Решение по делу № 2-249/2017 ~ М-117/2017 от 06.03.2017

дело №2-249/2017                                                                                                            КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Александровск                                                                                           ДД.ММ.ГГГГ

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,

при секретаре Ендальцевой О.В.,

с участием ст. помощника прокурора г.Александровска Габовой К.С.,

истца Зарифуллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в защиту интересов Зарифуллиной Алины Римовны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

В Александровский городской суд поступило указанное исковое заявление, в котором прокурор г.Александровска, действуя в интересах Зарифуллиной А.Р., просит возложить на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительство Пермского края обязанность предоставить Зарифуллиной А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Зарифуллиной А.Р., предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту его жительства.

В обоснование иска указано, что Зарифуллина А.Р. является лицом из числе детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО4 и отец ФИО5 лишены родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, при этом ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации г.Александровска от ДД.ММ.ГГГГ Зарифуллина А.Р. направлена в детский дом <адрес>. Этим же постановлением за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>

Постановлением главы администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Зарифуллина отчислена из числа воспитанников детского дома и передана под опеку ФИО6, проживающей по адресу: <адрес>. Этим же постановлением признано утратившим силу постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации Яйвинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Зарифуллина А.Р. включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договорам социального найма.

Зарифуллина А.Р., имеющая статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения: не имела и не имеет жилого помещения в собственности, не являлась и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

На настоящее время Зарифуллина А.Р. жилым помещением не обеспечена.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.

Истец Зарифуллина А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила суду, что в настоящее время снимает квартиру, постоянного жилья не имеет, по наследству, в дар жилых помещений ей никто не передавал, в приватизации она ранее не участвовала. Ранее, до возраста 13 лет проживала в приемной семье в <адрес>. Затем была передана в приемную семью в <адрес>, где жила до исполнения 18 лет. Просит выделить ей жилье.

Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, возражений и пояснений по иску не предоставили.

Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили отзыв на исковое заявление, указав, что в соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства лиц данной категории, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно Порядку предоставления лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированных жилых помещений, жилое помещение предоставляется гражданину по месту его жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в других муниципальных образованиях Пермского края, ближайших к месту его жительства.

Не согласны с требованиями прокурора о возложении обязанности по предоставления жилого помещения на ТУ МСР ПК, поскольку предоставление жилых помещений не входит в круг их полномочий. В соответствии с Законом Пермского края №1934-419 от 29.12.2004 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот…» формирование списка детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки данным лицам. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц указанных категорий, формируется территориальными органами Министерства социального развития Пермского края. Согласно информации ТУ МСР ПК Зарифуллина А.Р. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края, отказа в отношении неё не принималось, следовательно, права истца не нарушены.

Кроме того, просят учесть объективно длительный характер формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот на территории Пермского края, который формируется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Формирование и предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с Порядком предоставления достаточно длительная процедура, при которой следует учитывать и периоды приобретения жилых помещений в государственную собственность, периоды включения в специализированный жилищный фонд, а также то обстоятельство, что объекты строительства относятся к перечню товаров, размещение заказов по которым осуществляется путем проведения аукциона.

Третье лицо, привлеченное к участию в деле, - Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, указав, что доводы, приведенные в отзыве Правительства Пермского края, поддерживают.

Третье лицо, привлечённое к участию в деле, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, указав, что поддерживают позицию Правительства Пермского края, просят отказать в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Суд, заслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 1 ст.5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьёй 6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Александровска обратилась Зарифуллина А.Р. с заявлением о том, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего помещения жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушены её права.

Зарифуллина А.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Её родителями записаны ФИО5 и ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Александровского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе, в отношении дочери Зарифуллиной А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти .

Согласно постановлению администрации г.Александровска от ДД.ММ.ГГГГ Зарифуллина А.Р. направлена в детский дом в <адрес>, за ней закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>, в течение всего времени пребывания в госучреждениях.

Постановлением главы администрации Александровского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 назначена опекуном Зарифуллиной А.Р.

