниковой И.С., Веслополовой Л.С. жилых помещений в Забайкальском крае и на территории иных субъектов Российской Федерации (л.д.34-35,36-37,38-39,40-41,42,106-111,141,142,143,144,145,146), в реестре муниципального района и сельского поселения жилое посещение по <адрес>, не числится (л.д.112,113).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Согласно ст. 71 Жилищного кодекса Российской Федерации, временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Как следует из показаний свидетеля ФИО25, ФИО6 со своей семьей проживала по адресу: <адрес>. квартира предоставлялась семье колхозом, в котором она и ее супруг проживали. Это многодетная семья. В последнее время в <адрес> проживала Лесникова П.Т., ее сыновья Лесниковы А.С. и А.С., и дочери Веслополова Л.С., и Лесникова И.С. В результате пожара этот дом и находящиеся в нем две квартиры выгорели полностью. У людей ничего не осталось. Проживать им негде. Жили они одной семьей.

Медсестра ФАП сельского поселения «Чиндагатайское» ФИО26 пояснила, что Ленсикова П.Т. с семьей проживали по <адрес>. обращались за медицинской помощью, проходили профилактические осмотры. В результате пожара дом истцов выгорел полностью.

Свидетель ФИО28 пояснила, что является дочерью Лесниковой П.Т. и сестрой всем остальным там проживавшим. Дом, в котором проживала мать, выделялся им колхозом, в котором они вместе с отцом работали. Она сама проживала в <адрес> этого же дома. В результате пожара дом полностью сгорел, сгорело все имуществ, находящееся в нем и имеющиеся постройки. Ни у кого из родни, проживавшей в этом доме нет другого жилья. Младшая сестра на некоторое время уезжала в город Иркутск, в поисках работы, но в настоящее время вернулась в родительский дом и проживала в нем до пожара.

Таким образом, судом установлено, что истцы Лесникова П.Т., Лесников А.С., Лесников А.С., Веслополова Л.С., Лесникова И.С. проживали в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> постоянно, имели в нем регистрацию. Выезжая временно Лесникова И.С., в город Иркутск в поисках работы и проживая там без регистрации на съемной квартире, не утратила прав на вышеуказанное жилье, оно остается ее постоянным местом жительства, иного места жительства, как временного, так и постоянного у Лесниковой И.С., не имеет. Вернувшись из Иркутска, Лесникова И.С. продолжила проживать по месту прописки в родительском доме по <адрес>. Доказательств обратному в деле не имеется.

Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 08 мая 2019 года , устанавливает правила и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года.

Из материалов дела следует, что специально созданная органом местного самоуправления администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» - межведомственная комиссия, сделала заключение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания (л.д.31-32), что также отражено в акте обследования помещения от 26 апреля 2019 года (л.д.29-30).

Указанные акт и заключение не отменены, заключение не признано незаконным, недействительным.

Установлено, что Лесникова П.Т., Лесников А.С., Лесников А.С., Веслополова Л.С., Лесникова И.С. не имеют документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности за ними на утраченное жилое помещение, вместе с тем, факт фактического владения Лесниковой П.Т. сгоревшим жилым помещением подтверждается следующими доказательствами: выпиской из похозяйственной книги (л.д.43-46), справкой о составе семьи (л.д.52), информацией Александрово-Заводского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края о пользовании ею и членами семьи мерами социальной поддержки по указанному адресу через почтовое отделение (л.д.47,48,49,50,51), информацией клиентской службы ГУ УПФР г. Краснокаменск о получении ими пенсии через почтовое отделение (л.д.53), сведениями АО «Читаэнергосбыт» (л.д.54), показаниями свидетелей.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на включение их в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Суд полагает, что поскольку истцы зарегистрированы в жилом доме, иного жилья в собственности, либо доли в праве собственности не имеют, они получили единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией возникшей в результате пожаров в апреле 2019 года, в данном случае установление факта постоянного проживания истцов по месту регистрации в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> требуется именно для признания за ними права на включение в указанный выше список граждан. При этом признания права собственности на сгоревший дом, по рассматриваемым требованиям не требуется, в связи с чем, доводы представителя ответчика УМВД России по Забайкальскому краю ФИО22 являются необоснованными и подлежащими отклонению.

При этом доводы стороны ответчиков о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд полагает несостоятельными, поскольку, в силу Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 08 мая 2019 года , с учетом внесенных изменений от 23 мая 2019 года, Уполномоченный орган формирует Список, обеспечивает его согласование с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (в части нахождения утраченных жилых помещений в зоне чрезвычайной ситуации), Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (в части регистрации граждан по месту жительства в утраченном жилом помещении) и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (в части отсутствия в собственности граждан иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение) и направляет на утверждение Губернатору Забайкальского края для последующего представления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации форме. При этом управление Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю, в силу Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года об упразднении ФМС РФ, подлежит исключению из числа ответчиков по делу.

Поскольку как истцы, так и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины в силу закона вопрос о присуждении к взысканию с ответчиков государственной пошлины, от уплаты которой были освобождены истцы судом не обсуждается.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Лесниковой Полинарии Тимофеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесникова Андрея Степановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесникова Александра Степановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Веслополовой Лидии Степановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесниковой Ирины Степановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> для предоставления социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 08 мая 2019 года .

Признать за Лесниковой Полинарией Тимофеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесниковым Андреем Степановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесниковым Александром Степановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Веслополовой Лидией Степановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесниковой Ириной Степановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить Лесникову Полинарию Тимофеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесникова Андрея Степановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесникова Александра Степановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Веслополову Лидию Степановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лесникову Ирину Степановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Александрово-Заводский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья                                А.Ю. Гарголло

Решение суда принято в окончательной форме 04 июня 2019 года.

20.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2019Передача материалов судье
20.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2019Судебное заседание
04.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2019Дело оформлено
17.10.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее