2-39/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2014 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Рагулиной О.А.,
с участием истца Егоровой З.Г.
представителя ответчика Администрации г.Ачинска – Маслак С.А.., действующей по доверенности от 09.01.2014г.,
третьего лица Карчебной Г.Г.,
представителя третьего лица войсковой части №97646 Сидак О.Ф., действующего по доверенности от 09.12.2013г. (л.д.103),
при секретаре Жикулиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егоровой ЗГ к Администрации г.Ачинска об определении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Егорова З.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г.Ачинска об определении границ земельного участка, мотивировав требования тем, что в ноябре 1995г. был составлен план границ земельного участка по адресу г.Ачинск ул.К **, площадью 988кв.м. Данный земельный участок был предоставлен в собственность на основании Постановления Администрации г.Ачинска от 07.12.1995г., о чем выдано свидетельство на право собственности на землю 19.01.1996г. При проведении межевых работ на участке в 2011г. были смещены точки 13-14 границы участка в восточную сторону. В силу правовой неграмотности она подписала межевой план, хотя продолжила пользоваться всем участком. Участок был поставлен на кадастровый учет. В настоящее время Администрация предложила сформировать спорный земельный участок площадью 97кв.м., при этом указав, что оформить права на данный земельный участок возможно через торги. С чем она не согласна, поскольку данный участок предоставлялся ей в 1995г., она им пользуется с указанного времени. В связи с чем, просит обязать установить границы земельного участка в рамках границ плана участка, выполненного 05.11.1995г. (л.д.3).
Определением суда от 28 ноября 2013г. в качестве третьих лиц привлечены смежные землепользователи Карчебная Г.Г., войсковая часть № 97646 (л.д.73).
Определением суда от 30.12.2013г. в качестве третьих лиц привлечены ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Красноярском крае, ФБУ «Кадастровая палата по Красноярскому краю» (л.д.118).
В судебном заседании истица Егорова З.Г. поддержала исковые требования, суду пояснила, что земельный участок был предоставлен ей в собственность в 1995г., поставлен на кадастровый учет в 2003г. С северной стороны участка расположена войсковая часть, от которой участок был отгорожен двойным забором, один из которых за давностью лет пришел в негодность и она его разобрала, поставив новый забор и увеличила таким образом площадь своего участка в данном направлении. Впоследствии в 2011г. ею проводилось межевание земельного участка, устанавливались границы земельного участка. При этом кадастровым инженером самовольно были смещены точки 13-14 в восточную сторону. В связи с чем, границы участка фактически были сдвинуты. Ранее на это внимания она не обращала, т.к. площадь земельного участка не изменилась. Полагает, что в данном случае имеет место кадастровая ошибка. В связи с чем, просит обязать ответчика установить границы земельного участка в рамках границ плана участка 1995г.
Представитель ответчика Администрации г.Ачинска Маслак С.А., действующая по доверенности от 09.01.2014г. (л.д.72) по иску возражала, указав, что спорный земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет. В 2011г. было произведено межевание и уточнены границы. Таким образом, границы земельного участка установлены, повторно устанавливать их нет оснований. Изменить границы земельного участка в соответствии с планом границ 1995г., также нет оснований, поскольку каких-либо доказательств того, что была допущена кадастровая ошибка истцом не представлено. В иске просила отказать.
Данная позиция изложена в письменном отзыве по делу (л.д.104).
Представитель третьего лица войсковой части №97646 Сидак О.Ф., действующий по доверенности от 09.12.2013г. (л.д.103) по иску возражал, указав, что земельный участок, используемый войсковой частью находится в федеральной собственности. Обстоятельства, указанный истцом о переносе заборе войсковой части и увеличении таким образом земельного участка не соответствуют действительности. Границы земельного участка войсковой части определены. Территория огорожена забором, который никуда не переносился и территория части в связи с этим не изменялась.
Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве (л.д.91).
Третье лицо Карчебная Г.Н. по иску возражала, суду пояснила, что истцом самовольно расширена граница земельного участка. Впоследствии было проведено межевание принадлежащего истцу земельного участка с установлением границ. Доказательств кадастровой ошибки в данном случае нет. Спорный участок, на который в настоящее время претендует истица является смежным с ее участком и она также вправе претендовать на него. В иске просила отказать (л.д.113).
Представители третьих лиц- ФГКУ «Сибирское ТУИО», Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Красноярском крае, будучи уведомленными о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, отзывы по иску не представили (л.д.135).
Представитель третьего лица – ФГБУ «Кадастровая палата по Красноярскому краю», будучи уведомленным о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание также не явился и возражений по делу не представил, при этом просил рассматривать дело в свое отсутствие по имеющимся доказательствам (л.д.136).
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельный участок - это часть поверхности земли, границы которой должны быть описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
В силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исходя из смысла ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктами 8, 9 названной нормы установлено, что площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 5 ст. 40 названного Закона споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 1.2. Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996 г. установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Согласно Письму Федеральной службы земельного кадастра России от 10.04.2003 г. N СС/270 "О проведении территориального землеустройства" межевание земельного участка как мероприятие по установлению на местности границ земельных участков является необходимым и обязательным в том случае, если без его проведения невозможно идентифицировать положение земельного участка и его границ на местности, а, следовательно невозможно его использование без нарушения прав собственников смежных с ним земельных участков.
Судом установлено, что Егорова З.Г. являлась собственником земельного участка общей площадью 988,30 кв.м., расположенного по адресу в г.Ачинске Красноярского края, ул.К, ** на основании свидетельства на право собственности на землю ККР ***, выданного 19.01.1996г. (л.д.4-5).
Постановлением Главы г.Ачинска изменился адрес земельного участка с ул.Кирова, дом 5 на ул.Кирова, дом 5Г (л.д.139).