Постановлением главы администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Зарифуллина А.Р. отчислена из числа воспитанников МОУ <данные изъяты> в связи с передачей под опеку. Этим же постановлением отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ в части закрепления за Зарифуллиной А.Р. права на жилое помещение.

Зарифуллина А.Р. включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании постановления главы администрации Яйвинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказам ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам и от ДД.ММ.ГГГГ прекращена опека ФИО6 над Зарифуллиной А.Р., она передана под опеку ФИО9.

Зарифуллина А.Р. до настоящего времени зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта на её имя.

Из справки ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Зарифуллина А.Р. по адресу: <адрес>, на регистрационном учете не состояла. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и её дочь были зарегистрированы по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ выбыла на постоянное место жительства по адресу: <адрес>, вместе с несовершеннолетними детьми. ДД.ММ.ГГГГ в связи с лишением ФИО4 родительских прав её дочь Зарифуллину А.Р. определяют в детский дом <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.

Указанная в справке ООО «Коммунальный РКЦ» информация подтверждается карточками регистрации и поквартирными карточками.

По информации Губахинского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ по данным Государственного технического учета объектов капитального строительства на территории г.Александровска и Александровского муниципального района сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Зарифуллиной А.Р. не имеется.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Зарифуллиной А.Р. на объекты недвижимого имущества отсутствует.

В ответе ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес Зарифуллиной А.Р., указано, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда формируется территориальными управлениями Минсоцразвития Пермского края. Зарифуллина А.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Территориальное управление не может сообщить конкретный срок и конкретное место предоставления ей жилого помещения из специализированного жилищного фонда Пермского края.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Зарифуллина А.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, в установленном порядке поставлена на учёт как нуждающаяся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.

Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ТУ Минсоцразвития по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам обязанности по внеочередному предоставлению жилья Зарифуллиной А.Р, суд исходит из того, что Постановлением Правительства Пермского края № 92-п от 01.03.2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.

Таким образом, территориальные органы Минсоцразвития Пермского края осуществляет полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а не в сфере предоставления жилых помещений.

Обстоятельства, вызвавшие необходимость предоставления жилого помещения Зарифуллиной А.Р., соответствуют условиям предоставления жилья, установленным Законом Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот…».

При таких обстоятельствах Зарифуллина А.Р. подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям ч.2 ст.8.1 вышеуказанного Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года, а именно - в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.

При этом судом признаётся обоснованным требование о предоставлении Зарифуллиной А.Р. жилого помещения в муниципальном образовании по месту её проживания и регистрации, поскольку в соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч.3 ст.6 Закона №1939-419 от 29.12.2004 года и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.

Как следует из материалов дела, Зарифуллина А.Р. поставлена на учет как нуждающаяся в жилых помещениях на территории Александровского муниципального района, фактически проживает на территории этого же района, невозможность предоставления жилого помещения по месту её постановки на учет в Александровском муниципальном районе материалами дела не доказана, в связи с этим требования прокурора и истца о предоставлении жилого помещения в муниципальном образовании, ближайшем к месту её жительства, суд признает обоснованными.

Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Зарифуллиной А.Р. жилого помещения в границах территории муниципального образования Пермского края, ближайшем к месту её жительства, соответствует изложенным требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г.Александровска в защиту интересов Зарифуллиной Алины Римовны удовлетворить частично.

Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Зарифуллиной Алине Римовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Зарифуллиной А.Р., предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Александровска к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).

Судья: Шерстобитова Е.Н.

Копия верна.

                      Судья:                                                                                    Е.Н. Шерстобитова

2-249/2017 ~ М-117/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Зарифуллина Алина Римовна
Ответчики
Правительство ПК
ТУ Министерство социального развития ПК
Другие
Министерство строительства и ЖКХ ПК
Министерство Социального развития ПК
Суд
Александровский городской суд Пермского края
Судья
Шерстобитова Е.Н.
Дело на странице суда
aleks--perm.sudrf.ru
06.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2017Передача материалов судье
06.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2017Судебное заседание
07.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2017Дело оформлено
12.01.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее