Гражданское дело ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2018 года с. Александровское
Александровский районный суд Томской области в составе:
председательствующего О.П. Крикуновой,
при секретаре Л.Н. Вальтер,
с участием истца Ткаченко Игоря Викторовича,
представителя ответчика Новосельцевой Н.А., действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-141/2018 по иску Ткаченко Игоря Викторовича к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Александровского района» Томской области о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ткаченко Игорь Викторович (далее по тексту – Ткаченко И.В., истец) обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Александровского района» Томской области (далее по тексту – ОГКУ «ЦСПН Александровского района», ответчик) о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.
Ссылаясь на статью 784 ГК РФ, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 «О ветеранах», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов", просил обязать ответчика удовлетворить его заявление о предоставлении положенных ему льгот в виде скидки в размере 50 % на оплату жилищных услуг.
В обоснование иска указал, что он является собственником жилого дома, расположенного в <адрес>. Он является ветераном боевых действий и имеет право на предусмотренные законом меры социальной поддержки. 08.10.2018 он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 «О ветеранах» льгот в виде скидки в размере 50 % на оплату жилищных услуг. Ответом от 22.10.2018 № *** ему было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что он услугами, подлежащими компенсации, не пользуется. Он с отказом ответчика не согласен, поскольку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 «О ветеранах» меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются независимо от вида жилищного фонда. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» коммунальными услугами считаются коммунальные ресурсы, к которым приравниваются сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. В его доме нет централизованных сетей инженерно-технического обеспечения для отведения сточных вод и канализации, а установлен септик для сбора и откачки жидких бытовых отходов. Он заключил договор с МУП «Жилкомсервис» на сбор и вывоз жидких бытовых отходов. Услуга по выводу жидких бытовых отходов является жилищной услугой. Поэтому отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки полагал несостоятельным и нарушающим его законные права и интересы как ветерана боевых действий.
В судебном заседании истец Ткаченко И.В. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ссылался также на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-093, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, согласно которому сбор и вывоз жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг.
Представитель ответчика Новосельцева Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила аналогично изложенному в письменных возражениях, из которых следует, что жилищными услугами, подлежащими компенсации согласно Федеральному закону от 12.01.1995 «О ветеранах» (плата за наем, за содержание и текущий ремонт жилого помещения, капитальный ремонт), истец не пользуется. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов отнесена к затратам на содержание общего имущества дома. Поскольку истец проживает в собственном частном доме, и затраты на содержание общего имущества не производит, то он не несет эти затраты. Отдельно компенсация по сбору и вывозу жидких бытовых отходов Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" не предусмотрена.
Исследовав доводы сторон, изучив представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых предоставляются следующие меры социальной поддержки - компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, состоящая из:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный законодатель, регламентируя правовой механизм реализации указанных прав граждан, передал полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Так статьёй 2 Закона Томской области от 12.03.2005 № 40-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (в редакции Закона Томской области от 05.10.2015 N 141-ОЗ), меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в форме денежной выплаты. Порядок назначения и выплаты денежной выплаты устанавливается Администрацией Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 19 января 2011 года N 7а (в редакции постановления Администрации Томской области от 24 января 2017 года N 10а) утвержден Порядок предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка компенсационные доплаты предоставляются областными государственными казенными учреждениями "Центр социальной поддержки населения" по месту жительства (пребывания) граждан. Указанные учреждения в соответствии с подпунктом 5 пункта 7 указанного Порядка принимают решение о назначении (отказе в назначении) компенсационной доплаты.
Как установлено в судебном заседании, истец Ткаченко И.В. является ветераном боевых действий, о чем ему *** УВД *** выдано удостоверение серии ***. В связи с этим истец Ткаченко И.В. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Истец Ткаченко И.В. является собственником одноэтажного жилого дома, площадью *** кв.м., расположенного по <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ***.
Истец Ткаченко И.В. является также потребителем услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов. Им ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с МУП «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения на оказание услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов. Фактически услуги по вывозу жидких бытовых отходов (вывоз ЖБО) истцу оказываются. Им производится оплата оказанных услуг.
Указанные обстоятельства подтверждаются договором от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения, единым документом на оплату ПАО «Томскэнергосбыт» и кассовым чеком об оплате услуг от ДД.ММ.ГГГГ.
08.10.2018 истец Ткаченко И.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» льгот в виде скидки в размере 50 % на оплату жилищных услуг.
Ответчиком в ответе от 22.10.2018 № *** со ссылкой на подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", было отказано в удовлетворении заявления истца Ткаченко И.В. Ответчик пришел к выводу о том, что услугами, подлежащими компенсации, истец не пользуется.
Оценив представленные доказательства в совокупности в порядке статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца Ткаченко И.В., поскольку положения подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" о предоставлении ветеранам боевых действий льготы по оплате в размере 50% платы за содержание жилого помещения, не подлежат применению к возникшим правоотношениям. Принадлежащий истцу жилой дом, где он проживает со своей семьей, не является многоквартирным, отсутствует общее имущество собственников жилых помещений.
Истцом Ткаченко И.В. соответствующая оплата услуг, работ по управлению многоквартирным домом, а также содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме не производится, обратного суду не представлено.
Истец Ткаченко И.В. полагал, что поскольку у него есть право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, состоящей из платы за содержание жилого помещения, то ему должна быть компенсирована плата на вывоз жидких бытовых отходов.
Суд находит, что в силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) в структуру платы за жилое помещение входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из положений части 4 данной статьи следует, что услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ, согласно которым плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Подпункт «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, относит к содержанию общего имущества, в том числе, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
Пунктом 26 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290, утвердившим Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, конкретизированы работы, выполняемые управляющей организацией в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
К ним отнесены работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов, включающие: содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.
Анализ вышеизложенных положений Федерального закона "О ветеранах", предусматривающих меры социальной поддержки, в системном единстве с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и предусматривающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 ЖК РФ), а также с вышеизложенными нормами Закона Томской области от 12.03.2005 № 40-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», Порядком предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 19 января 2011 года N 7а (в редакции постановления Администрации Томской области от 24 января 2017 года N 10а), позволяет сделать вывод, что предоставление такой меры социальной поддержки, как оплата в размере 50% платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций в многоквартирном доме.
Действующим федеральным законодательством и законодательством Томской области предоставление ветеранам боевых действий мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по содержанию индивидуального жилого дома не предусмотрено.
Право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" является непосредственно действующим. Передача Российской Федерацией своих полномочий по предоставлению мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не позволяет последним изменять условия предоставления мер социальной поддержки, установленных федеральным законодателем за счет средств федерального бюджета.
Отдельно компенсация по сбору и вывозу жидких бытовых отходов Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" не предусмотрена.
А поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Ссылка истца на положения Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статью 784 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Правила предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, указанные выводы суда не опровергают, поскольку возможности компенсации расходов на оплату жилого помещения по содержанию индивидуального жилого дома не предусматривают.
Истец ссылался на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-093, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163. Вместе с тем, указанный классификатор утратил силу с 01.01.2017.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░. ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░░░░ 2018 ░░░░