Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2012 года г. Камышин
Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 21 Волгоградской области мировой судья судебного участка № 20 Волгоградской области Александров В.А., с участием помощника прокурора Камышинского района Волгоградской области Колескиной Т.Я., при секретаре Масленниковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-21-313/ 2012 по иску прокурора Камышинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц, а также в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Гургенян <ФИО1> о взыскании задолженности по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Камышинского района проведена проверка исполнения действующего законодательства об обязательном пенсионном и медицинском страховании, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Пенсионный фонд РФ является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в РФ, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами пенсионного страхования в РФ. Согласно ст. 16 Закона № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью. Исходя из положений ст. 17 Закона № 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда РФ формируется, в том числе, за счёт страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 167-ФЗ индивидуальный предприниматель Гургенян М.А. страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Статьей 14 Закона № 167-ФЗ установлена обязанность страхователей своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. В силу ст. 28 Закона № 167-ФЗ ответчик является плательщиком страховых взносов. Вместе с тем, в нарушение требований Закона, индивидуальный предприниматель Гургенян М.А. своевременно и в полном объёме отчисления в Пенсионный фонд РФ не производила, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 4 155 руб.90 коп. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) обязательное медицинское образование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Исходя из ч. 1 ст. 12 Закона № 326-ФЗ страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона № 326-ФЗ), а также осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (ч. 3 ст. 13 Закона № 326-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 326-ФЗ, к доходам бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования относятся, в том числе, страховые взносы. Страховые взносы также относятся и к доходам территориального фонда обязательного медицинского страхования (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Пенсионный фонд РФ является органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 326-ФЗ индивидуальный предприниматель Гургенян М.А. является страхователем по обязательному медицинскому страхованию.Исходя из п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона № 326-ФЗ, страхователь обязан своевременно и в полном объёме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В нарушение указанных требований Закона, ответчик своевременно и в полном объёме страховые взносы на обязательное медицинское страхование не производил, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 662 руб.49 коп. в Федеральный фонд ОМС и в размере 259 руб.80 коп. - в территориальный фонд ОМС. Неуплата ответчиком страховых взносов приводит к нарушению интересов Российской Федерации в части соблюдения конституционных прав граждан на своевременное и полное пенсионное и социальное обеспечение. Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределённого круга лиц, а также государства. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 14 Федерального закона от 15.12. 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», прокурор просит суд взыскать с индивидуального предпринимателя Гургенян <ФИО1> в пользу УПФР в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области задолженность по страховым взносам в размере 5 078 руб.19 коп.В судебном заседании помощник прокурора Колескина Т.Я., настаивая на требованиях прокурора, пояснения дала аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик индивидуальный предприниматель Гургенян М.А., надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не сообщила суду об уважительных причинах своей неявки и не просила рассмотреть дело в её отсутствие, что в соответствии с п. 4 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела по существу поданного иска.
До начала судебного заседания от представителя третьего лица - заместителя начальника Управления правовой и международной деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования <ФИО2>, действующего на основании доверенности <НОМЕР> от 03.08.2012, поступило письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
До начала судебного заседания от представителя третьего лица - главного специалиста Северного филиала ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <АДРЕС> области» <ФИО3>, действующей на основании доверенности <НОМЕР> от 07.02.2012, поступило письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие.
Третье лицо - ГУ УПФР в г. Камышине и Камышинском районе, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направили своего представителя, не сообщили суду об уважительных причинах их неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, что в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела по существу поданного иска.
Выслушав помощника прокурораи исследовав материала дела, суд находит уточнённый иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объёме заявленных требований, исходя из следующего.
Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Пенсионный фонд РФ является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в РФ, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами пенсионного страхования в РФ. Согласно ст. 16 Закона № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью. Исходя из положений ст. 17 Закона № 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда РФ формируется, в том числе, за счёт страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 167-ФЗ индивидуальныйпредприниматель Гургенян М.А. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 02.08.2012 (л.д. 8-9).
Статьей 14 Закона № 167-ФЗ установлена обязанность страхователей своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В силу ст. 28 Закона № 167-ФЗ ответчик является плательщиком страховых взносов.
Вместе с тем, в нарушение требований Закона, индивидуальный предприниматель Гургенян М.А. своевременно и в полном объёме отчисления в Пенсионный фонд РФ не производила, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 4 155 руб.90 коп., что подтверждается справкой УПФР в г. Камышине и Камышинском районе от 02.07.2012 (л.д. 7). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) обязательное медицинское образование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Исходя из ч. 1 ст. 12 Закона № 326-ФЗ страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона № 326-ФЗ), а также осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (ч. 3 ст. 13 Закона № 326-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 326-ФЗ, к доходам бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования относятся, в том числе, страховые взносы. Страховые взносы также относятся и к доходам территориального фонда обязательного медицинского страхования (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Пенсионный фонд РФ является органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 326-ФЗ индивидуальный предприниматель Гургенян М.А. является страхователем по обязательному медицинскому страхованию. Исходя из п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона № 326-ФЗ, страхователь обязан своевременно и в полном объёме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В нарушение указанных требований Закона, ответчик своевременно и в полном объёме страховыевзносы на обязательное медицинское страхование не производил, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 662 руб.49 коп. в Федеральный фонд ОМС и в размере 259 руб.80 коп. - в территориальный фонд ОМС, что подтверждается справкой УПФР в г. Камышине и Камышинском районе от 02.07.2012 (л.д. 7).
Неуплата ответчиком страховых взносов приводит к нарушению интересов Российской Федерации в части соблюдения конституционных прав граждан на своевременное и полное пенсионное и социальное обеспечение.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределённого круга лиц, а также государства.
В этой связи суд полагает, что требования прокурора, заявленные в защиту интересов неопределённого круга лиц, а также в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Гургенян М.А. о взыскании задолженности по страховым взносам, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён по закону, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В этой связи суд считает необходимым взыскать с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, госпошлину по поданному иску исходя из общей суммы (5 078 руб.19 коп.) удовлетворённых исковых требований в размере 400 руб.00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ст.ст. 45, 103, 167, 194-198 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л:
Взыскать с индивидуального предпринимателя Гургенян <ФИО1> в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области задолженность по страховым взносам в размере 5 078 (пять тысяч семьдесят восемь) руб. 19 коп. Взыскать с индивидуального предпринимателя Гургенян <ФИО4> в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину по поданному иску в размере 400 (четыреста) руб.00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камышинский городской суд в течение месяца через мирового судью судебного участка № 21 Волгоградской области.