Дело № 5-770/2022
УИД 29MS0014-01-2022-004588-73
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
27 июня 2022 года г. Котлас
Мировой судья судебного участка № 1 Котласского судебного района Архангельской области Лукина Анна Александровна, рассмотрев по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пер. Воровского, д. 8,
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Южный» Лариковой Галины Анатольевны, ...
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении на основании пункта 8 статьи 18 Федерального закона № 402-ФЗ введен Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденный Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@) (далее - Порядок). Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в налоговый орган посредством использования официального сайта ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, обеспечивающего обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и экономическим субъектом (пункт 3 Порядка). При сроке представления в налоговый орган обязательного экземпляра отчетности экономическим субъектом в виде электронного документа, установленном пунктом 5 статьи 18 Федерального закона № 402-ФЗ - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, то есть за 2021 год - не позднее 31.03.2022, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидатором ООО «Южный» фактически не представлена. Непредставление ООО «Южный» в налоговый орган экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год в установленный законом срок является ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей ликвидатором Лариковой Г.А., т.к. на неё возложена обязанность по организации своевременного представления полной и достоверной отчетности, что свидетельствует о наличии в действиях должностного лица состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Ларикова Г.А. извещалась надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, заявлений, ходатайств не представила.
Неявка Лариковой Г.А. в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению дела, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1. КоАП РФ мировой судья счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст.2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Статьёй 23 НК РФ перечислены обязанности налогоплательщиков, неисполнение которых влечет за собой установленную законом ответственность.
Налоговой инспекцией бездействие ликвидатора ООО «Южный» Лариковой Г.А. квалифицировано по ст.19.7 КоАП РФ, как непредставление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, поскольку обязанность по предоставлению экземпляра бухгалтерской отчётности установлена Федеральным законом «О бухгалтерском учёте».
В соответствии с пп.5 п.1 ст.23 НК РФ в редакции Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ, действовавшей до 01.01.2020, на всех налогоплательщиков возлагалась обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, подлежащие представлению организациями, утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н.
Федеральным законом от 28.11.2018 N 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в части предоставления бухгалтерской отчётности.
В соответствии с данным Федеральным законом из пп.5 п.1 ст.23 НК РФ исключены положения, касающиеся предоставления годовой бухгалтерской отчётности.
Одновременно указанная статья дополнена подпунктом 5.1, согласно которому налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом. Настоящий Федеральный закон вступил в законную силу с 01.01.2020.
Согласно пояснительной записке к проекту вышеуказанного Федерального закона, основной целью законопроекта является уточнение круга лиц, которые представляют бухгалтерскую (финансовую) отчётность в налоговый орган исходя из нового порядка её предоставления в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона «О бухгалтерском учёте». При этом охват налогоплательщиков-организаций, обязанных представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность (в соответствии со ст.18 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» либо в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ) остаётся неизменным по сравнению с действующим законодательством.
Согласно положениям ст.18 Федерального закона «О бухгалтерском учёте», действовавшей в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляли по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (часть 1 статьи). Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Согласно ч.3 указанной статьи обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями составляли государственный информационный ресурс, ведение которого осуществлялось Росстатом.
Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», вступившим в законную силу в части рассматриваемых положений 01.01.2020, внесены изменения в существовавший ранее порядок предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности.
В частности, в ст.18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» введено понятие государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности), формирование и ведение которого возложено на ФНС России.
Согласно ч.3 указанной статьи в целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
От представления обязательного экземпляра отчетности освобождены организации государственного сектора; Центральный банк Российской Федерации; религиозные организации; организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации; организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.18).
В силу ч.4 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется в срок, установленный частью 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции настоящего Федерального закона: 1) субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа; 2) иными экономическими субъектами в виде электронного документа.
Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» основными целями законопроекта являются упрощение порядка предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчётности. Законопроект направлен на обеспечение реализации принципа «одного окна» при представлении бухгалтерской (финансовой) отчётности в государственные органы. В соответствии с законопроектом обязательный экземпляр бухгалтерской отчётности должен предоставляться в один государственный орган - налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. При этом ФНС России будет формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности и обеспечивать доступ к указанному информационному ресурсу для иных государственных органов и заинтересованных лиц.
Таким образом, годовая бухгалтерская отчётность, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2019 год, предоставляется всеми юридическими лицами в ФНС России и используется налоговым органом, в том числе, в целях осуществления налогового контроля.
Так, согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных НК РФ, в структуру отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок входит анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган. Кроме того, в качестве общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, учитывается, в том числе, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Изменения, внесённые с 01.01.2020 в вышеуказанные Федеральные законы, не отменили обязанность субъектов экономической деятельности предоставлять экземпляр бухгалтерской отчётности в ФНС России, равно как и обязанность налоговых органов анализировать предоставляемую им бухгалтерскую отчётность в целях эффективного осуществления налогового контроля.
Таким образом, учитывая положения пп. 5.1 п.1 ст.23 НК РФ, положения ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете», обязанность налогоплательщика по предоставлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена подпунктом 5.1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, предусмотрен частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, руководитель юридического лица мог быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ, являющейся в рассматриваемом случае специальной нормой по отношению к статье 19.7 названного Кодекса.
Данная правовая позиция выражена в постановлениях Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2021 N 16-3697/2021, от 09.06.2021 N 16-1660/2021.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 и статьей 19.7 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере финансов, налогов и сборов и общественные отношения в области государственного управления.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного ликвидатору ООО «Южный» деяния со статьи 19.7 КоАП РФ на часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ, более того, указанная норма не предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения, в отличие от статьи 19.7 Кодекса.
Кроме того, согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе наличие события административного правонарушения.
Объективную сторону вменяемого правонарушения составляет нарушение установленных сроков представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В связи с этим при определении места совершения правонарушения необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, местом исполнения должностным лицом своих обязанностей либо местом нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.
Поскольку объективная сторона вменяемого в вину Лариковой Г.А. правонарушения выражается в нарушении должностным лицом, ответственным за предоставление отчетности, сроков представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, то местом совершения вменяемого административного правонарушения следует считать место исполнения должностным лицом своих обязанностей в ООО «Южный», которое в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц расположено по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Малодвинская, д.2, стр.Б.
Между тем согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Южный» внесены сведения о недостоверности адреса юридического лица.
Таким образом, место совершения правонарушения, указанное в протоколе, противоречит представленным материалам, место совершения правонарушения должностным лицом не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Южный» Лариковой Галины Анатольевны прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Котласском городском суде Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка № 1 Котласского судебного района Архангельской области.
Мировой судья А.А.Лукина