РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Кутулик 28 ноября 2012 года
Аларский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю., при секретаре судебного заседания Раднаевой Н.С.,
с участием помощника прокурора Аларского района Хандархаевой О.М.,
истца Макаровой О.Н.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования «Аларский район» ФИО10, действующего на основании доверенности <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев гражданское дело №2-322/2012 по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах Макаровой О.Н. об обязании администрации МО «Аларский район» предоставить Макаровой О.Н. жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Табарсук», отвечающее требованиям, установленным санитарно-техническими правилами и нормами, благоустроенное, применительно к условиям Табарсукского сельского поселения, площадью не менее 33 квадратных метров,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в Аларский районный суд с иском в интересах Макаровой О.Н. об обязании администрации МО «Аларский район» предоставить Макаровой О.Н. жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Табарсук», отвечающее требованиям, установленным санитарно-техническими правилами и нормами, благоустроенное, применительно к условиям Табарсукского сельского поселения, площадью не менее 33 квадратных метров.
В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства.
Макарова О.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Макаровой О.П. ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ о чем сделана запись в актах гражданского состояния (свидетельство о смерти серии СТ <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ). Сведения об отце в свидетельстве о рождении Макаровой О.Н. (Тимировой) отсутствуют.
В соответствии со справкой, выданной директором ОГОУ Кутуликский детский дом «Солнышко» Макарова Ольга Николаевна (Тимирова) проживала в вышеуказанном детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении. В соответствии со справкой, выданной начальником управления социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Аларскому району Макарова О.Н. на территории Аларского района закрепленного жилого помещения не имеет.
Постановлением главы администрации МО «Табарсук» от ДД.ММ.ГГГГ <Цифры изъяты> Макарова О.Н. поставлена на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьями 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) на субъекты Российской Федерации возложена обязанность законодательного регулирования дополнительных гарантий детям указанной категории на имущество и жилое помещение и возложены расходные обязательства по их реализации.
Основания возникновения права на получение жилья вне очереди связаны с прекращением хотя бы одного из обстоятельств, изложенных в ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, а именно - с окончанием их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений после исполнения наказания в виде лишения свободы.
Макарова О.Н. окончила обучение в профессиональном училище <Цифры изъяты> <Адрес изъят> и в настоящее время не имеет фактически жилого помещения, в которое могла бы вселиться, не имеет постоянного места жительства и в соответствие с вышеуказанными нормами, имеет право на получение жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм. Кроме того, в настоящее время Макарова О.П. имеет на иждивении 2 малолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Закон области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22.06.2010 г. №50-оз (далее Закон области от 22.06.2010 г. №50-оз) предусматривает обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по месту их учета в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, но договорам социального найма.
В силу требований Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» от 29.06.2010 № 52-ОЗ" администрация муниципального образования Аларский район наделено полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Макарова О.Н. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «Аларский район» с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения с приложением необходимых документов.
В соответствии с п.6 статьи 4 Закона Иркутской области от 22.06,2010 N 50-ОЗ администрацией МО «Аларский район» ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении Макаровой О.Н. жилого помещения по договору социального найма при поступлении соответствующего финансирования из областного бюджета, о чем последняя была уведомлена.
Учитывая, что в нарушение п.9 ст.4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-ОЗ в решении уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не указан срок, по истечении которого будет заключен договор социального найма жилого помещения, и положения части 2 статьи 57 ЖК РФ, абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ также не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи, с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно, после соответствующего обращения в уполномоченный орган.
Согласно нормам Закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-ОЗ жилые помещения по договорам социального, найма предоставляются детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта и должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Администрацией МО «Аларский район» в нарушение ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ст. 57 ЖК РФ, Закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-ОЗ жилое помещение Макаровой О.Н. до настоящего времени не предоставлено, что нарушает ее права.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина по его письменному заявлению для защиты нарушенных жилищных прав, Макаровой О.Н. такое заявление представлено.
Макарова О.Н. не имеет достаточного дохода, чтобы обратиться за платной квалифицированной юридической помощью, сама не обладает специальными познаниями в области юриспруденции и, как следствие, неспособна подготовить исковое заявление, отвечающее требованиям гражданско-процессуального законодательства. В случае обращения за квалифицированной юридической помощью, она должна понести значительные материальные расходы, которыми не располагает в силу указанных причин.
Таким образом, Макарова О.Н. из-за отсутствия материальной возможности обратиться за юридической помощью по указанному вопросу к адвокату и оплатить услуги, гарантированной ст. 48 Конституции РФ юридической помощи, не может реализовать право на судебную защиту своих интересов и отстаивать права.
