Дело №5-21-56/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Камышин, ул.Леонова, д.19-а «22» февраля 2016 года
Мировой судья судебного участка №21 Волгоградской области Барышникова Наталья Николаевна,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФКУ "Волгоградская ПБСТИН" Минздрава России Сачко <ФИО1>
рассмотрев административный материал, поступивший на судебный участок 07 февраля 2017 года в отношении федерального казенного учреждения «Волгоградская психиатрическая больница стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации» (ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России), юридический адрес 403843, Волгоградская область, Камышинский район, с.Дворянское, ОГРН 1023404968960, дата регистрации 24.11.2002, ИНН 3410060369, КПП 341001001, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
24 января 2017 года 13 часов 00 минут, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 10.01.2017 г. №16-08 в отношении Федерального казенного учреждения «Волгоградская психиатрическая больница стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФКУ "Волгоградская ПБСТИН" Минздрава России), юридический адрес:<АДРЕС>, выявлено административное правонарушение, выразившееся в неисполнении предписания от «28» ноября 2011 г. <НОМЕР>, пункты <НОМЕР>, решения <НОМЕР> от 15.10.2014 г. об удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания <НОМЕР> от 28.11.2011 г. до 15.12.2016 г., а именно:
- п. 10.2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» вместимость палат более 4 коек в отделениях 1,2,3,4,5,6,7,8.
-приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» минимальная площадь в психиатрических палатах на 1 койку не приведена в соответствии 6 кв.м, и надзорных палатах-7 кв.м. в отделениях №1,2,3,4,5,6,7,8.
-п.5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - сточные воды учреждения не подвергаются полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
В судебном заседании представитель ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России Сачко <ФИО> вину юридического лица в совершении правонарушения не признала и пояснила, что действительно, в 2011 году Роспотребнадзором была проведена проверка, по результатам которой ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России было выдано предписание об устранении нарушений, в котором указано 4 пункта, один из которых был исполнен. До настоящего времени три пункта предписания не исполнены, однако по объективным причинам. Для исполнения предписания необходимо по первым двум пунктам предписания - строительство трехэтажного лечебного корпуса на 180 коек, реконструкция ограждения внутренней и внешней запретных зон, по третьему пункту -реконструировать здание водопроводных очистных сооружений. Учреждение является казенным, собственных средств не имеет, внебюджетных средств также не имеет. После вынесения предписания были выделены денежные средства на строительство, однако по независящим от учреждения причинам строительство было прекращено, поскольку организация-подрядчик была признана банкротом, неиспользованные денежные средства были возвращены в бюджет. Для получения денежных средств из федерального бюджета предусмотрен особый порядок, который требует значительных временных затрат. Просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Выслушав представителя ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу, что производство по делу в отношении ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России обоснованно подлежит прекращению, исходя при этом из следующего.
Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ, влечет административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из материалов дела, ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России зарегистрировано Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Волгоградской области в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1023404968960 от 24 сентября 2002 года, юридический адрес: <АДРЕС>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) очистка и обеззараживание сточных вод от МО должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды МО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
Согласно п.10.2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 вместимость палат следует принимать не более 4 коек.
В соответствии с приложением №1 к СанПиН 2.1.3.2630-10, минимальная площадь палаты на 1 койку составляет: психиатрические общего типа и наркологические - 6 кв.м., надзорные - 7 кв.м.
На основании распоряжения начальника ТО в г.Камышин, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области <НОМЕР> от 25 октября 2011 года, 28 ноября 2011 года в ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России была проведена проверка.
По результатам проведения проверки ТО в г.Камышин, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области был составлен акт от 28 ноября 2011 года. С актом проверки была ознакомлена главный врач ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России <ФИО3>
В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, 28 ноября 2011 года главным государственным санитарным врачом по Камышин, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области было вынесено постановление <НОМЕР>, в соответствии с которым ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России было привлечено к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10000 рублей.
Помимо этого, в связи с выявленными нарушениями 28 ноября 2011 года в адрес ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России было вынесено предписание <НОМЕР>, в соответствии с которым было предложено:
1. Привести вместимость палат не более 4 коек в отделениях №1,2,3,4,5,6,7,8 согласно п.10.2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 - до 01.06.2013.
2. Минимальную площадь в психиатрических палатах на 1 койку привести в соответствие 6 кв.м. и в надзорных палатах 7 кв.м. в отделениях №1,2,3,4,5,6,7,8,согласно приложению №1 к СанПиН 2.1.3.2630-10 - до 01.06.2013.
3. Сточные воды учреждения должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях в соответствии с п.5.2 Сан ПиН 2.1.3.2630-10- до 01.06.2013.
4. Подвести горячее водоснабжение к умывальникам во врачебных кабинетах, санузлах отделений №1,2,3,4,5,6,7,8 и оборудовать смесителями согласно п.5.5 Сан ПиН 2.1.3.2630-10- до 01.06.2013.
Указанное предписание было выдано главному врачу ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России <ФИО3> 28 ноября 2011 года.
Предписание от 28 ноября 2011 года проверено судом и признается, с учетом вышеуказанных положений СанПиН 2.1.3.2630-10, законным и обоснованным. Нарушений процедуры проведения проверки и вынесения предписания не установлено. Самим лицом, привлекаемым к административной ответственности вынесенное предписание не оспаривалось.
Решением начальника ТО в г.Камышин, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 27 мая 2013 года было удовлетворено ходатайство ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России , срок исполнения пунктов 1,2,3 предписания от 28 ноября 2011 года был продлен до 30 ноября 2014 года.
15 октября 2014 года начальником ТО в г.Камышин, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области было вынесено решение, которым срок исполнения пунктов 1,2,3 ранее выданного предписания был продлен до 15 декабря 2016 года.
24 января 2017 года ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела в г.Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском и Руднянском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области был проведен осмотр принадлежащим ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России помещений, территорий, которым установлено неисполнение пунктов 1,2,3 предписания от 28 ноября 2011 года.
Так, протоколом <НОМЕР> от 24.01.2017 года, составленным в отношении ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ установлено неисполнение пунктов 1,2,3, ранее выданного предписания, а именно:
-нарушение п.10.2.3 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: вместимость палат более 4 коек в отделениях 1,2,3,4,5,6,7,8;
-нарушение приложения <НОМЕР> СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: - минимальная площадь в психиатрических палатах на 1 койку не приведена в соответствие - 6 кв.м. и надзорных палатах - 7 кв.м. в отделениях №1,2,3,4,5,6,7,8;
-нарушение п.5.2 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - сточные воды учреждения не подвергаются полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
Не доверять указанным документам у суда оснований не имеется.
Вместе с тем, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что вместимость палат и минимальная площадь в них может быть доведена до нормы, установленной СанПиН 2.1.3.2630-10 при продолжении строительства и вводе в эксплуатацию дополнительного лечебного корпуса.
В 2011 году начато строительство лечебного корпуса на 180 коек в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально - значимыми заболеваниями (2007-2012 годы) подпрограммы «Психические расстройства». По государственному контракту <НОМЕР> от 13.09.2011 г. здание должно было быть введено в эксплуатацию в декабре 2012 года, однако строительство не было окончено ввиду банкротства организации - подрядчика, выполняющего работы - ООО «СМУ-Спецстрой». Указанное обстоятельство подтверждается решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2013 года, имеющимся в материалах дела.
04 декабря 2013 года главным врачом ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России была направлена информация в Министерство здравоохранения РФ об объемах незавершенного капитального строительства, финансирование которого осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Аналогичная информация направлялась неоднократно учреждением в Министерство здравоохранения РФ (финансово-экономический департамент) и в 2014, и в 2015 и в 2016 г.г., с приложением паспорта инвестиционных проектов, обоснованием финансово-экономической целесообразности, расчетами интегральной оценки эффективности инвестиционных проектов и пояснительными записками. Однако какого-либо результата ведение переписки по указанному вопросу достигнуто не было.
Во исполнение пункта 3 предписания (сточные воды учреждения не подвергаются полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях) учреждением проведены предпроектные работы по реконструкции канализационных очистных сооружений, израсходовано 99710,00 руб.
Постановлением <АДРЕС> городского суда Волгоградской области от 21.01.2016 года, вступившим в законную силу 10 марта 2016 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в отношении ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России прекращено по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ., поскольку при рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что учреждение предприняло все зависящие от него меры по соблюдению природоохранного законодательства.
Решением <АДРЕС> городского суда Волгоградской области от 12 апреля 2016 года исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора о запрещении Федеральному казенному учреждению «Волгоградская психиатрическая больница (стационар) специального типа с интенсивным наблюдением» Минздрава России сброса неочищенных сточных вод, поступающих в водный объект были удовлетворены и Федеральное казенное учреждение «Волгоградская психиатрическая больница (стационар) специального типа с интенсивным наблюдением» Минздрава России обязано прекратить сброс неочищенных сточных вод, поступающих в водный объект - старицу реки Иловля не позднее 31 декабря 2017 года.
Приказами Министра здравоохранения РФ от 20 декабря 2013 г. № 969, от 17 октября 2014 г. № 626, от 26 декабря 2014 г. № 909, от 24 июля 2015 г. № 483, от 23 сентября 2015 г. № 667 и от 26 ноября 2015 г. № 846 неоднократно вносились изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 308 «Об осуществлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета в проектирование и реконструкцию очистных сооружений бытовой канализации федерального казенного учреждения «Волгоградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации».
05 июля 2016 г. приказом №485 в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 308 вновь были изменения, срок ввода в эксплуатацию очистных сооружений бытовой канализации установлен - 2018 год. При этом государственным заказчиком (застройщиком) по указанным изменениям является ФКУ «Дирекция единого заказчика - застройщика» Министерства здравоохранения РФ, а не ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России, как было ранее.
Таким образом, в настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ФКУ «Волгоградская ПБСТИН» Минздрава России были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписания, однако у учреждения отсутствовала реальная возможность для выполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
При этом состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ предполагает факт виновного неисполнения предписания лицом, получившим соответствующий документ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.7,29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.19.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░ 1023404968960, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.11.2002, ░░░ 3410060369, ░░░ 341001001 - ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №21░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ - ░.░.░░░░░░░░░░░