УИД 19RS0001-02-2020-004785-71 Дело № 2-836/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года с. Аскиз Аскизского района РХ
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Тришканевой И.С.,
при секретаре Малыхиной Ю.Ю.,
с участием представителя истца Потехиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия к Администрации Аскизского района Республики Хакасия об обязании организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее – Минприроды РХ) обратилось в суд с иском к Администрации Аскизского района Республики Хакасия, ООО «АЭРОСИТИ-2000» об обязании организовать действия по ликвидации несанкционированной свалки. Требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведенной в период <дата> по <дата> в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности за исполнением природоохранного законодательства в соответствии с Приказом Минприроды Хакасии от <дата> № №, с целью выявления и принятия мер по ликвидации объектов несанкционированного размещения отходов и навалов мусора выявлено место несанкционированного размещения отходов (несанкционированная свалка) в районе <адрес>, расположенного в кадастровом квартале №, координаты места нахождения № №, визуальное ориентирование – между земельным участком с кадастровым номером № и дамбой наименование реки>. Сославшись на положения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> №, проанализировав положения Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», Межгосударственный стандарт «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», указав на отсутствие приведенных участков в территориальной схеме, утвержденной приказом Минприроды Хакасии от <дата> №, с учетом уточнения требований просил обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в районе аала <адрес>, расположенную в кадастровом квартале №, координаты места нахождения № №, визуальное ориентирование – между земельным участком с кадастровым номером № и дамбой наименование реки>, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от <дата> в связи с отказом истца от иска прекращено производство по настоящему гражданскому делу в части требований Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия к ООО «АЭРОСИТИ -2000».
Определением Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия.
Представитель ответчика Потехина Л.В., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлениях от <дата> №, от <дата> № утверждала, что содержание используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» термина «организация» применительно к обязательству муниципального района по организации сбора, вывоза, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципального образования. Указала на то, что поскольку несанкционированная свалка расположена на территории аала Анхаков, жители которого частично ликвидировали данную свалку, Администрация Аскизского района Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком по делу.
Истец, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «АЭРОСИТИ 2000», Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
В силу положений пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По смыслу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом перечень способов защиты права не является исчерпывающим.
Частью 1 статьи 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьёй 1 Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 N 48 (ред. от 05.12.2019) «О Правительстве Республики Хакасия» предусмотрено, что Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия, возглавляемым Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия. В систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия входят Правительство Республики Хакасия, министерства, государственные комитеты Республики Хакасия, комитеты и иные органы исполнительной власти.
Статьей 15 указанного Закона Республики Хакасия закреплено, что Правительство Республики Хакасия, в том числе осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и охране общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.
При этом статья 16 Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 N 48 «О Правительстве Республики Хакасия», регламентируя полномочия Правительства Республики Хакасия, указывает на то, что Правительство Республики Хакасия объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Хакасия. Положения о министерствах, государственных комитетах и иных органах исполнительной власти Республики Хакасия утверждаются Правительством Республики Хакасия. Министерства и государственные комитеты Республики Хакасия осуществляют руководство порученными им отраслями государственного управления Республики Хакасия и несут ответственность за состояние и развитие этих отраслей.
В частности, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 N 346 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, согласно которому Минприроды РХ является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, в области регулирования отношений недропользования, в области водных отношений, в области лесных отношений, в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, в области обеспечения радиационной безопасности, в области экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области обращения с животными согласно компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что на основании и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия Минприроды РХ осуществляет полномочия, в том числе в области охраны окружающей среды, участвуя в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Хакасия, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Кроме того, пунктом 2.1.1.10 Положения закреплено также право Минприроды РХ на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что Минприроды РХ является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия на осуществление контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и управомочено на обращение в суд с настоящим иском, направленным на ограничение деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9).
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3 указанной статьи).
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В статье 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Как следует из содержания акта обследования территории от <дата>, фототаблицы, являющейся приложением к данному акту, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что по результатам проведенной Минприроды РХ в рамках осуществления деятельности по государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) рейдового осмотра территории Аскизского района Республики Хакасия в районе аала Анхаков выявлена несанкционированная свалка, примерной площадью № га (№ м*№ м), примерным объемом № куб. м., включающая отходы ТКО (полиэтиленовую тару, пластиковые отходы, изделия из полиэтилена, бумажные отходы, пластиковые бутылки и др.), отходы от строительных работ (отходы рубероида, кирпича, утеплителя, обрезки пластика), золошлаковые отходы, отходы древесные, отходы коры, покрышки автомобильные, и другие виды отходов. Несанкционированная свалка расположена в кадастровом квартале №, координаты места нахождения № №, визуальное ориентирование – между земельным участком с кадастровым номером № и дамбой наименование реки>
<дата> Минприроды РХ было направлено сообщение о ликвидации несанкционированных свалок, включающих свалку, указанную в настоящем исковом заявлении, с указанием на необходимость направления в адрес Минприроды РХ информации о проводимых мероприятиях, а также копий уведомлений о ликвидации свалок правообладателей земельных участок, на которых расположены несанкционированные свалки, в срок до <дата>.
Из содержания акта обследования территории земельного участка указанного земельного участка от <дата>, составленного старшим государственным инспектором Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, усматривается, что в ходе проведенного <дата> указанного земельного участка выявлено наличие в одной части земельного участка смешения отходов с грунтом, на остальной части участка произведено сдвигание в котлован земной массы, перемешанной с отходами. Вместе с тем на данной территории установлен щит с указанием на запрет свалки мусора.
Таким образом, на момент разрешения судом по существу настоящего спора доказательств полной ликвидации образовавшейся на данном земельном участке свалки в материалах дела не имеется.
В силу статьи 7 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 указанного Закона к вопросам местного значения городского, сельского поселения, относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно частям 3 и 4 статьи 14 названного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18 части 1 статьи 14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Статьей 2 Закона Республики Хакасия от 07 ноября 2014 г. № 84 - ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 10).
В части 2 статьи 8 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района (статья 3.3Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, с учетом внесенных в них изменений, указывают на участие органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированной свалки на территории Аскизского сельсовета Аскизского района должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия указанный земельный участок расположен в границах населенного пункта <адрес>, информация о правообладателе, адресе и кадастровом номере земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
На основании изложенного, учитывая, что представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Аскизского сельсовета Аскизского района, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется Администрацией муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия, учитывая, что в силу положений пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, суд приходит к выводу о возложении обязанности по организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки на территории вышеназванного земельного участка на Администрацию Аскизского района Республики Хакасия.
В силу вышеуказанных обстоятельств суд считает доводы ответчика о том, что Администрация Аскизского района Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком, несостоятельными.
Разрешая требования истца о сроке, в течение которого обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки должна быть исполнена ответчиком, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений, учитывая характер обязанности, возложенной судом на ответчика, являющегося органом местного самоуправления, по организации деятельности, связанной с ликвидацией несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке со значительной площадью, учитывая объем и место расположения свалки, зимнее время года, погодные условия, принимая во внимание совокупность приведенных норм и разъяснений, суд приходит к выводу о том, что требуемый в исковом заявлении и уточнении к нему срок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является недостаточным для исполнения ответчиком указанной обязанности, в связи с чем считает целесообразным установить такой срок в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Аскизского района Республики Хакасия в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, координаты места нахождения № №.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева
Мотивированное решение изготовлено и подписано <дата>.
Судья (подпись) И.С. Тришканева