Решение по делу № 2-909/2015 ~ М-213/2015 от 19.01.2015

Дело № 2 - 909 (2015)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2015 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе: председательствующего судьи Рагулиной О.А.,

с участием представителя ответчика Ускова К.В., действующего на основании доверенности от 12.01.2015 г. сроком до 31.12.2015 г. (л.д. 54),

при секретаре Жикулиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко Д.А. к Администрации города Ачинска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Ткаченко Д.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении ему на территории города Ачинска благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, мотивируя свои исковые требования тем, что он является лицом из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители решением Ачинского городского суда от 27.04.2000 года были. Постановлением Администрации города Ачинска от 29.05.2000 г. он был определен в МУ «Коррекционная школа-интернат № 2» на полное гособеспечение. При этом никакого жилого помещения за ним не закреплялось. Администрация интерната обращалась в Администрацию г. Ачинска о постановке на его учет для внеочередного предоставления жилья, но жилым помещением он обеспечен не был, поскольку имеет квартиру по ул. Однако данная квартира была предоставлена его сестре Ткаченко Л.А., при этом является неблагоустроенной, состоит из одной комнаты. Собственного жилья он не имеет, вынужден проживать в арендованном жилье. С 2007 года он неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем не имел возможности ранее обратиться с данным вопросом в Министерство образования и науки Красноярского края. Просит обязать Администрацию г. Ачинска предоставить ему на территории г. Ачинска изолированное благоустроенное жилое помещение в соответствии с установленными нормами на условиях социального найма (л.д. 3-6).

Определением суда от 23.01.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Красноярского края, в качестве третьего лица Ткаченко Л.А. (л.д. 1).

Истец Ткаченко Д.А., будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное не явился, содержится в местах лишения свободы в ФКУ ОИУ-26 ИК-43 ГУФСИН России по Красноярскому краю, каких-либо ходатайств, заявлений не представил, извещен надлежащим образом ( л.д.66).

Учитывая характер дела, а также возможность участия в деле представителя заявителя, суд считает возможным рассмотреть дело без этапирования заявителя в судебное заседание.

Представитель ответчика администрации г. Ачинска Усков К.С. против исковых требований возражал, суду пояснил, что истец на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при Администрации г. Ачинска не состоит, по вопросу предоставления жилой площади Ткаченко Д.А., либо его законный представитель в администрацию г.Ачинска не обращались. При этом истец имеет право пользования на квартиру по ул.. Мать истца в квартире фактически не проживает, в связи с чем, Ткаченко Д.А. вправе вселиться в эту квартиру и проживать. Невозможности проживания Ткаченко Д.А. в имеющимся у него жилье не усматривается.

Представитель ответчика Министерства науки и образования Красноярского края, будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился. В письменных возражения представитель Паклина Н.С., действующая по доверенности от 27.01.2015 г. против исковых требований возражала, указав, что Ткаченко Д.А. достиг возраста 23 лет, своевременно в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему жилого помещения не обратился, в связи с чем, утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и право на получение жилого помещения по этому основанию (л.д. 73-76).

Третье лицо Ткаченко Л.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела была извещена, возражений по иску не представила (л.д. 37).

Выслушав представителя ответчика исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, том числе в связи с, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статье, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичное положение предусмотрено Законом Красноярского края «О защите прав ребенка» (ст.17).

При этом в силу положений ст.17 ч.2 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством края.

Согласно Федерального закона № 159-ФЗ, а также Постановления Правительства Красноярского края от 16.04.2013 N 164-п "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются" основаниями для признания проживания невозможным, является, в том числе если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.

Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 N 3-6р (ред. от 24.09.2010) "Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования" определена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м на одного человека.

Как установлено по делу, Ткаченко Д.А. года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители в отношении сына Ткаченко Д.А. Указанные обстоятельства подтверждаются копией актовой записи о рождении Ткаченко Д.А. (л.д 28), копией решения Ачинского городского суда от 27.04.2000 г. (л.д. 104-106).

На основании Постановления Администрации г.Ачинска № г. Ткаченко Д.А. определен в на полное гособеспечение. Пунктом 2 данного постановления за Ткаченко Д.А. сохранено право владения и пользования квартирой по адресу: г.Ачинск. ( л.д.10).

Согласно справки (ранее), Ткаченко Д.А. с 31.05.2000 г. по 18.05.2007 г. находился в данном на полном гособеспечении, откуда выбыл в связи с осуждением по приговору Ачинского горсуда от 08 мая 2007 г. Поскольку за Ткаченко Д.А. сохранялось право владения и пользования квартирой по ул., то Администрацией предпринимались меры по обеспечению сохранности жилого помещения. Обследование жилого помещения было произведено всего один раз, так как зарегистрированные по месту жительства родители Ткаченко Д.А. отсутствовали – находились в розыске, уклоняясь от уплаты алиментов, квартира была заперта. Сушкевич Т.А. стала проживать в квартире после того, как Ткаченко Д.А. выбыл из детского дома (л.д. 38-40).

На распоряжение о закреплении жилья был внесен протест прокурором (л.д.107-108).

Постановлением Администрации г. Ачинска № года «О внесении изменений в постановление Администрации города Ачинска от» признан утратившим силу пункт 2 ранее принятого Постановления о сохранении за Ткаченко Д.А. право владения и пользования вышеуказанного жилого помещения (л.д. 79).

Таким образом, согласно постановления Администрации г. Ачинска от 29.05.2000 г. истец являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, по смыслу вышеуказанных норм действующего законодательства он отнесен к категории лиц, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеуказанными законами. В ходе судебного заседания установлено, что истец приобрел право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Довод представителя Администрации г.Ачинска о том, что данное право истец не приобрел, поскольку в администрацию г.Ачинска, а также Министерство образования и науки края до достижения 23-х летнего возраста на учет не встал, судом во внимание не принимается, поскольку опровергается фактическими обстоятельствами дела.

Так, 15 мая 2015 г. Ткаченко Д.А., находясь в ФКУ СИЗО-3 г. Ачинска, обратился с письменным заявлением в Ачинскую межрайонную прокуратуру, в котором просил провести проверку в Управлении образования администрации г. Ачинска о наличии у него права на получение жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.85- 86), которое переадресовано в органы опеки и попечительства Управление образованием Администрации г.Ачинска.

14.07.2014 г. Управлением образования Администрации г. Ачинска Ткаченко Д.А. дан ответ, что согласно постановления Администрации г. Ачинска от 29.05.2000 г. за ним сохранено право владения и пользования квартирой по адресу: г. Ачинск, (л.д. 88).

Таким образом, суд расценивает указанное заявление истца в качестве обращения по вопросу обеспечения его жилым помещением как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которое органами опеки и попечительства по существу не рассмотрено и не разрешено.

Тогда как фактически закрепление жилья за Ткаченко Д.А. произведено Администрацией г.Ачинска в нарушение требований закона, поскольку какие-либо правоустанавливающие документы на жилье отсутствуют, когда и кем было предоставлено жилое помещение, какова площадь и качество данного жилого помещения, не имеется ли препятствий для проживания в нем, и определить на каком праве предоставлено указанное жилое помещение семье истца- невозможно.

Вместе с тем, органы опеки и попечительства Управления образования Администрации г.Ачинска, являющиеся органами местного самоуправления, при обращении к ним Ткаченко в мае 2014г., то есть до достижения им 23-х летнего возраста, оценку данному обстоятельству не дали. Своевременно распоряжение о закреплении за Ткаченко Д.А. жилья по адресу в г.Ачинске не отменили. Данное распоряжение в части закрепления жилья отменено лишь 30.01.2015г. по протесту прокурора.

Наличие указанного распоряжения препятствовало обращению истца по вопросу обеспечения его жильем, в связи с чем истец не мог своевременно в установленном законом порядке обратиться в Министерство образования и науки края для постановки его на учет для обеспечения жильем.

Сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение, расположенное по адресу в г.Ачинске в ФГУП «БТИ Ростеинвентаризация» отсутствуют (л.д.29).

При этом указанная квартира включена в реестр муниципальной собственности (л.д.128).

Учитывая данные обстоятельства, проживающие в ней лица вправе претендовать на заключение с ними договора социального найма на указанное жилье.

Вместе с тем, учитывая указанные обстоятельства, при рассмотрении обращения Ткаченко по вопросу обеспечения его жильем, органами опеки и попечительства не был решен вопрос касающийся невозможности проживания истца в закрепленном за ним ранее жилом помещении, тогда как согласно выписки из домовой книги следует, что в кв. по ул. зарегистрированы по месту жительства Сушкевич (мать истца) с 28.01.1992г., Ткаченко (сестра истца) с 30.08.1992г., а также был зарегистрирован сам Ткаченко Д.А. с 28.01.1992г. по 06.08.2007г. (снят в связи с осуждением) (л.д.59).

Общая площадь квартиры отмечается в выписке из домовой книги 26,60 кв.м., жилая 11,80 кв.м.

Таким образом, даже если учесть наличие у Ткаченко Д.А. права на указанное жилье, при его вселении в квартиру учетная норма жилья не будет соблюдена, что фактически свидетельствует о невозможности проживания Ткаченко в ранее занимаемом жилом помещении.

Судом учитывается, что согласно действующему порядку, факт невозможности проживания устанавливается именно органом местного самоуправления, в структурное подразделение которого Ткаченко Д.А. и обратился.

Вместе с тем, вопрос невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении органом опеки и попечительства также рассмотрен не был.

До настоящего времени истец в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением не включен, документы на него в Министерство образования и науки края органом опеки и попечительства Администрации г.Ачинска не направлены, жилое помещение ответчиком истцу не предоставлено, что свидетельствует о нарушении его жилищных прав.

В собственности истца никаких жилых помещений не имеется, что подтверждается сообщением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.20, 33).

Таким образом, истец ни на правах социального найма, ни на праве собственности в настоящее время жилья не имеет, равно как и закрепленного за ним жилья.

В 2009 году истцу исполнилось 18 лет, он перестал находиться в государственном учреждении для детей-сирот, 23 сентября 2009г. освободился из мест лишения свободы и у него, как у нуждающегося в жилом помещении, возникло право на обеспечение жилым помещением.

Истец до достижения его 23-летнего возраста, в мае 2014 г., обратился с заявлением о проверке его жилищных прав на получение жилья как лицу из числа детей, оставшегося без попечения родителей. Данное обращение Ткаченко Д.А. свидетельствует о его намерении реализовать предоставленное законом право на получение жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Довод представителя ответчика Администрации г.Ачинска о том, что истец в нарушение установленного порядка обеспечения жилым помещением обратился в суд, и фактически претендует на предоставление жилого помещение вне очереди, не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Из материалов дела следует, что истец в установленный законом срок заявила о своем желании на обеспечение жилым помещением, однако по вине органов опеки и попечительства не был поставлен на учет и не обеспечен жильем, что свидетельствует о нарушении его жилищных прав. Наличие очередности, сформированной в соответствии со списками, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Также суд не может согласиться и с доводами представителя Администрации г. Ачинска о соблюдением учетной нормы жилья при проживании Ткаченко Д.А. в ранее занимаемой квартире по ул., со ссылкой на то, что мать и сестра истца там фактически не проживают. Как указывалось выше, мать Сушкевич (Ткаченко) Т.А., а также сестра истца Ткаченко Е.А. зарегистрированы в указанной квартире, утратившими право пользования жильем не признаны, в связи с чем вправе в любое время вселиться в квартиру и проживать в ней, что приведет к нарушению прав истца и несоблюдению учетной нормы жилья.

Таким образом вселение в данное жилое помещение Ткаченко Д.А. не будет отвечать его интересам в связи с несоответствием общей площади жилого помещения учетной норме площади, приходящейся на проживающих лиц.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца об обеспечении его жилым помещением являются законными, обоснованными.

Вместе с тем, истцом заявлены требования о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, с чем суд согласиться не может.

Так, следует учитывать, что с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Законодатель установил предоставление указанной категории граждан жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа как льготной категории граждан на условиях социального найма, действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с чем требования Ткаченко Д.А. суд полагает подлежащими удовлетворению частично, в части обеспечения его жилым помещением специализированного жилищного фонда. В част обеспечения жильем на условиях социального найма следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ткаченко Д.А. удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Ткаченко Д.А. изолированное благоустроенное жилое помещение по месту жительства на территории г.Ачинска на условиях договора найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарным и техническим нормам, исходя из нормы предоставления 33 кв.м., с допусками, установленными частью 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м).

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Судья О.А. Рагулина

Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2015г.

2-909/2015 ~ М-213/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ткаченко Дмитрий Андреевич
Ответчики
Администрация г. Ачинска
Министерство социальной политики Красноярского края
Министерство образования и науки Красноярского края
Другие
Ткаченко Л.А.
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Рагулина Олеся Алексеевна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
19.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2015Передача материалов судье
23.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2015Подготовка дела (собеседование)
09.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2015Дело оформлено
25.12.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее