Дело №2-24/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2014 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Черных К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Колесова А.О. об обязании обеспечить лекарственными средствами,
установил:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в интересах Колесова А.О. к Департаменту здравоохранения Костромской области о признании незаконным действий и возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами. Мотивировал свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что Колесов А.О. является .... Ему назначена пенсия ..., от социального пакета он не отказывался, льготы получает в натуральном выражении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Колесов А.О. проходил лечение в ФГУ Московский НИИ педиатрии и детской хирургии. При выписке Колесову рекомендован прием препаратов: <данные изъяты>. Медикаментозный курс рекомендовано повторять каждые 6 мес. Для прохождения одного курса лечения Колесову А.О. необходимо:
- <данные изъяты>. - 4,5 упаковки
- .... - 3 флакона
- ... - 3,5 флакона
- .... - 1 упаковка
В феврале 2012 года кардиологом ОГБУЗ «Костромская областная больница» Колесову рекомендован курс лечения лекарственными препаратами «...», «...», «...». Для прохождения лечения Колесову А. О. необходимо
- ....3 раза в день 1 мес. - 0,5 упаковки
- .... 1 раз в день 1 мес. 0,5 упаковки
- ... 1 раз в день 1 месяц 30 капсул
Колесову предоставляется только препарат ... вместо препарата ... (аналог). Согласно письму Департамента здравоохранения Костромской области, другие лекарственные средства не входят в перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 665, а также в перечень жизненно-необходимых лекарственных препаратов, в связи с чем, не имеется возможности обеспечить Колесова А.О. лекарственными средствами. Подобные действия Департамента здравоохранения Костромской области нарушают конституционные права и законные интересы Колесова А.О. Колесов А.О., являющийся ..., не имеющий юридического образовании и материальных средств на услуги адвоката, не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих интересов, а также в связи с тем, что обеспечение лекарственными средствами относится к вопросам социальной защиты населения прокурор обязан обратиться в суд за защитой ее интересов. Также следует учесть, что Колесов проживает на значительном расстоянии от суда, в котором подлежит рассмотрение данного заявления. Кроме того, от Колесова А.О. поступило заявление о защите его нарушенных прав на лекарственное обеспечение. Ссылается на ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит суд признать действия Департамента здравоохранения Костромской области, выраженные в отказе в предоставлении бесплатно лекарственных препаратов ... незаконными. Обязать Департамент здравоохранения Костромской области, обеспечивать бесплатно Колесова А.О. ежегодно лекарственными средствами -....
В процессе рассмотрения гражданского дела прокурор исковые требования уточнил, которые в окончательной форме сводятся к следующему обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить бесплатное получение Колесовым А.О. в соответствии с медицинскими показаниями препарата ... в количестве 3 упаковки для прохождения курса лечения.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены департамент финансов Костромской области, ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.», Управление Росздравнадзора по Костромской области, Министерство здравоохранения РФ.
В судебное заседание прокурор, истец Колесов А.О. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Пекишев П.В. иск не признал. Не оспаривая обязанность департамента здравоохранения Костромской области обеспечить Колесова А.О. лекарственным средством, пояснил, что в настоящее время истец обеспечен лекарственным препаратом ... на 4 месяца, по истечении данного срока истцу будут выданы еще лекарственные препараты.
Представитель Управления Росздравнадзора по Костромской области вопрос об удовлетворении требований оставила на усмотрение суда. Полагала, что если истцу не были предоставлены лекарственные средства в 2013 году, то нет гарантии, что он получит данные лекарственные средства в 2014 году.
Представители третьих лиц департамента финансов Костромской области, ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.», Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждено, что Колесов А.О. является .... По информации ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» Колесов А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передан под наблюдение во взрослую поликлинику из детской консультации в феврале 2012 года с диагнозом: .... .... Колесову для лечения рекомендованы следующие лекарственные препараты: .... Медикоментозные курсы данными препаратами рекомендовано повторять каждые 6 месяцев. В январе 2014 года Колесову А.О. отпущен ... упаковка (л.д. 128, 129).
оссийской окончательной форме сводятся к следующему ые требования уточнилпечения лекарственными средствами.
Статей 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская реабилитация представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество. Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
Согласно ст. 28.1. Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Статьями 6.1., 6.2 Федерального закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной социальной помощи» установлено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 № 665 (ред. от 10.11.2011) утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07-1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В соответствии с п. 4 названного Постановления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; а также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых им на эти цели,
Из изложенного следует, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.
Указанная позиция изложена и в Письме Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2006 № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой».
Анализ указанных норм действующего законодательства, дает основание для вывода о том, что Колесов А.О. вправе получать назначенное лекарственное средство за счет средств бюджета Костромской области. Иное применение данных нормативных правовых актов означает снижение уровня гарантий в области охраны здоровья и противоречит положениям Конституции РФ, федерального законодательства.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу п.п. 1, 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546 «О Департаменте здравоохранения Костромской области» департамент здравоохранения Костромской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области. К полномочиям департамента относится осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществление следующих полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, реализация полномочий по обеспечению лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в Костромской области возложена на департамент здравоохранения Костромской области. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Колесова А.О. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «... ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░