Право собственности на указанный земельный участок, площадью 988,3 кв.м. зарегистрировано за Егоровой З.Г. 09 апреля 2008 г. (л.д.20).
18.11.2003г. земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер ***. При этом в кадастровом плане имеется отметка о необходимости уточнения местоположения границ земельного участка при межевании (л.д.25-26).
14.06.2011г. проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельного участка (л.д.30-39), выдан кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером *** поставлен на кадастровый учет (л.д.44-45).
Данный работы приняты заказчиком Егоровой З.Г., претензий по межеванию не имела, что подтвердила в судебном заседании сама истица.
Как следует из заключения кадастрового инженера, по результатам кадастровых работ получена площадь земельного участка- 988 кв.м., что не соответствует площади по сведениям государственного кадастра недвижимости 988,6 кв.м., так же было выявлено, что данный земельный участок фактически расположен в двух кадастровых кварталах с номерами *** и **. В настоящее время границы земельного участка сложились исторически и имеют другую конфигурацию и смежных землепользователей (л.д.36).
В настоящее время истицей заявлены требования об установлении границы земельного участка по плану от 05.11.1995г.
Вместе с тем, границы спорного земельного участка в настоящее время уже установлены, установить их повторно не представляется возможным.
Как следует из пояснений истицы, фактически она просит об изменении границ земельного участка в рамках границ плана участка, выполненного аэрогеодезическим предприятием «Объединенная комплексная экспедиция» №6 от 05.11.1995г., поскольку в 2011 границы участка были установлены неверно.
Однако, ссылка истицы на наличие кадастровой ошибки при межевании участка и установлении границ в 2011г. не нашла своего подтверждения в судебном заседании.
Так, в силу ст.28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Вместе с тем, как следует из показаний свидетеля Назаренко А.Д., ООО «Бюро инвентаризации и землеустройства» (геодезистом которого он является) проводило межевание земельного участка истица. Он выезжал в июне 2011г. для произведения замеров и уточнения границ на месте по заявке Егоровой З.Г. по адресу в г.Ачинске, ул.К, **. Каких-либо сведений о том, что границы участка были определены до июня 2011г., в кадастре не было. Границы были определены лишь условно, в настоящее время границы устанавливаются по координатам Х и Y, с установлением точек границ. Границы были установлены по фактическому пользованию и пояснениям заказчика. При этом Егорова З.Г. о том, что участок земли вдоль забора со стороны войсковой части ей не принадлежит, ничего не говорила, указав при этом, начало ее участка от самого забора. По окончании замеров, общая площадь участка была установлена 988кв.м., что соответствовала правоустанавливающим документам заказчицы. Никаких возражений относительно согласования местоположения границ земельного участка ни от смежных землепользователей, ни от самой заказчицы не поступило. Она приняла проведенные нами работы по межеванию, подписала соответствующий акт. Никаких наложений на другие земельные участки допущено не было. Кадастровой ошибки в данном случае нет.
Довод Егоровой З.Г. о том, что кадастровым инженером произведено самовольно смещение границ земельного участка в сторону войсковой части, не нашел своего подтверждения в судебном заседании и опровергается как показаниями свидетеля Назаренко А.Д., так и других свидетелей, допрошенных в судебном заседании.
Так, свидетели Полякова Н.В. и Евлампиев С.В., являющиеся сотрудниками войсковой части пояснили, что земельный участок, используемый войсковой частью поставлен на кадастровый учет, является федеральной собственностью. Границы участка определены актом на право пользования землей, обозначены в плане землепользования. Земли войсковой части отгорожены от смежных участков забором, в том числе и от участка истицы. Забор пустых пролетов не имеет, никогда не сносился и не переносился. Площадь и граница земельного участка войсковой части не изменялась.
Таким образом, каких-либо доказательств, свидетельствующих о допущении кадастровой ошибки, истцом не представлено и судом не установлено. Иных оснований для изменения границ земельного участка истицей не заявлено.
При этом судом также учитывается, что в отношении земельного участка, смежного с земельным участком третьего лица Карчебной Г.Н., на который в настоящее время претендует истица, 10 июня 2013г. проведено межевание, установлены границы, участок поставлен на кадастровый учет как вновь образованный, с присвоением кадастрового номера *** (л.д.46-57,62-63).
Межевание и установление границ производилось по заказу Егоровой З.Г., проведенные работы ею также приняты, что свидетельствует о том, что указанный земельный участок она расценивает как самостоятельный, не относящийся к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку, общей площадью 988,3кв.м.
Фактический размер земельного участка Егоровой З.Г. соответствует имеющимся у нее правоустанавливающим документам на указанный земельный участок, оснований для установления границ земельного участка в размере превышающем величину, установленную правоустанавливающим документом, за счет иного земельного участка не имеется.
Кроме этого, изменить границы земельного участка, установив их по плану участка, составленному 05.11.1995г., о чем заявлено истцом, не представляется возможным, поскольку в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. В представленном истицей плане геоданные являются условными, что подтвердил в судебном заседании геодезист Назаренко А.Д., необходимые координаты Х и Y не определены.
Иные требования истцом не заявлялись.
Таким образом, суд считает необходимым по заявленным требованиям истца -об установлении границ земельного участка, расположенного в г.Ачинске, ул.К ** в рамках границ плана участка, выполненного 05.11.1995г.- отказать.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Егоровой ЗГ в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Ачинска об установлении границ земельного участка, расположенного в г.Ачинске, ул.К **** в рамках границ плана участка, выполненного Красноярским аэрогедезическим предприятием «Объединенная комплексная экспедиция № 6» от 05.11.1995г.- отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья О.А. Рагулина