Дело № 2-179 (2014) Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2014 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Л.В. Сисюра,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Кардаполовой Ю.А., действующей на основании доверенности от 16.09.2013 г., сроком действия по 16.09.2016 г. (л.д. 132),
представителя ответчика ОАО «РУСАЛ Ачинск» Витюговой Н.А., действующей на основании доверенности от 25.01.2013 г., сроком действия по 06.11.2015 г. (л.д. 78),
при секретаре Саюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск» о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Ачинске обратилось в суд с исковым заявлением к ОАО «РУСАЛ Ачинск» с требованием обязать ответчика исполнить требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных норм и правил, а именно довести уровень звука на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня 80 дБА, установленного с учетом тяжести и напряженности трудового процесса в срок до 08.09.2014 г.
Исковые требования мотивированы тем, что 17.08.2012 г. специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске при проведении административного расследования в отношении должностного лица - начальника цеха выщелачивания спека открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» (далее по тексту - ОАО «РУСАЛ Ачинск») Семенцова C.O., по факту установленного профессионального заболевания у чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» ФИО3 обнаружено, что должностным лицом - начальником цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» ФИО4 допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в части превышения уровня шума на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск».
В связи с выявленным нарушением начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске - главным государственным санитарным врачом по г.г. Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсскому, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам Ф.Х. Адуловой Ответчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от 03.09.2012 г. (далее - предписание). В соответствии с вышеуказанным предписанием Ответчику предписывалось в срок 03.09.2013 г. устранить выявленное нарушение санитарного законодательства в части доведения уровня звука на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным ФЗ, в отношении Ответчика с 04.09.2013 г. было начато проведение внеплановой проверки.
В ходе проведения проверки установлено, что 04.09.2013г. юридическим лицом ОАО «РУСАЛ Ачинск», не исполнено предписание, а именно, не устранено в установленный срок 03.09.2013г. нарушение требований части 1 статьи 24, части 2 статьи 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственном оборудованию и рабочему инструменту», п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» в части доведения уровня звука на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня.
Для установления обстоятельств по делу об административном правонарушении определением о назначении экспертизы № от 11.09.2013 г. назначена экспертиза соответствия (не соответствия) фактического уровня шума на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» предельно допустимому уровню в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Обстоятельства не исполнения ОАО «РУСАЛ Ачинск» в установленный срок предписания объективно подтвердились экспертным заключением о соответствии (несоответствии) санитарным нормам уровней шума (эквивалентного уровня звука) на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» № от 13.09.2013 г., выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в городе Ачинске на основании протокола измерений физических факторов № от 12.09.2013 г.
По факту неисполнения предписания в отношении Ответчика возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении № от 19.09.2013 г.
На момент предъявления настоящего искового заявления предписание Ответчиком не исполнено, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено, в связи с чем, истец обратился в суд с данным иском. (л.д. 2-7).
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Кардаполова Ю.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Ранее в судебном заседании пояснила, что ответчиком не доведен уровень звука на рабочем месте чистильщика отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня, установленного с учетом тяжести и напряженности трудового процесса. В настоящее время у ОАО «РУСАЛ Ачинск» имеется реальная возможность уменьшить шум в цехе выщелачивания спека и довести его до предельно допустимого согласно требованиям санитарных норм, а именно, применением звукопоглощающих конструкций - увеличением поверхностной плотности полотна дверей, плотной пригонкой полотна к коробке, устранением щелей между дверью и полом при помощи порога с уплотняющими прокладками, а также установлением уплотняющих прокладок в притворах дверей в рабочей комнате чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из -под химических веществ) в отделении выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск»; применением акустических экранов; применением глушителей шума в системах вентиляции - от вентилятора по пути распространения по воздуховодам следует предусматривать центральные (непосредственно у вентилятора) и концевые (в воздуховоде перед воздухораспределительными устройствами) глушители шума. Использование на рабочем месте только лишь средств индивидуальной защиты недостаточно. В связи с чем, просила обязать ответчика довести уровень звука на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня 80 дБА, установленного с учетом тяжести и напряженности трудового процесса в срок до 08.09.2014 г. (л.д. 158, 184 – оборот листа).
Представитель ответчика ОАО «РУСАЛ Ачинск» Витюгова Н.А. в судебном заседании по заявленным исковым требованиям возражала в полном объеме по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела возражениям на иск, из которых следует, что Трудовой Кодекс РФ допускает возможность работы во вредных или опасных условиях труда при условии, что работник проинформирован о наличии вредных и опасных факторов на его рабочем месте; работник обеспечен СИЗ, которые уменьшают воздействие вредных факторов на работника (в данном случае снижают уровень шума, доходящий до звукового анализатора работника и, соответственно, уменьшают вредное воздействие); при наличии вредных и опасных факторов работник получает доплату за вредные условия труда и/или сокращенный рабочий день и/или досрочный выход на пенсию.
