Дело № 2-2635 (2018)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2018 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,
с участием представителя истца Ачинского межрайонного прокурора - помощника прокурора Чиркова Д.С.,
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя школа № 15" о возложении обязанности разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя школа № 15" о возложении обязанности разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Исковые требования мотивированы тем, что 09.06.2018 прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что в результате осуществления МБОУ «Средняя школа № 15» хозяйственной деятельности образуются отходы, а именно, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - I класс опасности, а также мусор от уборки территории и помещений - V класс опасности. Также в ходе проведенной проверки установлено, что в МБОУ «Средняя школа № 15»имеются паспорта на отходы (подтверждающие отнесение отходов к конкретномуклассу опасности), образующиеся в результате хозяйственной деятельности.Также имеется, проект нормативов образования отходов и лимитов на ихразмещение, утвержденный на основании приказа Управления Росприроднадзорапо Красноярскому краю от 18.04.2012 № 448.Вместе с тем, проверкой установлено, что срок действия данных нормативов истек. Прокурором в адрес директора МБОУ «Средняя школа № 15» внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого, нарушения ответчиком не устранены. В связи с чем, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением (л.д. 2-4).
В судебном заседании представитель истцаАчинского межрайонного прокурора - помощник прокурора Чиркова Д.С. заявленные исковые требования поддержал по аналогичным основаниям, против установления ответчику срока для разработки и утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - в течение9 месяцев не возражал.
Представитель ответчика МБОУ "Средняя школа № 15", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела путем вручения судебной повестки (л.д. 71), в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, письменные пояснения, согласно которымоставляет разрешение заявленных прокурором требований на усмотрение суда. Сообщает, что МБОУ «Школа № 15» заключило 13.07.2018г.контракт №129/88/А на оказание услуг по разработке паспортов отходов. Срок исполнения контракта 90 дней.После получения паспортов отходов будет заключен контракт на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Регламентный срок разработки проекта - 120 дней, его утверждение в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края - 45 дней.Таким образом, срок разработки и утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение составляет около девяти месяцев (в случае наличия средств в бюджете учреждения)(л.д. 68, 72).
Выслушав представителя истца Ачинского межрайонного прокурора - помощника прокурора Чиркова Д.С., исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского межрайонногопрокурораподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под обращением с отходами в соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ понимается деятельность, в том числе по их накоплению.
Согласно пункту 4 раздела 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года N 681, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
Накопление, как указано в пункте 2 раздела 1 названного Постановления, представляет собой хранение потребителями ртутьсодержащих ламп разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.
Размещение отходов - есть их хранение и захоронение (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ (абзац 3)индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Как установлено по делу, в процессе осуществления МБОУ «Средняя школа № 15» образовательной деятельности образуются отходы I и IV класса опасности, а именно: лампы ртутные, ртутно – кварцевые, люминисцентные, утратившие потребительские свойства, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно – кустарниковыми посадками, мусор от уборки территории и помещений учебно – воспитательных учреждений, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, пищевые отходыкухонь и организаций общественного питания несортированные.
МБОУ «Школа № 15» заключены контракты от 11.01.2017, от 10.05.2017и от 10.01.2018 г. на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов 4, 5 класса опасности с территории заказчика, расположенной по адресу: г. Ачинск, 5-й м-он, стр. 15 (л.д. 13-20), а также на оказание услуг по сбору и хранению ртутных ламп от 11.01.2017 г. и от 23.01.2018 г. (л.д. 9-12).При этом,имеется паспорт на образующиеся отходы Iкласса опасности, а именно, лампы ртутные, ртутно – кварцевые, люминисцентные, утратившие потребительские свойства (л.д. 21, 22). Паспорт на иные образующиеся отходы 4класса опасности отсутствует.
В МБОУ «Средняя школа № 15» имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный на основании приказа Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 18.04.2012 г. № 448, сроком действия до 18.04.2017 г. (л.д. 23, 24).
Проект нормативов на новый срок ответчиком не разработан и не утвержден, что последним не оспаривается.
Согласно выпискеиз проекта «реестра расходов разового характера» по учреждениям г. Ачинска на 2018 г. и плановый период 2019-2020 г.г. на оформление паспорта опасных отходов и разработку проекта нормативов образования отходов в МБОУ «Средняя школа № 15» предусмотрена субсидия в сумме 62 288, 91 рублей (л.д. 31).
08 мая 2018 г. МБОУ «Школа № 15» в адрес Управления образования администрации г. Ачинска направлено письмо о согласовании оплаты разработки паспортов опасных отходов и проекта нормативов образования отходов из средств муниципального задания МБОУ «Школа № 15». Согласно расчету, стоимость данного вида услуг составляет 47 058, 42 рублей (л.д. 32).
Как следует из сообщения МБОУ «Школа № 15», ответчиком 13.07.2018 г. заключен контракт на оказание услуг по разработке паспортов отходов. После получения паспортов отходов будет заключен контракт на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Таким образом, для разработки и утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение необходимо около девяти месяцев (в случае наличия средств в бюджете учреждения).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в процессе деятельности МБОУ «Школа № 15» образуются опасные отходы, в связи с чем, разработка ответчиком проектов нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение является обязательной в силу закона.Поскольку проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение МБОУ «Школа № 15»не разработан и не представлен на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, деятельность ответчика без данного проекта создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц), в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать ответчика устранить выявленные нарушения требований природоохранного законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
С учетом конкретных обстоятельств дела, требование истца, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так, с ответчика МБОУ «Школа № 15» подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования город Ачинск в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать МБОУ "Средняя школа № 15" в течение девяти месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу, разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Взыскать с МБОУ "Средняя школа № 15" в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решениесуда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской судв апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подписьЕ.П. Матушевская