Для участия в рассмотрении данного иска в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которое в соответствии с п.63(1)) Постановления Правительства Иркутской области от 18.09.2009 № 261/40-пп «О министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области при осуществлении органами местного самоуправления областных государственных, полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Кроме того, согласно п.п. 10 и 11 Постановления Правительства Иркутской области от 18.09.2009 № 261/40-пп «О министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» указанное министерство осуществляет функции по планированию в установленной сфере деятельности и является главным распорядителем средств областного бюджета Иркутской области в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, не запрещенными законом.
В судебном заседании помощник прокурора Хандархаева О.М. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что Макарова О.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что за Макаровой О.Н. закреплено жилое помещение, однако дом пришел в негодность, в связи с чем, она имеет право на получение жилья вне очереди. Полагает, заявленные требования прокурора законны и обоснованны, подтверждены исследованными материалами.
Истец Макарова О.Н. исковые требования поддержала полностью по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации МО «Аларский район» ФИО10 исковые требования признал полностью, пояснил, что дети-сироты имеют право на льготное получение жилья.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом, является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Заявленные прокурором требования поданы в соответствии с предоставленными ему полномочиями, поскольку связаны с защитой свобод и законных интересов Макаровой О.Н. в сфере обеспечения права на жилище, кроме того, Макарова О.Н. в силу имущественного положения, отсутствия специальных познаний в области юриспруденции, не может самостоятельно реализовать свои права на обращение в суд за защитой нарушенных прав.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 г. N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом.
Лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения по договору социального найма общей площадью 33 квадратных метра.
В соответствии с законом Иркутской области от 29 июня 2010 г. N 52-ОЗ, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области наделены областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, жилыми помещениями по договорам социального найма на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области.
Согласно свидетельству о рождении <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Тимирова Ольга Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <Адрес изъят>, в графе «мать» указана ФИО6, сведения об отце отсутствуют.
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки отдела по Аларскому району управления службы ЗАГС Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 заключил брак с Тимировой Ольгой Николаевной ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака супруге присвоена фамилия – Макарова.
Брак между ФИО7 и Макаровой О.Н. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, после расторжения брака супруге присвоена фамилия – Макарова, что подтверждается свидетельством о расторжении брака <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии свидетельства <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Макарова О.Н. ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в профессиональном училище <Цифры изъяты> <Адрес изъят>.
В настоящее время жилье за Макаровой О.Н. на территории Аларского района, Иркутской области не закреплено, жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма ей не выделялось, что подтверждается справкой начальника управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Аларскому району и справкой <Цифры изъяты> начальника Усть-Ордынского Бурятского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ».
Кроме того, из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРП записи о регистрации прав на недвижимое имущество в отношении Макаровой О.Н. отсутствуют.
Из справки администрации МО «Табарсук» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Макарова О.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма – постановление <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением и.о. главы МО «Табарсук» <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Макарова О.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемых по договорам социального найма.
Из справки главы МО «Табарсук» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Макаровой О.Н. постановлением <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено жилое помещение в <Адрес изъят>, однако на момент закрепления, указанное жилье находилось в ветхом состоянии и по истечении времени было окончательно разрушено.
Таким образом, материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что истец Макарова О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать, которой ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце в записи акта о рождении отсутствуют, относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки в соответствие с Федеральным законом от 21.12.1996г. N159-ФЗ.
Макарова О.Н. обратилась в администрацию муниципального образования «Аларский район» с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Решением комиссии по реализации закона Иркутской области №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ постановлено Макаровой (Тимировой) О.Н. предоставить жилье согласно очередности и выделенной субвенции из областного и федерального бюджета, порядковый номер <Цифры изъяты>.
Между тем, положения части2 статьи57 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи, с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Кроме того, исходя из буквального понимания положений статьи 57 ЖК РФ и статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей жилой площади во внеочередном порядке не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе выделении субвенций из областного и федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование прокурора о предоставлении Макаровой О.Н. жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению, независимо от даты принятия ее на учет, наличия других лиц, поставленных на учет ранее истца и выделении субвенций из областного и федерального бюджета.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Ответчик в силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Аларского района удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального образования «Аларский район» предоставить Макаровой Ольге Николаевне жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Табарсук», отвечающее требованиям, установленным санитарно-техническими правилами и нормами, благоустроенное, применительно к условиям Табарсукского сельского поселения, площадью не менее 33 квадратных метра.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано апелляционное представление в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме в Иркутский областной суд через Аларский районный суд.
Судья
Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева