Решение по делу № 2-376/2012 от 29.02.2012

Мотивированное решение изготовлено 23.07.2012 г.

Дело № 2-376/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            г. Алапаевск                                                                                                                17 июля 2012 г.

                     Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

            председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,

            с участием:

представителя истца - заместителя Алапаевского городского прокурора Мелкозеровой Т.В.,

представителя ответчика - администрации МО Алапаевское Захаровой С.Л., действующей на основании доверенности от 25.10.2011 г.,

при секретаре Коробейниковой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Алапаевское, сельскохозяйственному производственному кооперативу «им. Чапаева», сельскохозяйственному производственному кооперативу «Пламя», Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, третьим лицам - ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Алапаевский», Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Алапаевский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО Алапаевское, в котором просил:

- признать незаконным бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в длительном непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в отношении следующих автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах МО Алапаевское:

1. подъезда к <данные изъяты> от автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

2. подъезда к <данные изъяты> от <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

3. автодороги к <данные изъяты> от <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

4. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

5. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

6. подъезда к <данные изъяты> от автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

7. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

8. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

9. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>.

- обязать администрацию МО Алапаевское обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет указных автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах МО Алапаевское, в качестве бесхозяйных недвижимых вещей;

- обязать администрацию МО Алапаевское по истечении календарного года со дня постановки указанных автомобильных дорог на учет в качестве бесхозяйных принять их в муниципальную собственность.

В судебном заседании представитель истца - заместитель Алапаевского городского прокурора Мелкозерова Т.В. требования поддержала и пояснила, что на территории МО Алапаевское находятся указанные выше автомобильные дороги общего пользования, расположенные в границах данного городского округа, право собственности, на которые за муниципальным образованием не зарегистрировано, в реестр муниципальной собственности спорные дороги не включены, вследствие чего, установленные федеральным законодательством требования безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог не исполняются. Непринятие администрацией МО Алапаевское в течение длительного времени мер к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спорных дорог, в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильными дорогами, расположенными в границах округа, на безопасность дорожного движения.

Представитель ответчика - администрации МО Алапаевское Захарова С.Л. иск не признала и пояснила, что действительно указанные выше дороги общего пользования, находятся в границах МО Алапаевское, право собственности, на данные дороги, которые в настоящее время собственника не имеют, за муниципальным образованием не зарегистрировано, в реестр муниципальной собственности спорные дороги не включены. Вместе с тем, ответчиком предпринимаются действия для сбора пакета документов, необходимого для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спорных дорог, в качестве бесхозяйных недвижимых вещей. В частности, ответчику выделены субсидии из областного бюджета на осуществление мероприятий по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог, находящихся на территории МО Алапаевское, за счет, которых в настоящее время проведена часть кадастровых работ в отношении спорных дорог. Кроме того, представитель ответчика указывает на необоснованность требования прокурора о возложении на администрацию МО Алапаевское обязанности по истечении календарного года со дня постановки указанных автомобильных дорог на учет в качестве бесхозяйных принять их в муниципальную собственность, поскольку в течение указанного срока в отношении данного недвижимого имущества могут быть заявлены права иных лиц.

Представители ответчиков - сельскохозяйственного производственного кооператива «Пламя», Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, третьих лиц - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили отзывы на иск, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива «им. Чапаева», третьего лица - ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Алапаевский», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Аналогичные положения, касающиеся возможности обращения прокурора в суд, содержатся в п. 4 ст. 27 Федерального закона №2201-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре».

Согласно ч.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Автомобильные дороги прочно связаны с землей, поэтому они относятся к объектам недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации как на объекты недвижимости.

Согласно ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.9 ст.6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского oкpуга, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в частности: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п.21 ч.1 ст.31 Устава муниципального образования Алапаевское, утвержденного решением Думы указанного муниципального образования от 26 ноября 2008 г. №67, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Алапаевское, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям Администрации муниципального образования Алапаевское.

Согласно ч.1,3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Представителем ответчика - администрации МО Алапаевское не оспаривается, что автомобильные дороги:

1. подъезд к <данные изъяты> от автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

2. подъезд к <данные изъяты> от <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

3. автодорога к <данные изъяты> от <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

4. автодорога <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

5. автодорога <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

6. подъезд к <данные изъяты> от автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

7. автодорога <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

8. автодорога <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

9. автодорога <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>.,

находятся в границах МО Алапаевское, право собственности на данные дороги, которые в настоящее время собственника не имеют, за муниципальным образованием не зарегистрировано, в реестр муниципальной собственности спорные дороги не включены.

Остальные ответчики по делу и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, не претендуют на указанные выше автомобильные дороги и не заявляют прав на них, в том числе указывая, что данное недвижимое имущество собственника не имеет.

Представителем администрации МО Алапаевское также не оспаривается, что указанные выше бесхозяйные автомобильные дороги, не приняты на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в силу не обращения администрации МО Алапаевское в указанный орган, с соответствующим заявлением.

Поскольку в силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи, лежит на органе местного самоуправления, на территории которого она находится, то администрация МО Алапаевское в течение разумного срока должна была обратиться с заявлением в соответствующий орган, что ответчиком сделано не было.

Доводы представителя администрации МО Алапаевское о том, что ответчиком предпринимаются действия для сбора пакета документов, необходимого для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спорных дорог, в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, в частности, ответчику выделены субсидии из областного бюджета на осуществление мероприятий по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог, находящихся на территории МО Алапаевское, за счет, которых в настоящее время проведена часть кадастровых работ в отношении спорных дорог, суд находит несостоятельными.

Непринятие администрацией МО Алапаевское в течение длительного времени мер к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спорных дорог, в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильными дорогами, расположенными в границах округа, на безопасность дорожного движения.

При таких обстоятельствах, суд признает бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в длительном непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в отношении указанных выше автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах МО Алапаевское, незаконным и считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение, путем обращения ответчика с соответствующим заявлением в соответствующий орган.

Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на администрацию МО Алапаевское обязанности по истечении календарного года со дня постановки указанных автомобильных дорог на учет в качестве бесхозяйных принять их в муниципальную собственность, поскольку в силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ в течение указанного срока в отношении данного недвижимого имущества могут быть заявлены права иных лиц.

Кроме того, принятие бесхозяйного имущества в муниципальную собственность по истечении года со дня постановки его на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права собственности, является правом, а не обязанностью органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, каковым администрация МО Алапаевское не является. При этом, признание права муниципальной собственности на недвижимую бесхозяйную вещь, осуществляется только в судебном порядке.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Вместе с тем, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции, в связи с чем, государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска был освобожден Алапаевский городской прокурор, не подлежит взысканию с ответчика - администрации МО Алапаевское.

           Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Алапаевское, сельскохозяйственному производственному кооперативу «им. Чапаева», сельскохозяйственному производственному кооперативу «Пламя», Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, третьим лицам - ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Алапаевский», Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог» о понуждении к совершению действий, частично удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в длительном непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в отношении следующих автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах МО Алапаевское:

1. подъезда к <данные изъяты> от автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

2. подъезда к <данные изъяты> от <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

3. автодороги к <данные изъяты> от <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

4. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

5. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

6. подъезда к <данные изъяты> от автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

7. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

8. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

9. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

Обязать администрацию МО Алапаевское обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в отношении следующих автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах МО Алапаевское:

1. подъезда к <данные изъяты> от автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>

2. подъезда к <данные изъяты> от <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

3. автодороги к <данные изъяты> от <данные изъяты> автодороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>

4. автодороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>;

5. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

6. подъезда к <данные изъяты> от автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

7. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>;

8. автодороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>

9. автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>.

В остальной части исковое заявление Алапаевского городского прокурора, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.

           Судья:                                                                                                              Е.В. Кокшаров

2-376/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алапаевский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
неопределенный круг лиц
Ответчики
Министерство по управлению государственным имуществом по СО
СПК "Пламя"
СПК "Колхоз им. Чапаева"
Администрация МО Алапаевское
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
ГИБДД ММО МВД РФ "Алапаевский"
ГКУ СО "Управление автомобильных дорог"
Суд
Алапаевский городской суд Свердловской области
Судья
Кокшаров Е.В.
Дело на странице суда
alapaevsky--svd.sudrf.ru
29.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.02.2012Передача материалов судье
02.03.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.03.2012Предварительное судебное заседание
13.04.2012Предварительное судебное заседание
10.05.2012Предварительное судебное заседание
30.05.2012Предварительное судебное заседание
17.07.2012Предварительное судебное заседание
17.07.2012Судебное заседание
10.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2012Дело оформлено
04.09.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее