Решение по делу № 33-126/2013 от 05.02.2013

Судья Успун И.И.                                                                                Дело № 33-126/2013 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл                                                                                         19 февраля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Соскал О.М.,

судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,

с участием прокурора Ойдуп У.М.,

при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи             Баутдинова М.Т.гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Ооржак Ш.А. к мэрии г.Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах сироты Ооржак Ш.А. к мэрии г. Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва», указав, что в прокуратуру г. Кызыла поступило обращение Ооржак Ш.А. о нарушении её жилищных прав. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Ооржак Ш.А. является сиротой, так как её мать умерла, а отец лишён родительских прав. Мэрией не представлено жильё или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения Ооржак Ш.А., несмотря на то, что она стоит на льготной очереди в мэрии г. Кызыла. Просил суд обязать Министерство финансов Республики Тыва обеспечить в течение 6 месяцев финансирование для приобретения мэрией г.Кызыла жилого помещения Ооржак Ш.А. Обязать мэрию г.Кызыла предоставить Ооржак Ш.А. по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «город Кызыл» жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл» соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям площадью не ниже 12,5 кв.м.

Решением суда исковые требования прокурора г.Кызыла удовлетворены частично. Суд обязал мэрию г. Кызыла предоставить Ооржак Ш.А. в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла                  Монгуш Ш.С., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Республики Тыва, указывая на то, что возможность исполнения решения суда напрямую зависит от объёма предоставляемых местному бюджету субвенций на приобретение жилых помещений. В решении суда должны быть указаны сведения о том, что именно постановил суд, кто и какие конкретно действия, а также в чью пользу должен произвести ответчик, за какой из сторон признано оспариваемое право. Обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В связи с отсутствием новых жилых домов и свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда мэрия г. Кызыла не имеет возможности удовлетворить жильём граждан данной категории. Установленные законом полномочия органов местного самоуправления необходимо рассматривать в совокупности с финансированием, выделяемым на обозначенные цели из бюджета города. Возлагая на мэрию г. Кызыла обязанности по предоставлению жилья суд должен был выяснить следующие обстоятельства: объём предусмотренных финансовых средств (субвенций) г. Кызылу в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных государственных полномочий; количество детей-сирот, состоящих на учёте; определить соотношение объёма средств, выделенных городу Кызылу на данные цели (субвенций); и общее количество детей-сирот, состоящих на учёте на получение жилья; установление факта перечисления денежных средств. Выяснение данных обстоятельств позволяет правильно определить основного ответчика по делу и пределы ответственности мэрии г.Кызыла, как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам.

В судебное заседание представители ответчиков мэрии г. Кызыла, Министерства финансов Республики Тыва не явились, хотя были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Прокурор Ойдуп У.М., истица Ооржак Ш.А. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

Согласно пп. 1, 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции от 29.06.2012 N 96-ФЗ), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ …дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленные в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от                             06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом.

Законом Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-I городской округ «Город Кызыл» наделён отдельными государственными полномочиями по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 8 ст. 3).

Судом установлено, что Ооржак Ш.А. и Ондар Ш.А. являются одним и тем же лицом, что подтверждается свидетельством о перемене имени. Также судом установлено, что ФИО1 подпадает под категорию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, поскольку её мать О. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец решением Кызылского городского суда Республики Тыва лишён родительских прав.

Постановлением мэра г. Кызыла от 17 октября 2005 года №, М. назначена попечителем над несовершеннолетней Ооржак Ш.А., а из контрольной карточки следует, что Ооржак Ш.А., как сирота, постановлением мэра г. Кызыла № от 02 февраля 2006 года поставлена на очередь на получение квартиры.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 26 ноября 2012 года №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Ооржак Ш.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Таким образом, жилое помещение Ооржак Ш.А. мэрией г.Кызыла не предоставлялось.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора г. Кызыла и правомерно обязал мэрию г.Кызыла предоставить Ооржак Ш.А. в шестимесячный срок жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м, и отказал в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании министерства финансов Республики Тыва обеспечить в течение шести месяцев финансирование для приобретения мэрией г.Кызыла жилого помещения Ооржак Ш.А.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла, как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.

Довод жалобы о том, что исполнение решения суда напрямую зависит от объёма предоставляемых местному бюджету субвенций на приобретение жилых помещений, судебная коллегия отвергает как несостоятельный по следующим основаниям.

Из вышеприведённых норм законов видно, что государственное полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано муниципальному образованию «город Кызыл Республики Тыва», а финансовое обеспечение таких полномочий предусмотрено Законом Республики Тыва Законом Республики Тыва от 07 декабря 2010 №159-ВХ-1 «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов».

Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения. Эти доводы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.

Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

Руководствуясь ст., ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 февраля           2013 года.

Председательствующий

Судьи

33-126/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
19.02.2013Судебное заседание
27.02.2013Передано в экспедицию
27.02.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее