РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Адамовка 04.06.2012 г.
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бобылевой Т.В.,
при секретаре Заикиной И.В.,
с участием помощника прокурора Адамовского района Замориной Ю.А.,
представителя ответчика Сироты В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области и администрации МО « <данные изъяты> сельсовет» и обязании принять меры к устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства,
Установил:
Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер к организации консервации биотермической ямы и возложении на Правительство Оренбургской области обязанности мер к проведению консервации биотермической ямы, расположенной в <адрес> МО « <данные изъяты> сельсовет» и признании незаконным бездействия администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет», выразившегося в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств на обеспечение надлежащего санитарного состояния биотермической ямы и проведение консервации биотермической ямы, расположенной на территории муниципального образования в <адрес>.
В обоснование иска прокурор указал, что на территории МО « <данные изъяты> сельсовет» в <адрес> имеется биотермическая яма (яма Беккари), которая в настоящее время не эксплуатируется, однако на территорию ямы Беккари имеется свободный доступ, что не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям и создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека, и предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. Считает, что принятие мер по содержанию скотомогильника является обязанностью Правительства Оренбургской области. Незаконное бездействие со стороны администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» выражается в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области с вопросом о выделении денежных средств на обеспечение надлежащего санитарного состояния биотермической ямы и проведение ее консервации.
Орский межрайонный природоохранный прокурор просил суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации консервации в установленном порядке места захоронения биологических отходов ( ямы Беккари), расположенной в <адрес> муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» Адамовского района Оренбургской области.
Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 31.12.2012 года принять меры к проведению консервации биотермической ямы ( ямы Беккари), расположенной в <адрес> муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» <данные изъяты>, а именно :
- провести шурфирование территории вокруг биотермической ямы и исследование проб грунта в ветеринарной лаборатории с целью исключения возбудителей сибирской язвы;
- провести консервацию биотермической ямы : для чего забетонировать куполообразно территорию биотермической ямы, толщина слоя бетона по краям должна составлять не менее 0,4 метра от поверхности земли, в центре купола 0,8 метра. Общая площадь забетонированной поверхности над биотермической ямой должна составлять не менее 100 квадратных метров;
- огородить территорию биотермической ямы забором из металлических прутьев высотой не менее 1,5 метра;
- установить по углам ограждений металлические таблички с надписью « Биотермическая яма закрыта».
Также, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» Адамовского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по решению вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных на территории муниципального образования – выделению денежных средств на обеспечение надлежащего санитарного состояния места захоронения биологических отходов ( ямы Беккари), расположенной на территории муниципального образования в п<адрес>.
В последующем, Орский межрайонный природоохранный прокурор исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации надлежащего обустройства и содержания места захоронения биологических отходов ( ямы Беккари), расположенной в <адрес> муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» <адрес>.
Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 31.12.2013 года принять меры к приведению биотермической ямы ( ямы Беккари) в <адрес> муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» <данные изъяты> в надлежащее состояние в соответствии с законодательством :
- огородить территорию биотермической ямы глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами;
- восстановить осевшие насыпи старой могилы путем возведения кургана высотой не менее 0,5 метра над поверхностью земли.
Также, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по решению вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных на территории муниципального образования – выделению денежных средств на устройство и содержание биотермической ямы ( ямы Беккари), расположенной на территории муниципального образования в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Заморина Ю.А., действующая в интересах истца, исковые требования поддержала. Просила исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям и обстоятельствам.
Представитель ответчика Правительства Оренбургской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно поступившему заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В отзыве на исковое заявление представитель Правительства Оренбургской области ФИО9 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями не согласился и просил в иске прокурору отказать.
Представитель ответчика администрации МО « <данные изъяты> сельсовет» Сирота В.И. иск не признал. Пояснил, что на территории МО « Совхозный сельсовет» имеется недействующий скотомогильник, в котором население поселка производило захоронение останков животных. Балансодержателя у скотомогильника не имеется. Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возможность нахождения скотомогильника в собственности органов местного самоуправления не предусмотрена. Исходя из того, что скотомогильники могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то правовых оснований просить у Правительства Оренбургской области денежные средства на устройство и содержание данной ямы у администрации МО « <данные изъяты> сельсовет» не имеется.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Актом осмотра местности (объекта) от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается, что биотермическая яма, находящаяся на территории администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет», расположена в № км. от <адрес> области по направлению на восток, имеет площадь около № кв.м. На момент осмотра захоронение животных не производится. Яма ограждена деревянным забором, имеется свободный доступ животных и человека. Территория ямы заросла травой. По периметру ямы с внутренней стороны забора имеется ров, который на момент осмотра обвалился. Яма заполнена и перестала эксплуатироваться по назначению. На момент осмотра над ямой отсутствует навес, вытяжная труба, помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Наличие указанных в акте нарушений требований ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации и содержании указанной биотермической ямы подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 который показал, что биотермическая яма является недействующей и до настоящего времени в надлежащее состояние в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства не приведена, требуется огородить территорию биотермической ямы глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами и восстановить осевшие насыпи старой могилы путем возведения кургана высотой не менее 0,5 метра над поверхностью земли.
Проведение указанных мероприятий по приведению биотермической ямы в надлежащее состояние предусмотрено п.5.6., 6.7. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Правительство Оренбургской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Оренбургской области, участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
В соответствии со ст. 1 областного закона "О Правительстве Оренбургской области" Правительство Оренбургской области является коллегиальным органом и обладает правами юридического лица.
Согласно ст. 21 названного закона в сфере охраны окружающей среды и природопользования Правительство Оренбургской области организует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих такому контролю и находящихся на территории Оренбургской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. обеспечивает реализацию мер по борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Согласно ст. 23 областного закона Правительство Оренбургской области осуществляет единую государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2005 N 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор" в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации; утвердить план мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий; создать оперативный штаб по обеспечению выполнения указанного плана.
В силу вышеуказанных действующих норм права на уровне Оренбургской области органом, который разрабатывает и осуществляет меры государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих такому контролю и находящихся на территории области, является Правительство Оренбургской области. Обязанность по надлежащему содержанию, в соответствии с санитарно-ветеринарными правилами, скотомогильников возложена на Правительство Оренбургской области. В силу чего иск к Правительству Оренбургской области прокурором заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Согласно п. 5.1, 6.10 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судом установлено, что имеющаяся на территории администрации МО « <данные изъяты> сельсовет» биотермическая яма на балансе администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» не состоит и является бесхозяйной.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», не предусматривает возможности обращения в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагает на органы местного самоуправления участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.п.8,23 ст. 14).
Прокурором к администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» предъявлен иск о признании незаконным непринятия мер по обращению в Правительство Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств на устройство и содержание биотермической ямы.
Бездействие юридического лица может быть признано незаконным в случае неисполнения им полномочий, относящихся к его компетенции.
Действующее федеральное законодательство, законы Оренбургской области, иные нормативные акты не возлагают на администрации сельских ( поселковых) муниципальных образований обязанность по обращению к Правительству Оренбургской области за предоставлением денежных средств на устройство и содержание биотермических ям, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
Действующее законодательство в области бюджетных отношений между субъектом Российской Федерации и муниципальными администрациями не наделяет сельские муниципальные образования правомочием обращаться к Правительству области с запросами о предоставлении денежных средств на объекты недвижимости, не находящиеся в собственности.
Правовых норм, обязывающих администрации муниципальных образований обращаться к Правительству области с запросами о предоставлении денежных средств на обустройство и эксплуатацию скотомогильников и биотермических ям не имеется.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» не передавались.
В связи с чем, оснований для удовлетворения иска прокурора к администрации МО « <данные изъяты> сельсовет», суд не находит.
Таким образом, иск Орского межрайонного природоохранного прокурора подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации надлежащего обустройства и содержания места захоронения биологических отходов ( ямы Беккари), расположенной в <адрес> муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» <адрес>.
Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 31.12.2013 года принять меры к приведению биотермической ямы ( ямы Беккари) в <адрес> муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» <адрес> в надлежащее состояние в соответствии с законодательством :
- огородить территорию биотермической ямы глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами;
- восстановить осевшие насыпи старой могилы путем возведения кургана высотой не менее 0,5 метра над поверхностью земли.
Орскому межрайонному природоохранному прокурору в иске к администрации муниципального образования « Совхозный сельсовет», отказать в полном объеме заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Адамовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 04.06.2012 года.
Судья :