Для определения условий труда проводится аттестация рабочих мест (оценка условий труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов), по результатам которой определяются условия труда, необходимые средства индивидуальной защиты, необходимые доплаты, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда (ст. 209 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда").
Согласно пункту 1.5 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05, утв. Ро-спотребнадзором 29.07.2005, в тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен (в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ. Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий (организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника - рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.).
После проведения проверки какие-либо рекомендации по уменьшению воздействия вредных факторов (сколько времени максимально может работник находиться во вредных условиях или какой степени защиты должны быть средства индивидуальной защиты) Истец ответчику не выдавал. А оценку факторов рабочей среды и трудового процесса согласно п. 1.9. Руководства Р 2.2.2006-05 может дать либо Роспотребнадзор, либо специально аккредитованная организация.
Обязанности в области охраны труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, выполняются ОАО «РУСАЛ Ачинск» в полном объеме: проведена аттестация рабочего места чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ), по результатам оценки условий труда гарантированы компенсации (повышенный размер оплаты труда - 20%, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - 14 календарных дней, продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю, тем самым
уменьшается время воздействия вредного фактора на организм работника, выдача молока, право на досрочную пенсию), обеспечение работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты с акустической эффективностью до 35 дБ.
При этом согласно карте аттестации рабочего места чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) № 350, при выполнении трудовых обязанностей работником используется оборудование - кувалда, отбойный молоток, которые не могут не издавать шум, и эксплуатация которых допускается только при условии применения средств индивидуальной защиты, снижающих шум до уровней, установленных ГОСТ 12.1.003-83, т.е. до 80 дБ. При условии применения работниками СИЗ, учитывая акустическую эффективность наушников, уровень шума на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) составляет порядка 50 дБ.
ОАО «РУСАЛ Ачинск» принимает все меры для обеспечения нормальных (безопасных) условий работы во вредных или опасных условиях труда с предоставлением гарантий и компенсаций за такую работу, предусмотренных законом. Иных действий, направленных на обеспечение безопасных условий труда и санитарно-эпидемиологическое благополучие работников, действующее законодательство не предусматривает.
На основании вышеизложенного, считает, требования норм действующего санитарного законодательства ответчиком не нарушены, в связи с чем, просит в иске отказать. (л.д. 79-82, 184 – оборот листа).
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписанийи санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ (ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда (ч. 2 ст. 25 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
В соответствии с требованиями п.5.3.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест, разработаны с учетом категорий тяжести напряженности труда, предельно допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности. Для предприятий на постоянный рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятий предельно допустимый уровень установлен в 80 дБА.
Производственный шум - это совокупность звуков различной интенсивности и частоты, беспорядочно изменяющихся во времени и вызывающих у работающих неприятные субъективные ощущения, относится к классу физических факторов производственной среды.
Параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам (п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03).
Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Ст. 209 ТК РФ определяет условия труда, как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Из материалов дела следует, 17.08.2012 г. специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске при проведении проверки обнаружено, что должностным лицом - начальником цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» Семенцовым С.О. допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в части превышения уровня шума на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск».
В связи с выявленным нарушением начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске - главным государственным санитарным врачом по г.г. Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсскому, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам Ф.Х. Адуловой Ответчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от 03.09.2012 г. В соответствии с данным предписанием Ответчику предписывалось в срок 03.09.2013 г. устранить выявленное нарушение санитарного законодательства в части доведения уровня звука на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня. (л.д. 12-13).
Распоряжением Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» № от 12.08.2013 г., с целью проверки выполнения предписания от 03.09.2012 г., было принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОАО «РУСАЛ Ачинск». (л.д. 17-19, 20,21).
В ходе проведения проверки установлено, что 04.09.2013г. юридическим лицом ОАО «РУСАЛ Ачинск» по адресу: <адрес> не исполнено предписание, а именно, не устранено в установленный срок 03.09.2013г. нарушение требований части 1 статьи 24, части 2 статьи 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственном оборудованию и рабочему инструменту», п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» в части доведения уровня звука на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня.
Как установлено по делу, 11.09.2013 г. с 1030до 1530 часов на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» были проведены инструментальные измерения уровней шума. (л.д. 26-29).
Для установления обстоятельств по делу об административном правонарушении определением о назначении экспертизы № от 11.09.2013 г. назначена экспертиза соответствия (не соответствия) фактического уровня шума на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» предельно допустимому уровню в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, проведение экспертизы поручено эксперту филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в городе Ачинске. (л.д. 30-31).
Обстоятельства неисполнения ОАО «РУСАЛ Ачинск» в установленный срок предписания объективно подтвердились экспертным заключением о соответствии (несоответствии) санитарным нормам уровней шума (эквивалентного уровня звука) на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» № от 13.09.2013 г., выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в городе Ачинске на основании протокола измерений физических факторов № от 12.09.2013 г., из которого следует, что на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека определяемый уровень звука составил 84+/_0,7 дБА, при ПДУ 85 дБА (без учёта тяжести и напряженности трудового процесса), обнаруженные уровни звука превышают ПДУ на 4 дБА, что не соответствует требованиям п. 5.3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и п. 2.8. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» и является нарушением требований части 1 статьи 24, части 2 статьи 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ. (л.д. 34-38, 39-43).
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки, 19.09.2013 г. в отношении ОАО «РУСАЛ Ачинск» был составлен протокол № об административном правонарушении. (л.д. 46-50).
Производственный шум является общебиологическим раздражителем, его ущерб здоровью проявляется в виде специфического поражения органа слуха, а также неспецифических поражений в других органах и системах.
Поражение у работника звукового анализатора органа слуха приводит к возникновению профессионально обусловленной тугоухости, основным симптомом которой является снижение слуха.
Из акта о случае профессионального заболевания от 28.08.2012 г., выявленного у работника ОАО «РУСАЛ Ачинск» ФИО3, диагноз: «Двусторонняя нейросенсорная тугоухость с легкой степенью снижения слуха..», следует, что, в целях ликвидации и предупреждения профессиональных заболеваний или отравлений руководству ОАО «РУСАЛ Ачинск» было предложно: на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека принять эффективные меры по улучшению условий труда с разработкой комплекса мер, в т.ч. организационно-технических мероприятий по устранению обнаруженных нарушений санитарных правил; комплексный план улучшения условий труда на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека; разработать мероприятия по снижению времени воздействия вредного производственного фактора (производственного шума, пыли спека) (защита временем) на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека в соответствии с приложением 7 Руководства Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда. (л.д. 169 – 175).
Доводы представителя ответчика о том, что обязанности в области охраны труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, выполняются ОАО «РУСАЛ Ачинск» в полном объеме (проведена аттестация рабочего места чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ), по результатам оценки условий труда гарантированы компенсации (повышенный размер оплаты труда - 20%, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - 14 календарных дней, продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю, тем самым уменьшается время воздействия вредного фактора на организм работника, выдача молока, право на досрочную пенсию), обеспечение работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты с акустической эффективностью до 35 дБ.), суд считает несостоятельными.
Суд пришел к выводу, что до настоящего времени ответчиком ОАО «РУСАЛ Ачинск», при организации технологических процессов, создающих шум, не предприняты все необходимые меры для устранения нарушение требований части 1 статьи 24, части 2 статьи 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственном оборудованию и рабочему инструменту», п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» в части доведения уровня звука на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня – 80 дБА. Из перечня возможных средств защиты от шума, не были применены: звукопоглощающие конструкции - увеличение поверхностной плотности полотна дверей, плотной пригонкой полотна к коробке, устранение щелей между дверью и полом при помощи порога с уплотняющими прокладками, а также установление уплотняющих прокладок в притворах дверей в рабочей комнате чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из -под химических веществ) в отделении выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск»; акустические экраны; глушители шума в системах вентиляции - от вентилятора по пути распространения по воздуховодам следует предусматривать центральные (непосредственно у вентилятора) и концевые (в воздуховоде перед воздухораспределительными устройствами) глушители шума, а, также иные средств защиты от шума.
Как и не представлены представителем ответчика доказательства невозможности их применения.
На основании изложенного, суд считает заявленные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к ОАО «РУСАЛ Ачинск» о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным предоставить ОАО «РУСАЛ Ачинск» срок для исполнения требований части 1 статьи 24, части 2 статьи 25 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03, п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, а именно, довести уровень звука на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня 80 дБА, до 31 декабря 2014 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так, с ответчика ОАО «РУСАЛ Ачинск» в соответствии с правилами ч. 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования город Ачинск в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск» о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства, удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «РУСАЛ Ачинск» исполнить требования части 1 статьи 24, части 2 статьи 25 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03, п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, а именно, довести уровень звука на рабочем месте чистильщика (рабочего, занятого на внутренней очистке резервуаров, баков, цистерн из-под химических веществ) отделения выщелачивания 2 цеха выщелачивания спека ОАО «РУСАЛ Ачинск» до предельно допустимого уровня 80 дБА, установленного с учетом тяжести и напряженности трудового процесса в срок до 31 декабря 2014 года.
Взыскать с Открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинск» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп. (Две тысячи рублей 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Л.В. Сисюра